Современных педагогов, родителей, все общество волнует проблема организации содержательного досуга детей, создания дополнительных условий для развития их разнообразных интересов. В разное время она решалась по-разному, интересно, и важно обратиться к истории развития дополнительного образования с тем, чтобы лучше понять, в каком направлении ему развиваться в современных социально-экономических условиях.
Развитие внешкольного образования в годы после Октябрьской революции тесно связано с именем Надежды Константиновны Крупской. Именно в эти годы появились такие педагогические начинания, как групповые формы работы и творческие объединения, в 1917 году был создан соответствующий отдел, а внешкольное образование вошло в общую систему народного просвещения. Крупская в своих работах отмечала важность внешкольной работы, призывала создавать условия для всестороннего развития детей, при ее активном участии в 1918 году открыли первое государственное внешкольное учреждение – Станцию юных любителей природы (Москва, Сокольники), что и стало началом деятельности системы дополнительного образования, юбилей которого мы отметили в прошлом году.Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий: кружков, секций, факультативов, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Сегодня в образовательном пространстве столицы появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство, обеспечивающее ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, это одна из наиболее сложных проблем современной педагогики.В современных условиях дополнительное образование детей в школе отличает тесная связь с внеурочной работой, и, несомненно, большая роль в становлении теории внешкольного воспитания принадлежит Крупской, хотя в ее суждениях часто встречаются противоречащие высказывания. Перелистаем вместе многотомное издание работ Надежды Константиновны. Внешкольная работа, по оценке Крупской, обладает исключительными возможностями и должна помочь школе поднять работу по всестороннему развитию личности ребенка, но не должна быть продолжением учебы. В то же время в ее работах часто звучит призыв о необходимости подчинения и жесткого контроля школы за внешкольной работой: «Очень важно, чтобы школа за всем смотрела, чтобы внешкольное дело не шло каким-то самотеком…». Эта точка зрения до сих пор занимает прочные позиции в сознании педагогической общественности. В 1936 году Надежда Константиновна так писала о роли кружковой работы в деле самообразования: «Кружковая форма учебы должна отличаться большой гибкостью, активностью членов кружков, повышенным интересом к этой форме учебы, благодаря непосредственной связи ее с практикой жизни, с ее запросами, благодаря полной свободе выбора кружковых занятий и организации учебного процесса самими учащимися». Эти слова актуальны и сегодня, как и то, что «коллективная работа занимающихся самообразованием должна быть правильно поставлена. Постоянный обмен мнениями помогает лучше уяснить себе все непонятное, неясное. Товарищеские дискуссии поднимают интерес к занятиям, дают новые толчки мысли» (т. 9, с. 26).В своих статьях Крупская неоднократно обращалась к одаренности. «Настоящая трагедия человеческой жизни, по-видимому, кроется в различии человеческой одаренности» (т. 9, с. 89). «Каждая способность, с которой человек рождается, как бы ничтожна или значительна она ни была, несет с собой право и обязанность: право индивидуума на предоставление ему всех необходимых условий для развития и применения его способностей; обязанность – применить свой талант наилучшим образом для общественных целей» (т. 9, с. 287). В трудном 1920 году она писала о том, что развитию одаренности, способностей и выявлению склонностей к профессии может помочь развитие внешкольного образования, которое «имеет тогда только значение, когда оно всеми фибрами связано с живой, многогранной, вечно идущей вперед жизнью» (т. 9, с. 88).Конечно, в 20-30-х годах прошлого века перед образованием стояли совсем другие задачи. Дополнительное образование было во многом ориентировано на взрослое население, в частности, на ликвидацию безграмотности, мотивации населения к получению знаний. Сегодня содержание дополнительного образования детей и взрослых стало другим, оно направлено на самореализацию и удовлетворение индивидуальных потребностей населения, но актуальность его не меньше, чем в те годы. Необходимость развития системы дополнительного образования в Москве, переход ее в новое качественное состояние определяется некоторыми обстоятельствами. Во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании – взгляд на человека прежде всего как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития. Во-вторых, усиливается тенденция перехода от техногенной к антропогенной цивилизации. В-третьих, развивающие, культурно-образовательные, профориентационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом у детей и родителей. В результате возрастает значение различных видов дополнительного (неформального) образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, предназначенное для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей и взрослых.Сегодня существует четыре основные модели организации дополнительного образования.Первая модель дополнительного образования детей в учреждении дошкольного, общего или профессионального образования характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом.Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в названных учреждениях структур дополнительного образования, хотя как единая система она еще не функционирует.Третья модель организации дополнительного образования детей формируется в многофункциональных образовательных организациях и способствует интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности этих видов образования.Четвертая модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, общего или профессионального образования с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры – центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем.Для Москвы, обладающей значительными социокультурными ресурсами, предпочтительней четвертая модель при условии ее реализации в рамках межведомственного взаимодействия. Привлечение ресурсов города поможет значительно расширить спектр образовательных услуг в сфере дополнительного образования.Сфера внешкольного и дополнительного образования все больше привлекает внимание ученых и практиков, идет разработка новой идеологии сферы дополнительного образования столицы на основе основных положений теории развития человеческого капитала и в рамках международного тренда «LIFE LONG LEARNING», который в сфере дополнительного образования может стать основополагающим и рассматриваться и как непрерывное образование в течение жизни, и как развитие потенциала человека в течение всей жизни.Московский институт развития образования разрабатывает Концепцию дополнительного образования Москвы, составной частью которой будет новая институциональная модель дополнительного образования, обеспечивающая повышение его значимости. В организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, создают команды развития, обеспечивающие модернизацию дополнительного и внешкольного образования с учетом наукоемких технологий и возможности привлечения инвестиций, в работу с детьми активно включаются специалисты из сферы науки, культуры, спорта и отраслей производства.Таким образом, рассматривая историю и современные тренды развития дополнительного образования, можно утверждать, что смена экономических и идеологических моделей влияет на его организацию и содержание. Но самыми главными проблемами все равно остаются принципы и технологии организации педагогического процесса, поэтому теоретические основы внешкольного образования, самообразования и требований к педагогической деятельности, заложенные Н.Крупской, будут еще долго актуальны и востребованы.Н.МИХАЙЛОВА, зав. лабораторией МИРО
Комментарии