Лавка метафор
Уважаемая редакция!
Академик Д.С.Лихачев в одном из своих последних интервью сказал примерно так: теряя язык, мы потеряем себя как народ.
И вот у меня появилась идея. Не можете ли вы завести рубрику о красоте, о культуре речи – журналистской, педагогической, детской – вообще человеческой?
Нет, не типа “произноси правильно” или “ударение ставь так”, а некую поэтическую (это я уж совсем высоко), просто интересную с фактами и обобщениями. Честное слово, это было бы великое дело! Ведь еще немного, и вся страна заговорит языком зеков. Особенно политики.
Валентина КУРГАК,
&127; учительница
Большой Камень,
Приморский край
пасибо Валентине Ивановне за еще одну мудрую подсказку. Ее постоянные письма в редакцию всегда несут в себе конструктивное начало, будь то оценка наших текстов, акций или собственные идеи.
Действительно, пора уже от высмеивания и пародирования сленга (языком его назвать, бывает, язык не поворачивается) политиков, новых русских, подростков и прочих лингвистов земли русской перейти к другому, прямо противоположному: поддержке, собиранию не негативных, а положительных образцов речи. Иначе ведь, если дело и дальше так пойдет, то и высмеивать скоро окажется некому – мы просто все дружно утратим завещанную нам русскую культурную речь в безбрежном океане уголовного, блатного сленга, чьи мутные волны просто шквалом обрушились на наших детей по всем каналам СМИ и прочего общения. Имею в виду также и безудержную экспансию иноязычных терминов.
С чего начать, где найти точку опоры для противостояния этому шквалу? Думаю, искать надо в изначалье: в речи самых юных носителей языка – детей. Когда-то Корней Чуковский совершил настоящий подвиг, прорыв в культуре, открыв взрослому обществу феномен активного, блестящего детского словотворчества в книге “От двух до пяти”. Культуролог и философ Александр Лобок, учитель начальных классов из Екатеринбурга, уже в наше время доказал своим экспериментом наличие мощной массовой потенции к блистательному стихотворчеству, текстотворчеству и у детей более старшего возраста.
Уверена: каждый просто хороший учитель владеет способностью не только исправлять и подчеркивать языковые ошибки своих учеников, но и талантом подметить свежие, нешаблонные обороты письменной или устной речи ребят, их метафоры, неологизмы, изящество стиля.
Задача совсем простая: постарайтесь зафиксировать эти образцы устной или письменной речи (будь то стихи или “проза”) и прислать их нам в редакцию на конкурс “Лавка метафор” (по возможности в виде коротких цитат или небольших отрывков). Конечно, мы адресуем наше предложение в первую очередь словесникам, но не только, ведь подлинные ценители красивой речи есть среди учителей всех предметов. Можете подключить к конкурсу и родителей своих учеников, дав им такое необычное задание: вслушаться и вчитаться в речь собственных детей.
Отправляя на конкурс образцы детской речи, не забудьте указать авторство, класс, номер школы и полный домашний адрес конкурсантов, а также свои собственные данные.
Лучшие из этих мини-текстов будут публиковаться в газете, а в конце учебного года итоги конкурса подведет жюри в составе известных поэтов, писателей, лингвистов, учителей. Победители будут награждены дипломами и призами.
Срок отправки – не позднее 1 мая. На конверте укажите название конкурса.
Ну что ж, начнем? Давайте говорить красиво!
Ольга МАРИНИЧЕВА
Комментарии