Необходимость провести внеплановый урок возникает у всех педагогов, независимо от предмета, времени года, уровня знаний учащихся. Давайте посмотрим на причины данного явления и на то, как справляться с той или иной проблемой.
Проблема:
,
Решение: помогает нестандартное начало урока, например, просто включаем песню с Youtube или видеоклип, рассказываем шутку на английском языке, соответственно уровню и возрасту. А может быть, просто даем несложное задание, не ограничивая время выполнения.
Проблема: подростки начинают урок с вопросов «не по теме». Возможно, их на самом деле что-то волнует, может быть, они таким способом пытаются увести нас от неинтересной для них темы.
Решение: у меня была очень мудрая преподавательница в университете, которая разрешала нам говорить о чем угодно, при условии, что мы вели беседу на английском. Она приучила нас общаться и даже думать на иностранном языке. Мы всегда обращались к ней только по-английски и незаметно привыкли пользоваться языком как инструментом общения в своей среде. Думаю, ее «внеплановые» занятия с нами были на самом деле хорошо спланированы.
Проблема: ученик решил вас перепроверить, нашел информацию в интернете по теме урока, громко заявил: «А в Википедии написано по-другому!».
Решение: это прекрасный повод выделить несколько минут на беседу о достоверности сведений, помещенных в сети. Объясните ребятам, что найти одну ссылку, чтобы понять ту или иную тему, мало. К тому же в интернете может быть неправильная информация и даже фейковая.
Проблема: в последнее время, из-за того, что нам постоянно доступны новости, резко возрос уровень тревожности среди детей. Достаточно одного примера – шведская школьницы Грета Тунберг (Greta Thunberg). Пресса превратила ее в символ борьбы за экологию, она уже больше двух лет выступает с призывами ко всем правительствам принимать действенные меры против катастрофических изменений климата.
Решение: личность Греты, очередная новость, свежее событие – все это поводы для беседы, конечно, на английском языке.
Проблема: мы видим, что по каким-то причинам запланированное занятие провести не получается.
Решение: обратиться к другой теме, использовать план Б. Существует старинная педагогическая мудрость: если кролика насильно кормить травой, он умрет.
Если весь класс не готов к уроку, контрольная показала очень низкий уровень знаний – дайте тему еще раз.
Один ученик ведет себя вызывающе или странно и не может успокоиться, дело идет к срыву урока – возможно, стоит вывести его из класса, вызвать школьного врача или медсестру, завуча.
Дети могут поделиться с вами домашними проблемами. Болезнь, ссоры и развод родителей, потеря близкого человека, безусловно, влияют на неокрепшую детскую психику. Самостоятельно решать такие задачи не стоит, лучше просто сказать слова ободрения, а потом проконсультироваться с классным руководителем, с психологом. Помню, как наша директор школы сообщила на педсовете о смерти молодой учительницы. Ее дочка училась в средней школе. Доброе отношение всего нашего педагогического коллектива помогло девочке не сорваться, окончить школу и поступить в вуз.
Проблема: что-то случилось у вас. Не успели подготовить задания, не проверили тетради, попросту не смогли придумать, как дать очередную тему.
Решение: вам пригодится личная методическая папка. Складывайте в нее планы успешных уроков, отмечайте маркерами лучшие задания. Копите ссылки на интересные сайты, собирайте аудиозаписи. И так далее. Это ваш спасательный круг.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”
Комментарии