В Большом современном толковом словаре русского языка значение слова «мяч» раскрывается как «сплошной или полый внутри шар из какого-либо упругого материала, отскакивающий при ударе о твердую поверхность (обычно используется в спортивных играх)». В дошкольных группах школы №1359 педагоги прекрасно знают, что мяч – это не только спортивный снаряд, но еще и прекрасное средство всестороннего развития личности ребенка.
Мяч – это не только древняя и любимая игрушка народов мира, развивающая физические качества, но и замечательное универсальное средство познавательного и эмоционального развития. Однако роль мяча в жизни дошкольника часто недооценивается и ограничивается использованием лишь в спортивных играх. Некоторые взрослые опасаются давать маленькому ребенку мяч в помещении, считая его опасной игрушкой, которую можно лишь кидать туда-сюда, пинать – и в результате разбить окно, люстру…
На самом деле игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития дошкольника. С мячом можно играть в дидактические и творческие игры, игры с правилами разной степени подвижности. Он служит хорошим «тренажером» для развития у ребенка самых разнообразных умений и навыков.
В умелых руках педагогов нашей школы мяч становится предметом исследовательской деятельности (во время проведения опытов, экспериментирований), средством формирования эмоционально-волевой сферы, важных качеств личности (в играх с правилами), средством коррекции, развития, воспитания, здоровьесбережения (при проведении гимнастики для глаз, дыхательных и пальчиковых гимнастик с использованием мячей; в играх в сухом бассейне, заполненном мячами).
Наши педагоги на протяжении нескольких лет работают с дошкольниками по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Школа мяча» и «Крепыш» с использованием фитболов и других видов мячей и спортивного инвентаря.
Специалисты образовательной организации (учителя-логопеды, учителя-дефектологи и педагоги-психологи) широко используют в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья игры, направленные на познавательное и сенсорное развитие.
Использование мячей способствует развитию речи ребенка, так как области коры головного мозга, отвечающие за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле.
Большое влияние игры с мячом оказывают и на нервно-психическое развитие дошкольника. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы, когда в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, ловкость, координация, скорость реакции.
Ряд дидактических игр и пособий с использованием разнообразных видов мячей разработан педагогами школы для использования в работе, направленной на познание детьми окружающего мира; развитие их воображения и творческих способностей, логики, счета, ориентации в пространстве; развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти.
В этом году наши педагоги приняли участие в городском конкурсе образовательных видеороликов «Большая игротека»-2022, став победителями и призерами в номинации «Игры с мячом». Игры с мячом являются средством, гармонично развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Елена ГОРБ, учитель-логопед школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии