Директорский корпус начального и среднего профобразования довольно значителен – ведь в России насчитывается 3700 профучилищ и 2700 учреждений СПО, причем принадлежат они разным министерствам и ведомствам, а часть учебных заведений находится в ведении субъектов Федерации. Несмотря на все это многообразие, проблемы у директоров профучилищ и колледжей сходные – помимо учебного процесса приходится заниматься менеджментом, устанавливать связи с работодателями, искать возможные источники внебюджетных средств. От чего зависит подбор директоров в начальном и среднем профобразовании, как идет повышение их квалификации и какими качествами в первую очередь должен обладать руководитель профучилища или колледжа, об этом мы говорим с начальником Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Петром АНИСИМОВЫМ.
– Петр Федорович, что главное в работе руководителей профучилищ и колледжей?
– Во-первых, директор должен быть лидером сообщества профессионалов, это тем более важно, что педагогическая среда особенная, обладает высоким научным и образовательным потенциалом. Во-вторых, ему просто необходимо быть менеджером, это очень важно сейчас, когда приходится заниматься внебюджетной деятельностью. И, конечно же, директор должен быть новатором, без инноваций сегодня невозможно выдержать конкуренцию на образовательном рынке услуг.
– А в чем особенность руководителей именно учреждений НПО и СПО, ведь всеми теми качествами, которые вы сейчас назвали, должен обладать и директор школы?
– Профучилища и колледжи, несомненно, имеют свою специфику. Они готовят рабочие кадры для конкретного производства. И поэтому, на мой взгляд, директорами учреждений НПО и СПО должны быть люди, знакомые с производством, хорошо знающие его специфику, имеющие контакты с работодателями. У таких директоров, как правило, большинство выпускников трудоустроены и, более того, идут работать по профессии. Разумеется, у директора должна быть команда, профессиональные завучи, но и руководитель, конечно же, должен знать основы педагогической деятельности. Особо хотелось бы подчеркнуть специфику руководителей колледжей – сейчас там усиливается научная работа, открываются наукоемкие специальности, поэтому многие директора занимаются наукой, защищают кандидатские и докторские диссертации. Конечно, у каждого директора свои сильные стороны – кто-то более владеет методами творческого инновационного подхода, кто-то лучше справляется с хозяйственной деятельностью, кто-то связывает свою работу прежде всего с региональной спецификой, с сотрудничеством с работодателями. Главное, чтобы у директора была сильная команда, на которую он всегда мог бы опереться. Задача руководителя – организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям и риску. Подчеркну – фигура директора общественная, его роль как личности, особенно в малых городах, где колледжи являются градообразующими, несоизмеримо велика.
– Идет ли регулярная работа по повышению квалификации директорского корпуса, по подготовке резерва?
– Сегодня необходимость повышения квалификации директоров учреждений НПО и СПО особенно важна. Практика требует руководителей нового типа, имеющих знания в области психологии, имиджеологии, конфликтологии. Руководителю необходимы знания о психологических особенностях людей, причинах конфликтных ситуаций, позитивном решении конфликтов, овладении современными формами поведения, личностном росте, индивидуальном стиле поведения. Директора один раз в пять лет проходят аттестацию, кроме того, каждый год в той или иной форме повышают квалификацию. Например, сейчас у нас начинается трехдневный семинар руководителей учреждений СПО энергетического профиля. Мы стараемся давать директорам профучилищ и колледжей современные знания в области информационных технологий, международных отношений, контактов с работодателями и, конечно же, по экономическим и правовым вопросам. Так, мы провели цикл семинаров для экономических и правовых служб учреждений профобразования.
– Не пострадает ли система повышения квалификации в связи с реорганизацией Института профессионального образования и Института проблем развития среднего профобразования?
– Думаю, нет, они войдут в Федеральный институт развития образования на правах структурных подразделений.
– Петр Федорович, разумеется, из огромного количества руководителей учреждений НПО и СПО трудно выделить несколько лучших, и все же хотелось бы услышать имена тех директоров, которые могли бы быть примером для остальных.
– Лучших директоров помогают выявлять конкурсы, так, мы уже несколько лет подряд проводим конкурс «Лидер СПО России». Среди лидеров СПО 2003 года – Владимир Иванович Магойченков, директор Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий. Образцовыми руководителями считаю также директора Красногорского оптико-электронного колледжа, возглавляющего Союз директоров ссузов России Виктора Михайловича Демина и Ирину Петровну Татаринову, директора Смоленского промышленно-экономического колледжа. Говоря о руководителях учреждений НПО, хотелось бы отметить директора мурманского профлицея №6 Григория Степановича Шатило, директора профлицея Карачаево-Черкесской Республики Азамата Ибрагимовича Матакаева, а также руководителя Чебоксарского профлицея Алексея Алексеевича Судленкова.
Комментарии