Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П.К. Кошевого отметил свое 65-летие в первой половине этого года. Ко дню рождения учебного заведения приурочили открытие памятного обелиска в честь выпускников – Героев Советского Союза и России. Тридцать четыре фамилии сверкают золотом на мраморе. Открытие мемориала – не только дань уважения тем, кто, не щадя себя, воевал за Отечество. Это еще и напутствие сегодняшним курсантам: вам есть на кого равняться. Время показало, что на постсоветском пространстве ни один вуз даже в перспективе не сможет составить конкуренцию Омскому танковому инженерному институту по качеству профильного образования. О нем рассказывает начальник полковник Александр Яковенко.
«Живой» танк
Омский танковый инженерный институт ведет свою историю с Бобруйского пехотного училища. Накануне Великой Отечественной оно было сформировано на территории Белоруссии, в тех местах вскоре развернулись ожесточенные сражения с немецко-фашистскими захватчиками. Красной Армии остро не хватало мощных тягачей для артиллерии и специалистов, умеющих их обслуживать. Поэтому Бобруйское пехотное, переименованное в военно-тракторное училище, начало готовить таких профессионалов. Война заставила передислоцировать военно-учебное заведение в Камышин, на Волгу. В январе 1942-го оно становится танковым и начинает готовить командиров экипажей легендарной тридцатьчетверки. Летом 1943 г. училище ушло еще дальше на восток – было передислоцировано в Омск. Этот город и стал местом постоянного размещения учебного заведения.
Военно-учебное заведение получило имя известного военачальника, маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Петра Кирилловича Кошевого (1904 – 1976 гг.), который в Великую Отечественную войну командовал дивизией и корпусом, а после ее окончания – войсками ряда военных округов и Группой советских войск в Германии.
Сегодня Омский танковый инженерный институт – единственный в России военный вуз, готовящий инженеров-танкистов, способных обслуживать и бронетехнику завтрашнего дня. На занятиях курсанты изучают все типы танков Российской армии. Не обходят вниманием и БМП-2, БМП-3, а также другую гусеничную и колесную технику. От будущих инженеров требуют не просто знать материальную часть боевых машин, но и, образно говоря, воспринимать танк как живое существо. Только в этом случае из курсанта получится хороший специалист, уверены преподаватели института.
Выпускники Омского танкового, как правило, занимают должности заместителей командиров подразделений и частей по вооружению. Они отвечают за боеспособность всей «брони», которая имеется в распоряжении роты, батальона, полка, дивизии. И хотя инженеры-танкисты не командуют экипажами танков, они должны уметь отлично водить боевую машину и стрелять из нее. Поэтому каждое утро из парков института два десятка танков отправляются в стокилометровый марш по полям и холмам танкодрома. Форсирование искусственных и естественных преград, прохождение дефиле (узкий проход между горами, водными преградами) и заболоченных участков – все это в программе обучения вождению.
Огневая подготовка будущих инженеров-танкистов организована тоже качественно. Все курсанты, как убеждают проверки, хорошо владеют вооружением боевых машин.
Перед тем как будущий инженер сядет за рычаги «живого» танка Т-72 или Т-80, он постигает мастерство вождения на тренажерах, полностью имитирующих поведение «семьдесят второго» или «восьмидесятки». Это позволяет сэкономить тонны топлива и начинать полевые занятия, когда курсант уже представляет, как реагирует машина на действия механика-водителя.
Недавно институт отправил восемь тренажеров на Курганский машиностроительный завод для модернизации. Обновление программного обеспечения позволит обучать курсантов вождению новейших модификаций отечественных танков.
Модернизацию проходят не только тренажеры. Стремительное развитие боевой техники, освоение новых систем танкового вооружения и защиты вынуждает постоянно и весьма оперативно вносить изменения в учебные планы и программы.
Институт имеет право ежегодно корректировать десятую часть учебных программ. Этого – убеждает практика – вполне достаточно для того, чтобы образовательный процесс не отставал от научно-технического прогресса в военной сфере.
Факультет дружбы народов
В 1992 г. в Омском танковом инженерном институте появился «иностранный» факультет, на котором проходят обучение граждане из стран ближнего зарубежья. После развала Союза оказалось, что в большинстве стран СНГ нет военных вузов, способных готовить инженеров по эксплуатации боевой техники. А в армиях этих государств осталось немало танков, БМП и БТР, которые нуждаются в обслуживании и ремонте. Именно поэтому в некоторых странах СНГ решили учить специалистов в Омске. Позади уже семь выпусков «иностранного» факультета.
Российские курсанты называют его «факультетом дружбы народов» по аналогии со знаменитым московским университетом. Полсотни иностранных курсантов представляют четыре государства – Армению, Киргизию, Казахстан и Таджикистан. Из бюджетов этих стран оплачивается обучение будущих инженеров. Кстати, отнюдь не дешевое. И тем не менее сотрудничество выгодно обеим сторонам – наши соседи получают дипломированных специалистов, а институт – какую-то, пусть и скромную, часть крайне необходимых ему финансовых средств.
– Для института такая финансовая поддержка значит немало, – констатирует начальник Омского танкового инженерного института полковник Александр Яковенко. – За счет этих денег мы получаем дополнительные возможности совершенствовать материальную базу учебного заведения, повышать качество учебного процесса.
Иностранные курсанты осваивают те же программы, что и российские. При этом иностранцы получают даже больше возможностей для получения знаний и навыков по сравнению с россиянами.
– Если наши курсанты занимаются в группах по тридцать человек, то иностранные – по пять, максимум десять, – объясняет начальник кафедры боевых гусеничных машин полковник Олег Серяков. – Отсюда и лучшее усвоение материала. Когда курсантов мало, каждого можно учить персонально, адресно. Поэтому поначалу у иностранцев успеваемость была даже лучше, чем у российских курсантов.
Но вскоре ситуация начала меняться. В бывших советских республиках все меньше говорят по-русски, а потому многие первокурсники из числа гостей уже с трудом понимают преподавателей. К тому же их базовая подготовка тоже оставляет желать лучшего. Многие даже не окончили школу, а вступительные экзамены они держат на родине.
По словам полковника Серякова, лучше других учатся курсанты из Армении, а вот таджикам, особенно в последние годы, нужна индивидуальная помощь и поддержка. Впрочем, среди представителей каждой страны есть и свои отличники, и свои отстающие. Например, в прошлом году наряду с тремя российскими медалистами золотую медаль вручили и выпускнику-таджику.
Государства, направляющие курсантов на обучение в Омский танковый институт, заинтересованы в том, чтобы выпускники возвращались в их национальные армии, а не уходили на «гражданку». С будущими курсантами на родине заключают контракты. Например, курсант из Армении Гарик Саркисян обязан после окончания института выслужить в вооруженных силах своей страны не менее пятнадцати лет. Гарик уверен, что полученное в Омске образование позволит ему успешно продвигаться по служебной лестнице. По мнению курсанта, танковый институт предоставляет самые широкие возможности тем, кто хочет учиться.
Обучение специалистов в России помогло странам СНГ компенсировать естественную убыль квалифицированных военных специалистов. В некоторых республиках в последние годы созданы собственные вузы, и потребность в российском образовании снизилась. В этом году Армения направила в Омск всего четырех курсантов. Тем не менее становится все более очевидно, что на постсоветском пространстве по качеству профильного инженерного образования ни один вуз даже в перспективе не сможет составить конкуренцию Омскому танковому институту.
Комментарии