search
main
0

Внеклассная работа: преимущество или обуза?

По всей Америке старшеклассники демонстрируют лихорадочную активность – играют в шахматы, вступают в спортивные клубы, работают задарма. Не потому что им все это нравится, а потому что считают это необходимым для поступления в приличный колледж.

Конкурс в такие колледжи в последние годы растет, поскольку все больше становится мест, куда без высшего образования на работу не примут. А чтобы поступить в элитный вуз, теперь уже недостаточно просто хороших оценок в школьном аттестате и удачно сданных вступительных экзаменов. Растущее значение приобретает еще один, третий критерий отбора – внеклассная работа. И если успеваемость и экзамены еще хоть как-то регулируются, то по части внеклассной работы в ход идут любые ухищрения. Когда будущий выпускник является на собеседование к школьному консультанту-наставнику для разговора о колледже, первое, о чем его (или ее) спрашивают, – это отметки, экзаменационные баллы и внешкольные занятия. При этом заранее известно, что последний критерий действительно важен для поступления. Из двух абитуриентов с примерно одинаковой успеваемостью колледжи и университеты выберут того, у которого на счету больше школьных и внешкольных занятий и достижений. Отбирают тех, у кого не только все в порядке с учебой, но и в целом шире жизненные горизонты. Энн Браун, отвечающая за прием первокурсников в нью-йоркском Юнион-колледже, пояснила мне, что обращает внимание на внешкольные занятия, чтобы оценить, насколько тот или иной молодой человек умеет правильно распоряжаться своим временем. При этом, по ее признанию, члены вступительных комиссий ориентируются на собственный жизненный опыт, а порой и свои личные пристрастия. Например, Браун упоминает, что до того, как ее собственная дочь стала заниматься балетом, она понятия не имела, как много времени и сил отнимают занятия танцем и как трудно сочетать с этими занятиями нормальную учебу и общественную жизнь. Теперь упоминания о занятиях танцами во вступительных анкетах вызывают у нее большое уважение. Собеседница признает, что иногда преимущество при зачислении в колледж может отдаваться претендентам, отличающимся своими успехами в музыке или спорте, скажем, играющим на фаготе или способными выполнять функции разыгрывающего в футбольной команде. Но при этом, по ее словам, и успеваемость, и результаты экзаменов у них должны находиться на нужном уровне. А прошлый опыт в таких случаях позволяет судить о том, чего можно ожидать от будущего студента. Скажем, если человек года четыре принадлежал к определенному клубу и к тому же избирался там на руководящие должности, значит, он действительно увлечен соответствующим родом занятий. Все это означает, что многим школьникам приходится не только брать на себя максимальную академическую нагрузку, выбирая для углубленного изучения самые сложные предметы, но и серьезно относиться к внеклассным занятиям. Конечно, если по шесть часов корпеть над домашними заданиями, а потом еще пару часов уделять работе в клубе, то самому завзятому отличнику мало не покажется. Но все это красиво смотрится в резюме, и люди стараются. Например, распространенная форма занятий – имитация судебных процессов. Рассматривается, как правило, какое-нибудь реальное дело. Школьники-«юристы» готовятся часами, особенно накануне заседаний суда. Ведь если выступишь кое-как, тебя тут же заменят на другого игрока из твоей команды. Приходится тратить на это массу времени и нервов, работа может быть физически и эмоционально изматывающей. Тем не менее моя одноклассница Джен Дж. убивает на эту работу многие часы своего свободного времени. Она один из капитанов нашей школьной команды правоведов. Рассчитывает стать юристом и полагает, что учебные судебные процессы станут для нее первым шагом на пути к этой цели. Правда, так к этому делу относятся не все. Кое-кто записывается для участия в процессах только для того, чтобы упомянуть о принадлежности к этому клубу в своем резюме. И «анкетную» выгоду эти люди получают такую же, как и те, кто реально выкладывается. И юридический клуб отнюдь не единственный способ приукрасить свою заявку на поступление в колледж. В начале каждого учебного года у нас в средней школе им. Вуттона в Роквилле (штат Мэриленд), как и во множестве других таких же школ, устраивается «клубная ярмарка». Учащимся предлагают записываться в разные клубы по своему выбору. При этом те, кто поамбициознее, нередко норовят организовать собственный клуб, чтобы стать в нем президентом или казначеем. В резюме это будет смотреться лучше, чем рядовое членство. Вообще школьники зачастую записываются в эти кружки не из реального интереса, а для солидности будущей анкеты. Например, «Модель ООН» – это клуб, в котором учащиеся пытаются имитировать деятельность Организации Объединенных Наций и устраивать дебаты по проблемам и ситуациям, реально возникающим в международных отношениях. Клуб считается тоже «международным» и престижным, участие в нем приравнивается к академической нагрузке. На деле, однако, многие записавшиеся приходят только на первое организационное собрание, а на регулярные заседания два раза в месяц являться не удосуживаются. Это не мешает им записываться на «международные конференции» под эгидой клуба. А когда наступает время заполнения анкет, вот вам, пожалуйста: «Модель ООН, участник команды на конференции». И на бумаге таких самозванцев не отличишь от тех, кто действительно старался работать в выбранном клубе, тратил на это время и силы наряду с текущей учебой и подготовкой к экзаменам. Спорт – еще одна традиционная сфера внеклассных занятий. Множество школьников указывают в анкетах, что занимаются американским или европейским футболом, баскетболом, черлидингом (cheerleading – своего рода вспомогательный вид спорта в США, сочетающий элементы танца, акробатики и т. п.; основная цель выступлений – завести зрительскую аудиторию для поддержки своей команды. – Прим. пер.). Часть учащихся действительно увлекаются спортом и рассчитывают благодаря своим спортивным успехам поступить в вуз и получить стипендию. Однако есть и такие, кто и спортом занимается не из любви к нему, а опять же ради того, чтобы выглядеть всесторонне развитой личностью. Например, в нашей школьной сборной по черлидингу состоит Тара С. Она не скрывает, что записалась в команду ради анкеты. А на самом деле, по ее словам, ждет не дождется, когда сезон закончится – «можно будет со спокойной совестью включить в резюме для колледжа эту строчку и выбросить все это из головы». Между тем, если судить по бумагам, Тара незаурядная спортсменка. Помимо «сборной по черлидингу» на ее счету еще и «баскетбол: победа в первенстве школы без единого поражения». Это она один сезон отсидела на скамейке запасных. Команда, правда, действительно не проигрывала. Широко представлен в абитуриентских анкетах и общественно полезный труд. С тех пор как бывший президент Кеннеди (Джон Кеннеди был президентом США в 1961-1963 гг. – Прим. пер.) выступил с инициативой служения обществу, призвал не только брать от жизни все возможное, но и отдавать, колледжи и университеты стали привечать студентов, тратящих время и силы на окружающих. В некоторых школьных округах для получения аттестата требуется отработать некое минимальное количество часов. Так, в Мэриленде каждый выпускник должен иметь не менее 75 часов учебно-трудовой практики. Подобные требования существуют и во многих других штатах, включая Нью-Йорк и Калифорнию. Калифорнийская средняя школа в Глендейле не только рекомендует 100 часов общественно полезного труда, но и предупреждает на своей странице в Интернете, что выполнение этого требования может сыграть важную роль при поступлении в колледж. Браун в Нью-Йорке говорит, что Юнион-колледж обращает внимание на данный показатель, хотя при этом и признает, что саму ее это несколько смущает, так как «обязательный добровольный труд – это оксюморон». Поскольку во многих вузах общественно полезный труд учитывается, школьникам приходится предлагать свои услуги таким учреждениям, как больницы и дома престарелых. Но парадокс в том, что делать там что-либо реально полезное им зачастую не позволяют. Мой брат, учась в школе, хотел стать врачом. Вызвался поработать на добровольных началах в соседней больнице. Но к пациентам его там и близко не подпустили – как выяснилось, запрещено. Из-за закона 1996 г. о юридической ответственности медперсонала и других схожих соображений ему там разрешали в лучшем случае поднести больному воды. В результате он просиживал там свое еженедельное двухчасовое дежурство, пялясь в экран телевизора, вместо того чтобы чему-то учиться и помогать медсестрам и пациентам. В результате в мире стало на одного врача меньше и на одного банкира больше. Вот вам и призывы Кеннеди. Многие учащиеся стараются отрабатывать положенное количество часов в организациях из списка, заранее согласованного школой и округом. Но есть и такие, кто идет на подлог, устраиваясь по блату к родным или друзьям семьи, готовым расписаться за якобы отработанные часы. Кое-кто даже приписывает себе лишнее время, поскольку в анкетах для колледжа это можно отметить как особую заслугу. Еще одна вожделенная строчка в резюме для колледжа – отметка о летней практике, якобы дающей опыт реальной работы. Многие школяры ищут, где бы постажироваться или попрактиковаться, в доказательство того, будто они горят желанием заниматься тем или иным делом и уже успели приложить к нему руку. Обычно, однако, все это сводится к тому, какие у родителей связи и насколько активно они ими пользуются, чтобы обеспечить своему чаду привилегию заклеивать конверты или сортировать бумажки в каком-нибудь офисе. Устроиться на практику сейчас трудно. Как правило, никому не нужны школьники, когда хватает студентов, готовых пахать в обмен на рекомендацию. Если же удается куда-то прибиться, то, как правило, работа такая, что ничему особо полезному не научишься. Даниэлла У. проходила практику в Национальном институте здравоохранения, надеялась получить какое-то представление о медицинских исследованиях. Вместо этого все лето подшивала бумаги. У меня тоже была практика, я клеила конверты и приносила старшим кофе. Теперь, наверное, смогу работать на почте или в «Старбакс». Погоня за «внеклассными свершениями» изначально учит школьников как правилам игры, так и путям, идущим в обход этих правил. Многие такие пути находят. За одну мою знакомую вообще вступительные сочинения писал кто-то другой. Родители заплатили. В результате она поступила в Пенсильванский университет, престижный вуз из «Лиги плюща». Но при этом есть и учащиеся, которые реально проводят выходные, работая в суповых кухнях (где раздается бесплатная еда для бедняков. – Прим. пер.) или магазинах уцененных товаров. Потому что действительно верят в общественные идеалы. Вот только отличить одних от других колледжи, к сожалению, не в состоянии. Они же не могут проверить, правда ли написана в каждой абитуриентской анкете. Браун из Юнион-колледжа признает, что там особо и не стараются убедиться в том, не приукрашено ли то или иное резюме. Порой это позже выясняют преподаватели и наставники. В результате трудолюбивые ученики, не склонные преувеличивать свои достижения, остаются иной раз в тени беззастенчивых хвастунов, у которых, возможно, на самом деле и за душой-то ничего нет. Может, вузам стоит отказаться от поисков «всесторонне развитых личностей», а сосредоточиться, как прежде, на академических показателях? Ведь, в конце концов, для этого и нужны колледжи – учебные заведения, а не конкурсы красоты, вознаграждающие нарядные платья и блестящие аксессуары. Учащимся предлагают записываться в разные клубы по своему выбору. При этом те, кто поамбициознее, нередко норовят организовать собственный клуб, чтобы стать в нем президентом или казначеем. В резюме это будет смотреться лучше, чем рядовое членство. Однако есть и такие, кто и спортом занимается не из любви к нему, а опять же ради того, чтобы выглядеть всесторонне развитой личностью. ​Элина ЛЕВИТ, ученица 12-го класса средней школы им. Томаса Вуттона, Роквилл, штат Мэриленд

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте