Директор школы №18 Великого Новгорода Валентин ВАСИЛЬЕВ – призер Всероссийского конкурса «Директор школы-2014». Своим нестандартным подходом к уже ставшей привычной НСОТ Валентин Петрович произвел на членов жюри большое впечатление. Он приспособил систему оплаты труда к особенностям своего педагогического коллектива таким образом, что оценивание индивидуальных достижений учителей не зависит от итоговых аттестаций, результатов ЕГЭ, побед в конкурсах и олимпиадах.
– Валентин Петрович, в чем же состоит разработанный в вашей школе принцип?- У нас нет большой разницы в зарплатах тех учителей, которые показывают высокие результаты по ЕГЭ и олимпиадам, и тех, у кого их нет. Ведь как можно сравнивать труд учителей? Один добивается успехов на конкурсах, но у другого в классе трудные дети – и это, может быть, еще сложнее.Определение заработной платы учителя является очень важной и значимой задачей. Если учесть, что оклад по ставке 18 часов 5095 рублей (данные по Великому Новгороду на 2014 год), а средняя заработная плата приближается к 30 тысячам, то распределить правильно остальные 25 тысяч заработной платы очень трудно и при этом очень ответственно.Распространенный взгляд на определение этой части заработной платы – стимулирование учителей, которое заключается в том, что хороший учитель должен получать большую зарплату, и наоборот. Понимание того, что такое хороший учитель, по традиции тоже вполне оформлено: хорошие результаты ЕГЭ и ГИА, олимпиады, конкурсы и прочее.Однако если в критерии результативности работы учителя преимущественно внесены такие результаты, как ЕГЭ, ГИА и олимпиады, то в общем случае перед учителем изначально ставится цель, которой он может и не достигнуть, например, если класс сложный. В таком случае руководитель ставит работника в состояние хронической неудовлетворенности и неуверенности из-за системного неуспеха. Не лучше ли определять выполнимые задачи?Разные дети, разные классы, разные школы имеют разные педагогические задачи. Может быть, в одном классе переход минимального порога на ЕГЭ – уже сверхзадача, а в другом 90 баллов не предел. Поэтому, чтобы не терять учителей, чтобы у них не опускались руки, надо осознанно и дифференцированно подходить к начислению заработной платы.- На чем основано распределение заработной платы в нашем образовательном учреждении?- Во-первых, распределяются посильные обязанности между учителями так, чтобы они могли зарабатывать примерно одинаковые деньги. Во-вторых, роль стимулирующей части за достижения учащихся несколько меньше других ее частей.- Возможно, здесь существуют какие-то свои формулы?- Надо сказать, что в свое время я с отличием окончил физмат, и, возможно, это привело меня к пониманию того, что формулы очень редко отражают жизнь и деятельность человека. Когда я говорю о том, что стимулирующая часть меньше других частей, я имею в виду прежде всего то, что в нашем положении об оплате труда предусмотрена возможность учителю получать деньги за особые достижения детей (областные олимпиады, результаты ЕГЭ, близкие к 100 баллам, результаты тестирований выше средних областных показателей), но сейчас только два учителя получают такую выплату, и она в рублях, а не в процентах (долях).Для нашей школы подобные результаты очень редки, и их обязательно нужно отметить. Но эти результаты возможны, примерно как зона ближайшего развития.Критерии стимулирующей части фонда оплаты труда у нас сформулированы так, чтобы каждый учитель мог себя проявить и заработать деньги вне зависимости от специфики класса, где он работает.- И каковы эти критерии?- Это, например, своевременное выявление детей с проблемами в обучении и определение нужной образовательной траектории (за весь период обучения) в полном объеме, отсутствие двоек на ГИА, превышение уровня физической подготовки президентского тестирования (осень – весна), трансляция результативного опыта и т. д. Но это не дает общей картины. При разработке критериев подсчитано, чтобы каждый учитель (математики, начальной школы, физкультуры и т. д.) мог бы набрать максимально одинаковый балл с коллегами не только теоретически, но и реально. Наше положение об оплате труда – результат согласования учителей и администрации, и если оно перестанет кого-либо удовлетворять, мы его поменяем сразу.- Валентин Петрович, вы опытный управленец, руководили в прошлом еще двумя новгородскими школами. В школу №18 вас пригласили, когда это учебное учреждение собирались закрыть, была нехватка учеников. За прошедшие с тех пор два года школа преобразилась, здесь уже 500 учащихся, она пользуется популярностью. Скажите, каковы были ваши первые шаги как администратора? Что бы вы посоветовали другим директорам, которые хотят вывести свою школу в лидеры?- Если говорить о советах, то, во-первых, нужно собрать команду людей, которые готовы работать с тобой рядом, идти в том же направлении. Во-вторых, нужно не бояться трудностей и вообще ничего не бояться. И, в-третьих, необходимо понимание того, что все школы разные, каждая играет определенную роль в образовательном пространстве города, и нужно делать то, что нужно людям, городу, а не то, что тебе хочется.- За два года школа приобрела и финансовую самостоятельность… Есть ли здесь свои секреты?- Городские власти, спасибо им, изначально поддержали школу финансово: мы отремонтировали фойе, построили спортивную площадку. Конечно, этого мало, нужно искать другие возможности. При этом самый простой способ – это добровольные родительские пожертвования. Но, уверяю вас, при всей простоте этого способа прибегать к нему нужно в последнюю очередь, и лишь для реализации какого-нибудь важного и востребованного проекта. Искать нужно другие варианты – это спонсоры, гранты, платные образовательные услуги и прочее.Например, нам помогает предприятие, на котором работает много наших родителей, – ОАО «Акрон». Наша школа уже третий год подряд выигрывает грант программы «Будь здоров!». Эта программа реализуется в рамках международной благотворительной программы «Будь здоров!». Проект направлен на развитие навыков правильного питания и увеличение физической активности детей.- Чем ваша школа занимается в рамках этого проекта?- Основными участниками программы в этом учебном году, как и раньше, стали учащиеся всей начальной школы через работу четырех клубов: «Знат’ОК», «Повар’ОК», «Рост’ОК», «Бегун’ОК». Организован и новый клуб «Мы вместе!».Для мероприятий клуба мы привлекаем и взрослых – родителей и педагогов школы. Это порядка 50 человек. Идея создания клуба – в единении всех участников образовательного процесса через совместную деятельность, преемственность и личный пример, а также пропаганда спортивного образа жизни среди учащихся среднего звена школы.Так, в частности, для детей, родителей и педагогов у нас были организованы командные игры по волейболу и футболу «Мы вместе!». Всем запомнился общешкольный праздник «Мы вместе с мамой», основная идея которого – соревнование пар (мама и ребенок) в творческих, интеллектуальных и спортивных конкурсах.Успехом пользуются и организованные на базе школы занятия по фитнесу с привлечением профессионального тренера из детской спортивной школы. На такие занятия с удовольствием приходят родители учащихся.В целом программа «Будь здоров!» помогла увеличить количество общедоступных спортивных секций для детей и родителей, уменьшить количество учащихся, болеющих ОРВИ и гриппом в период эпидемий, увеличить число детей, активно участвующих в пропаганде здорового образа жизни через проведение общешкольных спортивно-массовых мероприятий. Ведь в период увлеченной учебы в школе очень важно не забывать о сохранении здоровья. И мы считаем, что выполняем эту задачу успешно.Слагаемые успеха от Валентина ВАСИЛЬЕВА Директор должен быть директором, а не подменять других работников. Если они тебя не устраивают, найми других. Не нанял, тогда работай с теми, кто есть, доверяй им, не стой за спиной. Директор должен понимать, что плохих работников (как и людей вообще) нет, есть ситуации, в которых они могут вести себя плохо. Нужно хвалить работников больше, чем ругать (в отношении семь к одному). Необходимо постоянно совершенствоваться. Работая с людьми, ты должен быть им интересен.Великий Новгород
Комментарии