search
main
0

Внимание к слову

Духовно-нравственное развитие личности

Проблема нравственного состояния нашего общества сегодня стоит очень остро. Педагогической и научной общественностью, представителями культуры и ведущих религиозных конфессий бурно обсуждается вопрос о том, каким быть духовно-нравственному образованию, о месте и роли религии в нем. Предлагаются различные пути решения указанной проблемы.

Представляем опыт школы №315, в которой осуществляется один из путей организации духовно-нравственного образования, а именно концепция интеграции его в различные учебные дисциплины.

Главным принципом интеграции духовно-нравственного содержания в различные учебные дисциплины является его ценностная ориентированность, представляющая собой сочетание мировоззренческих, нравственных, этических и эстетических ценностей. Такая интеграция способствует соединению интеллектуального и нравственного начал, формированию духовного мышления, нравственного интеллекта. Примером подобной интеграции можно назвать курс «Развитие речи» в начальной школе, задачи которого можно сформулировать, исходя из значений слова «речь» в словаре Д.Н.Ушакова, следующим образом:

– обогащение и усложнение словарного запаса;

– усложнение смысловой функции речи;

– овладение художественными образами, выразительными средствами языка;

– усиление коммуникативных свойств речи.

Речь – это сугубо человеческая способность, связанная с личностью, с уровнем развития человека. Уроки развития речи дают возможность учителю решать задачи духовно-нравственного образования и воспитания. На этих уроках учитель может целенаправленно формировать и развивать нравственные представления детей. Эта работа осуществляется в следующих направлениях:

– формирование нравственных качеств, отражающих отношение ребенка к другим людям;

– отношение к самому себе как к личности и как к члену коллектива, общества;

– отношение к труду;

– отношение к Родине.

Важную роль в этом играет подбор текстов для работы на уроках развития речи. Тексты, которые подбирает учитель, должны соответствовать возрасту младшего школьника, отражать жизненный опыт и интересы учащихся начальных классов, а также находить в душе детей эмоциональный отклик: чувство сострадания, сопереживания, радость, волнение за судьбу героя, ответственность.

Какие же темы способны вызвать у 7‑10‑летних детей такие чувства? Это, безусловно, темы взаимоотношений с друзьями, роли семьи в жизни ребенка, природы, взаимосвязи человека и животных, приключений, героических поступков, сложных жизненных ситуаций и умения найти выход из них, выбора своего собственного поведения в сложившихся обстоятельствах.

Использование на уроках развития речи разнообразных форм работы поддерживает интерес детей к обсуждаемым проблемам. Среди письменных форм работы можно выделить различные виды изложений. Этот вид письменных работ требует от детей умения самостоятельно планировать свою работу, выделять главную мысль в тексте, формулировать свое отношение к проблеме, внимательно относиться к слову как носителю мысли и чувства. Это формирует у детей самостоятельность мышления и уважение к речи.

Фронтальная беседа по содержанию прочитанного всегда предшествует письменной работе. Она позволяет выявить степень понимания прочитанного. Учитель осуществляет проблемный подход, стараясь поставленными вопросами заставить учащихся задуматься над поступками героев или высказать свое впечатление, отношение к прочитанному.

Большую роль в социализации детей, формировании толерантности, сотрудничества играет групповая форма работы. Она приучает к ответственности, готовности оказать помощь товарищу, воспитывает умение слушать, брать инициативу на себя, развивает самостоятельность, расширяет границы межличностных отношений.

Включение нравственных аспектов в курс «Развитие речи» требует не только отбора содержания и форм работы. Такой подход требует от учителя глубоких знаний психологических особенностей детей данного возраста, умения воспринимать реакцию детей, правильно ее понимать и оценивать. Самое сложное при обсуждении нравственных проблем – создать атмосферу взаимного доверия, побуждающую детей самостоятельно искать ответы на вопросы. Роль учителя – направлять детей в этой работе, уважая позицию каждого.

Алексей ЛЕБЕДЕВ, библиотекарь школы №315

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте