search
main
0

Внимание, задача!

Учимся считать ментально

В дошкольном отделении нашего комплекса есть группы компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Данные нарушения представляют собой сложные симптомокомплексы, вклю­чающие в себя как фонетико-фонематическое, так и лексико-грамматическое нарушения строя речи. В связи с этим у таких детей отмечаются сложности в общении, в познавательной и учебной деятельности. Педагоги, работающие с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, находятся в постоянном поиске новых методик и технологий. Акцент делают на таких технологиях, которые позволяют наиболее интенсивно воздействовать на головной мозг, для формирования межполушарных связей.

Одним из направлений, которым занимаются педагоги дошкольных групп, является ментальная арифметика. Данная методика – это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. На первом этапе ребенок учится считать на специальных счетах – абакусе, узнает, как складывать и вычитать с его помощью, осваивает сложение и вычитание в пределах двух десятков.

Второй этап – переходный: ребенок учится считать на ментальной карте. Ментальная карта – это графическое изображение абакуса, которое помогает ребенку перенести образ абакуса в воображение. Это необходимый этап для перехода к ментальному счету, он позволяет сформировать навык непосредственно ментального счета, то есть без применения каких-либо вспомогательных предметов.

На третьем этапе дети производят арифметические действия уже ментально, с помощью визуализации процесса в своем воображении, а впоследствии уже и автоматически.

Занятия ментальной арифметикой имеют ряд уникальных преимуществ перед классической системой. Помимо того что у детей развиваются навыки счета, занятия ментальной арифметикой дают существенный толчок развитию воображения и памяти. Навык ментального счета основан на его постоянном использовании и совершенствовании. Когда дети считают ментально, они считают на воображаемых счетах. Осваивая эту методику, решая примеры, ребенок должен удерживать в уме промежуточные расчеты, учиться концентрировать свое внимание на конкретной задаче и достигать результата. Также на занятиях ментальной арифметикой развивается логическое мышление – во время ментального счета детям приходится использовать такие приемы логического мышления, как синтез, анализ, обобщение, сравнение.

Необходимо отметить, что еще одним существенным позитивным фактором, положительно отражающимся на общем умственном развитии ребенка, является развитие мелкой моторики рук. Передвигая многократно то вверх, то вниз, то одну, то несколько косточек, дети тренируют свои пальчики, причем работать может один или несколько пальчиков одновременно, пальчики могут работать параллельно, а могут – зеркально. И эти действия совершаются многократно при решении даже одного примера из нескольких слагаемых, что чрезвычайно полезно и очень помогает интенсивному развитию нейронных связей головного мозга. При выполнении математических вычислений ребенок использует левое полушарие, а правым полушарием он мысленно отрабатывает действия с косточками абакуса. При счете цифр второго десятка на абакусе работают параллельно обе руки, так как единицы находятся на правой спице, а десятки на левой.

Ментальной арифметикой с дошкольниками мы начали заниматься с начала учебного года. Говоря о результатах, можно отметить, что из четырнадцати воспитанников пилотной группы шестеро усвоили ментальный счет на абакусе на высочайшем уровне: они могут быстро решать длинные примеры на сложение и вычитание в пределах первых двух десятков, шестеро ребят имеют хороший результат и общую позитивную динамику. Хочется отметить, что у ребят проснулись интерес к математике, любовь к увлекательному процессу счета, стал виден их потенциал, их соревновательный дух (каждый хочет сосчитать быстрее товарища)! От них все время слышны просьбы: «А давайте еще!», «А почему так быстро сегодня?», «А когда мы еще будем считать?». Все это, безусловно, скажется на успехах наших воспитанников уже на следующих этапах их жизни, первым из которых будет школа.

Отмечу, что занятия ментальной арифметикой способствуют всестороннему, гармоничному развитию ребенка. Ментальная арифметика помогает комплексно развивать интеллектуальные способности. Советую коллегам ознакомиться с данной методикой ближе и начать применять ее в своей работе.

Ольга СОБОЛЕВА, воспитатель дошкольной группы школы №1494

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте