В последнее время участились случаи мошенничества через средства электронной коммуникации – мобильный телефон, e-mail, Telegram и так далее. Среди сотрудников и студентов РосНОУ, а также их родных и знакомых, все чаще встречаются люди, пострадавшие от злоумышленников. Как это происходит? Вот что рассказала студентка Z Российского нового университета, пожелавшая остаться безымянной.
«Некоторое время тому назад мне позвонили из компании МТС и сообщили, что у меня якобы закончился срок действия договора. Звонок поступил с незнакомого номера, поэтому я на него не отреагировала. Спустя две недели мне снова позвонили и в очередной раз напомнили о завершении срока действия договора. Но при этом заявили, что в скором времени номер будет заблокирован, и чтобы этого не произошло, нужно подтвердить его актуальность. А для этого необходимо продиктовать цифры кода, которые они сейчас пришлют в СМС-сообщении.
И – действительно, буквально сразу после этого мне пришло сообщение с кодом, который я добросовестно продиктовала. Возможно, в тот момент мое критическое мышление отсутствовало или находилось в нижней точке по причине учебной запарки. Так или иначе, цифры я назвала. А еще через какое-то время мне позвонили из Госуслуг, а также пришли сообщения на Вотсап и электронную почту, где меня предупреждали, что отмечена подозрительная активность в моем аккаунте, и с него кто-то скачивает информацию. Как оказалось, на Госуслуги я не могу войти, потому что там теперь новый номер.
А все было очень банально. Злоумышленники, обратившись к моему аккаунту на Госуслугах, разумеется, не могли в него зайти без пароля. И они поступили просто – воспользовались опцией «Восстановить пароль». Как известно, при этом система высылает на телефон, прикрепленный к аккаунту на Госуслугах, код подтверждения, после чего появляется возможность изменить пароль на новый. Именно такую СМС я и получила, думая, что ее прислали, чтобы продлить срок договора с МТС. И по глупости продиктовала мошенникам код, с помощью которого они и проникли в мой аккаунт.
Получив предупреждение о подозрительной активности, я тут же бросилась в ближайший Многофункциональный центр (МФЦ), где мне оказали первую электронную помощь. Пока никаких катастрофических последствий не было, то есть никто не использовал мои данные для того, чтобы взять кредит, оформить какую-то собственность или сделать что-то еще нехорошее. Будем надеяться, что этого не произойдет, хотя я знаю людей, которые от этого пострадали, – на их имя были выписаны микрокредиты, и они лишились крупных сумм. Поскольку я обратилась в МФЦ, мой случай «взят в разработку», и в дальнейшем со мной будет работать адвокат, который станет защищать мои интересы. Но, хочется верить, этого не произойдет.
…Хотя сам факт того, что все мои данные сейчас находятся у кого-то, напрягает».
P.S. Остается открытым вопрос – а действительно ли студентке звонили именно сотрудники Госуслуг? Или, быть может, это еще один уровень мошенничества?
Комментарии