Возрастная группа: подготовительная к школе.Образовательные области: «Социализация», «Познание».Этап обучения: итоговый.Тип занятия: комплексное.Цель: стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым.
ЗадачиОбучающие: совершенствовать умение принимать коллективную цель, умение планировать вместе с взрослым, умение распределять роли на примере взаимодействия взрослых; закрепить умение собирать и систематизировать информацию на основе моделирования; совершенствовать навыки диалогической и монологической речи.Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к празднованию Дня защитника Отечества; совершенствовать умения договариваться и оказывать взаимопомощь; совершенствовать коммуникативные навыки и навыки самоорганизации.Развивающие: развивать познавательные интересы старших дошкольников; способствовать проявлению творческой индивидуальности.Предварительная работа: беседы о профессиях военного, тележурналиста; экскурсии в городской телецентр, в городской краеведческий музей на выставку «Солдатская жизнь»; просмотр видеороликов «Как делаются новости», «Парад Победы»; изготовление модели интервью; организация мини-выставки в группе «23 Февраля – День защитника Отечества», мини-музея военной техники, сюжетно-ролевая игра «Наши новости»; настольно-печатные игры «Кому что нужно для работы», «Профессии».ОборудованиеДемонстрационный материал: ноутбук, экран, проектор, электронная презентация «23 Февраля – День защитника Отечества».Раздаточный материал: 4 микрофона, 2 видеокамеры, модели последовательности интервью, бейджи по числу детей, 2 набора пазлов.Прогнозируемый результат: дети перенесут в сферу личностных интересов информацию о празднике «День защитника Отечества» и различных способах поздравления; смогут отразить представления о профессии тележурналиста в совместной деятельности с взрослым; смогут применить на практике способ сбора и анализа информации на основе моделирования; смогут построить речевые высказывания в форме монолога и диалога; проявят умение принимать коллективную цель, планировать совместную деятельность, распределять роли и договариваться, коммуникативные навыки, творчество и индивидуальность.Ход занятияДети проходят в музыкальный зал, оформленный как телестудия (большой экран, столики, ноутбук, на столиках видеокамеры, микрофоны, блокноты, ручки, бейджи, модели, пазлы; на экране слайд «23 Февраля – День защитника Отечества»).Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Проходите в нашу телестудию «Радужные новости». Располагайтесь удобно. Скажите, ребята, почему сегодня наша студия так необычно выглядит? Какой праздник отмечает вся наша страна в эти дни?Дети: День защитника Отечества.Воспитатель: Да, 23 Февраля – это праздник людей, чья профессия – защищать Родину. А как мы готовимся к этому празднику? Что мы делаем?Дети: Поздравляем мальчиков. Украшаем группу, провели праздник для пап. Собираем посылку солдатам.Воспитатель: Да, в нашем детском саду уже стало традицией проведение акции «Посылка солдату», когда мы все вместе собираем посылки и отправляем их в воинские части, где служат солдаты из города Березники. Я предлагаю сейчас вспомнить, как мы с вами в прошлом году участвовали в этой акции. Обратите внимание на экран. Демонстрирует презентацию «23 Февраля – День защитника Отечества. Вспомните, ребята, кто приходил к нам в гости?Дети: К нам приходили мама солдата и дедушка Валеры.Воспитатель: О чем нам рассказывал дедушка Валеры?Дети: Рассказал, как он служил в армии со своими товарищами.Воспитатель: Взгляните на эту фотографию. Чем вы здесь занимаетесь?Дети: Рисуем открытки солдатам.Воспитатель: А здесь что вы делаете?Дети: Собираем посылки солдатам.Воспитатель: А эта фотография о чем вам напомнила?Дети: Как мы надевали солдатскую форму в музее.Воспитатель: Да, у нас в детском саду с помощью родителей был создан музей солдатской формы. В этом музее можно было не только рассмотреть разную форму, но разрешалось также ее померить и сфотографироваться. Затем в музыкальном зале состоялся красивый праздник. Вспомните, кого мы пригласили на праздник?Дети: Родителей, маму солдата Светлану Григорьевну.Воспитатель: Что принесла Светлана Григорьевна? О чем она нам рассказала?Дети: Принесла нам фотографию своего сына Ярослава и прочитала его письмо для нас. А после праздника мы сходили на почту и отправили посылку солдатам, которые служат в армии.Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что почувствовали солдаты, когда получили нашу посылку?Дети: Они удивились, порадовались, им было приятно, что о них думают и заботятся.Воспитатель: Да, конечно, они обрадовались, что их помнят и ими гордятся ребята в родном городе, на их малой родине. Помните, Светлана Григорьевна, мама Ярослава, рассказывала, что когда ее сын получил посылку, он был так растроган, что на его глаза навернулись слезы. Ему было приятно получить такой знак внимания. Скажите, а что вам приятнее – дарить подарок или получать его?Дети: Хорошо, когда дарят подарок. Когда подаришь кому-нибудь подарок, а тебе скажут «спасибо», то настроение улучшается.Воспитатель: Да, согласна, хорошо, когда тебя радуют подарками, но и доставлять радость окружающим людям тоже приятно. От того, что ты делаешь доброе дело, на душе становится радостнее и светлее. Ребята, а хотели бы вы и в этом году принять участие в акции «Посылка солдату»?Дети: Да, хотим.Воспитатель: Подумайте, что необычного и интересного мы могли бы с вами сделать в этом году?Дети: Нарисовать рисунки, написать письмо, сделать сувениры. Сделать фотографии.Воспитатель: Фотографии – это хорошая идея, но у нас сейчас нет фотоаппарата. Зато есть видеокамера, что мы можем сделать?Дети: Можно сделать фильм и послать солдатам, чтобы они нас увидели.Воспитатель: Отличная идея, ребята, снять фильм! Мы такого еще не делали. Как вы думаете, о чем мы можем снять фильм? Что мы расскажем нашим землякам-солдатам?Дети: Расскажем о себе, чтобы они нас увидели и узнали, кто им присылает посылки и письма. Поздравим их с праздником.Воспитатель: Кто знает, как снимают фильмы? Расскажите, что для этого нужно? Как вы думаете, с чего нам начать делать фильм?Дети: Сначала нужно придумать, о чем снимать фильм. Записать все на бумагу. Потом взять камеру и снимать.Воспитатель: Да, ребята, вы все верно сказали. Для того чтобы снять фильм, сначала нужно придумать, о чем он будет. Затем нужно распределить роли: кто будет оператором, корреспондентом, ведущим. Потом нужно снять материал для фильма: встретиться с ребятами и воспитателями, узнать их мнения, записать их рассказы, то есть взять интервью, как настоящие корреспонденты. А что делать дальше, кто знает?Дети: Записать фильм на диск, и можно потом смотреть его на компьютере или в телевизоре.Воспитатель: Когда мы соберем необходимую информацию и снимем сюжеты, нам нужно будет при помощи специальной компьютерной программы смонтировать фильм, то есть собрать его примерно так же, как собираются пазлы, чтобы получилась целая картинка. А уже после этого записать фильм на диск. Ребята, посмотрите, как много работы нам нужно сделать, а времени у нас немного. Что нам делать, как организовать работу, чтобы все успеть в срок?Дети: Объединиться, работать вместе.Воспитатель: Конечно, давайте объединимся в команды и будем друг другу помогать. Я вам предлагаю объединиться в группы необычным способом – поиграем в игру «Соберите пазлы». Можете выбрать себе любую картинку.Дети собирают из пазлов 2 картинки.Замечательно! Таким образом, у нас образовались две команды, которые отправятся на съемку в разные группы, чтобы взять интервью у детей и воспитателей. Работы у нас много, мне без помощника тоже не обойтись, поэтому я пригласила нашего второго воспитателя Ксению Геннадьевну помочь нам. Ксения Геннадьевна, какую помощь вы можете нам оказать?2-й воспитатель: Я могу взять на себя роль оператора, снять на видеокамеру сюжет о том, как вы берете интервью у ребят, а затем смонтировать на компьютере наш фильм. Ребята, вы принимаете мою помощь?Дети: Да, мы принимаем вашу помощь, спасибо.Воспитатель: Спасибо, Ксения Геннадьевна, ваш опыт по созданию фильмов нам очень пригодится. Ребята, мы с Ксенией Геннадьевной распределили свои роли. Теперь вы в каждой команде распределите, пожалуйста, роли ведущего, корреспондента и оператора.Дети договариваются и распределяют роли.Воспитатель: Итак, ребята, вы распределили свои роли. Вы договорились, что будет делать ведущий? Что будет делать корреспондент?Дети: Мы будем спрашивать, кто служит в армии, что пожелают ребята и воспитатели солдатам.Воспитатель: Верно, если сказать одним словом, то вы будете брать интервью. Теперь давайте вспомним, какие предметы нужны для работы оператору. Что нужно для работы ведущему? Что понадобится корреспонденту для того, чтобы правильно построить интервью и задать интересные вопросы?Дети: Оператору нужна камера, ведущему нужен микрофон. Корреспонденту нужны карточки с вопросами.Воспитатель: Да, верно, у нас есть все атрибуты тележурналистов: видеокамеры и микрофоны. А для корреспондентов у нас есть карточки-подсказки, которые вы сделали сами, где значками записаны необходимые вопросы и порядок проведения интервью. Итак, съемочные группы, получайте творческое задание – соберите информацию о том, как дети нашего детского сада готовятся к Дню защитника Отечества. Возьмите бейджи, на которых обозначены ваши роли, а также все необходимые атрибуты. Готовы? Тогда в путь! Встретимся здесь, в нашем телецентре, через пятнадцать минут.Дети с воспитателями расходятся в разные группы. Ребята самостоятельно собирают информацию, используя модель интервью. Воспитатель снимает интервью на видеокамеру, а также оказывает детям помощь через вопросы, совет, подбадривание и эмоциональную поддержку. Через 15 минут группы собираются в музыкальном зале. Во время беседы с детьми второй воспитатель монтирует на ноутбуке отснятый материал.Воспитатель: Ребята, обе наши съемочные группы выполнили свое задание. Мы сходили в среднюю и старшую группы, взяли интервью у детей и воспитателей. Теперь давайте обсудим, что же у нас получилось. Я была оператором. Мне было интересно и увлекательно. Но в то же время трудно, так как нельзя было пропустить самые важные и интересные моменты. А как работалось корреспондентам? Ведущим? Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями?Дети: Было интересно общаться с воспитателем Ольгой Владимировной, она рассказала, что тоже служила в армии. Трудно было задавать вопросы и не забыть того, что мне рассказали. Трудно было говорить в камеру.Воспитатель: Мы собрали много информации, проанализировали ее, выбрали самые лучшие моменты и сделали фильм. Как вы думаете, будет он интересным? Мне не терпится посмотреть, что же у нас получилось. Думаю, и вам тоже. Внимание на экран!Дети смотрят фрагменты фильма.Воспитатель: Ребята, вот и закончился наш фильм. Вы увидели титры в конце фильма, где записаны ваши имена и кто какую роль выполнял. Понравился вам фильм? Какие эмоции он у вас вызвал?Дети: Да, понравился. Веселые, радостные. Будут воспоминания.Воспитатель: А как вы думаете, почему у нас такой замечательный фильм получился?Дети: Мы старались, работали вместе, дружно, помогали друг другу.Воспитатель: А как вы думаете, понравится наш фильм солдатам? Что им понравится? Что они почувствуют, когда увидят этот фильм?Дети: Понравится потому, что они узнают, кто мы. Им понравятся наши пожелания. Понравится, потому что мы постарались. Они напишут нам в ответ письмо.Воспитатель: Как вы думаете, кому еще интересен будет наш фильм? Почему?Дети: Ребятам, у которых мы брали интервью. Родителям, бабушкам, дедушкам. Потому что мы сделали доброе дело.Воспитатель: А как вы думаете, ребятам из соседнего детского сада будет интересно посмотреть наш фильм? Захотят ли они участвовать в акции «Посылка солдату»? Почему?Дети: У них тоже кто-нибудь в армии служит. Это необычный подарок.Воспитатель: Ребята, наш фильм готов. На следующей неделе я для каждого из вас запишу фильм на диск и отдам вам лично в руки. А потом мы сходим на почту и отправим фильм нашим землякам, которые служат в воинской части в Кировской области. Мы вместе сделали замечательный подарок нашим землякам-солдатам, вы можете гордиться собой! Давайте подарим друг другу аплодисменты за отличную работу!Литература:1. Букатов В.М. Шишел-мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социоигровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.3. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. Изд. 2-е испр. и доп./Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.4. Совместная деятельность педагога и детей: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Пермь, 2004.Екатерина ЛЕПИХИНА, воспитатель детского сада №88, Березники, Пермский край
Комментарии