search
main
0

Внимание, внимание, родительское собрание. или В штормовых условиях детского сада

Комарова Е.С. Как оценить работу детского сада. – М., «Просвещение», 2006. :: Рауф Махарам. Типы людей. Взгляд из ХХI века: психология черных дыр и сверхновых звезд. – СПб, «ПИТЕР», 2006. :: Йорг Кноблаух, Хельгер Велтье. Управление временем. – М., «Омега-Л», 2006. :: Сгибнева Е.П. Родительские собрания в средней школе. – М., «Айрис-пресс», 2006.

Комарова Е.С. Как оценить работу детского сада. – М., «Просвещение», 2006.

Представьте себе: плывет корабль. В днище широкие пробоины, команда наполовину разбежалась (на других судах зарплата побольше), мачты сломаны бурей, паруса порваны, а половину провизии унесло в океан во время шторма. Но каким-то чудом корабль все еще плывет, хотя по всем законам должен утонуть.

Теперь представьте, что вы – капитан этого корабля.

Руководитель детского сада чем-то похож на этого капитана. «Средний российский детский сад начала нового столетия отличает плачевное состояние зданий и технологических коммуникаций, сильно обветшавшее оборудование и инвентарь, изношенный учебно-игровой материал и т.д.», – констатирует в своей книге Елена Комарова. Ко всему этому следует добавить запредельно низкий уровень заработной платы и постоянное выкраивание средств на питание детей. Раньше помогали шефы. Статус воспитателя был высоким. Теперь надежда только на себя. Шефы, если они и есть, – люди приходящие, не хозяева…

Как же в этаких «штормовых» условиях оценивать работу детского сада?

«По глубокому убеждению автора, эффективность работы детских садов во многом определяется управленческой вертикалью, которая обладает возможностью обеспечивать максимальную приспособляемость системы дошкольного образования к сложнейшим условиям внешней среды». Словом, многое зависит от «капитана». И чтобы вести «корабль» нужным курсом, он должен уметь анализировать как свои собственные действия, так и работу команды. В книге несколько глав, они посвящены анализу результатов различных направлений деятельности ДОУ. Автор старается учесть все: от анализа демографической ситуации, национально-этнических особенностей до кадрового обеспечения и исполнения бюджета. Довольно непрост и тонок анализ образовательной деятельности: «Если бы гениальный А.С.Пушкин жил в наше время и получал образование в современной российской школе, то при существующем положении вещей его, вероятно, распределили бы в класс для детей ЗПР, поскольку он имел хроническую неуспеваемость по одному из основных предметов – математике».

Что касается работы современного детского сада, то здесь нужно, во-первых, повысить востребованность обществом системы дошкольного образования – поднять его качество, полнее удовлетворять образовательные потребности семьи, во-вторых, увеличить количество каналов финансирования за счет привлечения внебюджетных источников, в-третьих, рационально расходовать бюджетные средства, «максимально уменьшая долю так называемых непроизводственных расходов, или расходов, непосредственно не связанных с образовательным процессом». Все это возможно при условии перехода на новый тип управления, где руководитель ДОУ самостоятелен в определении стратегии и тактики развития всех направлений детского сада». У «капитана» должны быть свободны руки, он должен быть хозяином корабля.

Автор предлагает следующие критерии оценки работы детского сада. Это, во-первых, результаты работы по охране жизни и здоровья детей (особое внимание – на питание), во-вторых, результаты образовательной деятельности, в-третьих, «осуществление обеспечивающих процессов»: работа с кадрами, програмно-методическое обеспечение и так далее. Подробности – в этой книге, которая не только рассказывает о том, что должен знать и уметь руководитель, но и помогает ему проводить анализ своей деятельности.

Рауф Махарам. Типы людей. Взгляд из ХХI века: психология черных дыр и сверхновых звезд. – СПб, «ПИТЕР», 2006.

Автор признается, что всегда хотел понять, как другой человек видит мир. Он – психолог, и ныне каждый день занимается этим. Читая книгу, лишний раз убеждаешься: другого понять, конечно, непросто, но понять себя, может быть, еще сложнее.

Мы обречены жить. Время меняется и требует таких умений и навыков, в которых ты прежде не нуждался. Автор прав: неспособность адаптироваться к новым жизненным этапам или к изменениям, которые происходят в обществе, – это уже серьезная жизненная проблема. В какой-то мере эта книга помогает пытливому читателю с ней разобраться. Действительно, нами, нашей волей управляют наши ценности, наш взгляд на мир. А восприятие мира – это не одежда, которую легко сменить. «Пока вы обвиняете в своих проблемах других людей, глупых родителей или жестокое общество, вам самим можно ничего не делать. Не нужно пытаться изменить себя. Раз виноваты другие, то пусть они и «дергаются». Но обвиняя других, вы, по крайней мере, хоть на время получаете психологическое облегчение. Когда же вы обвиняете самого себя в том, что не могли взглянуть на ситуацию «правильным» образом, то лишаетесь сил и энергии жить дальше».

Книга Рауфа Махарама – для тех, кто хочет жить, познать себя, и серьезно увлечен такой непростой наукой, как психология.

Йорг Кноблаух, Хельгер Велтье. Управление временем. – М., «Омега-Л», 2006.

Цель этой маленькой книжки – научить читателя управлять собственным временем, быть его хозяином. Приступая к ее выполнению, авторы рассказывают об одной пловчихе, которая решила плыть в ледяной воде с одного из морских островов до Калифорнии. Ей уже удавалось переплыть Ла-Манш туда и обратно. Ее ничто не страшило: ни вода, ни акулы, в которых порой приходилось стрелять с лодок, сопровождавших спортсменку. Стоял густой туман. Она плыла. Берега не было видно. Она превозмогала холод и усталость. Ей говорили, что до берега – всего ничего, но все-таки она попросила взять ее в шлюпку. Рекорд установить не удалось. Увидев берег, она пожалела, что отказалась от рекорда: остававшееся расстояние было ей вполне по силам.

Эта история учит: прежде чем что-то планировать, нужно четко представлять себе цель. Цель должна быть по силам, должна иметь положительную мотивацию. (Например, нельзя формулировать ее так: «Я не хочу стать еще толще, чем я есть». Лучше вот так: «К концу года я буду удерживать свой вес на такой-то отметке».) В книге даны практические советы, как работать с целью, ибо с нее-то все и начинается. Управление временем – это искусство прийти к намеченной цели.

А для этого многое нужно. Самодисциплина. Правильно поставленная цель. Умение защитить себя от лишней нагрузки и правильно сказать «нет». Умение определять приоритеты в своей деятельности и различать главное и второстепенное. Словом, в книге Йорга Кноблауха и Хольгера Велтье – масса практических советов, многие из которых могут пригодиться в жизни и учителю, и его ученикам.

Сгибнева Е.П. Родительские собрания в средней школе. – М., «Айрис-пресс», 2006.

Эта книга представляет собой сборник практических рекомендаций по проведению родительских собраний. В ней представлены одиннадцать тем для собраний (на год хватит). Автор стремится показать, что родительское собрание не имеет ничего общего с нравоучительным мероприятием, у него куда больше функций. Если классный руководитель озабочен не только успеваемостью, но и климатом в классе, он должен обратиться к родителям. Главное на каждой встрече – дружеская обстановка.

Первая тема, открывающая сборник, – «Организационная работа в начале года». Здесь мы избираем родительский комитет, закладываем основы для сотрудничества, знакомимся. Родителям предлагается заполнить анкету, которая позволит представить учителю социально-педагогическую характеристику семьи. Вторая тема – «Наши дети повзрослели». Цель – вооружить родителей знаниями о возрастной специфике, совместно выработать линию поведения, учитывающую возрастные особенности подростков. Тема №3 – «Почему возникают конфликты между родителями и детьми». Тема №4 – «Делать жизнь с кого?». Тема №5 посвящена общению в семье. Тема №6 – ошибкам, которые допускают взрослые в общении со своими детьми. В сборнике много практического материала. Каждый раздел предваряет вступительное слово учителя, с которым тот может обратиться к родителям. Есть тесты, памятки, советы по воспитанию (в том числе и «вредные»), можно даже с родителями сценку разыграть. Словом, родительское собрание с такой книгой не станет бесполезным и ненужным мероприятием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте