Концепция учебного плана
Базисный учебный план школы определяет три основных норматива учебного процесса: продолжительность обучения (общая и по каждой из ступеней школы); годовая и недельная учебная нагрузка школьников; состав основных компонентов содержания образования (образовательных областей, учебных предметов).
Базисный учебный план 12-летней школы разработан в соответствии со следующими принципами.
Во-первых, в структуре учебного плана школы выделяются две составляющих содержания образования:
а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности.
Структура базового ядра (инвариантной части) общего среднего образования определяется взаимодействием двух факторов: общей структурой деятельности человека и структурой совокупного объекта изучения.
В инвариантной части школьного образования Базисный учебный план определяет минимально необходимый набор учебных предметов для каждой ступени школы. Этот набор может быть дополнен за счет национально-регионального и школьного компонентов.
Во-вторых, в учебном плане нашло отражение деление образования на фундаментальное и технологическое. Фундаментальная составляющая, основой которой является общенаучная и общекультурная подготовка учащихся, проявляет себя с наибольшей полнотой в начальной и основной школе. Особенность технологической (трудовой) подготовки состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части. На старшей ступени возможна начальная профессиональная подготовка школьников в рамках профильного обучения.
В-третьих, в учебном плане выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, включает учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны в лице субъектов Российской Федерации и в полном объеме включает такие образовательные области, как “Родной язык и литература”, и частично остальные общеобразовательные области, в большинстве которых учебные курсы или разделы отражают региональные особенности, национальное своеобразие культуры.
Педагогически целесообразной является дифференциация образования, направленная на реализацию склонностей, интересов и возможностей школьников. Школьный компонент усиливает вариативную часть содержания образования, которая представлена в программах разнообразных курсов и предметов по выбору. При этом используются вариативные (параллельные) программы и учебники, различные технологии обучения при изучении учебных курсов, включенных в базисную часть (обязательный минимум) образования.
Профильный характер старшей ступени (11-12-е классы) предполагает наличие сравнительно небольшого инвариантного ядра, обеспечивающего развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей, гражданских качеств личности.
Преобладающая в старших классах вариативная часть учебного плана позволит развивать школы различного типа, разнообразных профилей, учитывать индивидуальные запросы учащихся и особенности региона.
Нормативные функции учебного плана
В соответствии с действующим законодательством Базисный учебный план является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей и базовых учебных предметов по федеральному компоненту, национально-региональному и школьному компонентам.
Обязательная учебная нагрузка учащихся соответствует физиолого-гигиеническим нормам, утвержденным Минздравом РФ.
Базисный учебный план является нормативно-правовой основой для разработки учебного плана конкретного общеобразовательного учреждения.
Базисный учебный план ориентируется на работу общеобразовательного учреждения в режиме 5-дневной учебной недели.
Начальное образование реализуется по модели 4-летней начальной школы.
Санитарно-гигиенические нормы накладывают определенные требования на набор учащихся в первый класс. Если в школе могут быть организованы для первого класса специальные условия, приближающиеся к условиям детского сада (выделение отдельного помещения для игр и дневного сна, а также питание), то в первый класс могут набираться дети, которым к 1 сентября исполняется 6 лет. Если указанные условия для учащихся первого класса не могут быть созданы, то в первый класс набираются дети в возрасте не моложе 6 лет и 6 месяцев.
Учебный план, предлагаемый для первого звена систематического образования (начальная школа), организован на основе принципов интеграции, деятельностного подхода к обучению и его индивидуализации.
Интеграция является ведущим принципом начального образования и позволяет в максимальной мере учесть важнейшую психологическую особенность младшего школьника – склонность к целостному восприятию действительности. Принцип интеграции реализуется в предлагаемом учебном плане посредством образовательных областей “Филология”, “Естествознание и обществознание”, “Искусство и технология”. Интеграция позволяет снять перегрузку младших школьников, более четко определить содержание обучения по конкретным учебным предметам.
Принцип деятельностного подхода к обучению определил необходимость “приближения” получаемых младшим школьником знаний к различным деятельностям, практическую направленность процесса изучения каждой образовательной области. Так, содержание “Естествознания и обществознания”, “Искусства и технологии” предполагает включение труда, связанного со спецификой каждой из них (в первую – труд в природе, хозяйственно-бытовой, технический труд, во вторую – художественный труд).
Принцип индивидуализации обучения определяет необходимость наличия в учебном плане обязательного школьного компонента, на который во 2-4-м классе выделяется 2 часа недельной нагрузки, что позволяет организовать обучение с учетом интересов, склонностей и темпа обучаемости каждого ребенка, предусмотреть как дополнительные занятия с детьми, испытывающими трудности обучения, так и учебные предметы, которые изучаются по выбору учащихся. Например, в этот блок могут войти иностранный язык, ритмика, хоровое пение, дизайн, фольклор и др.
Учебный план начальной школы 1-4 представлен пятью образовательными областями: “Филология”, “Математика”, “Естествознание и обществознание”, “Искусство и технология”, “Физическая культура”.
Филология является приоритетным компонентом содержания начального образования, значение изучения которого обусловлено ее представительством во всех других образовательных областях: без прочных умений владения устной и письменной речью обучение ни по какому предмету невозможно. Целью изучения “Филологии” является осознание языка как предмета изучения, освоение основных законов его существования, умение анализировать различные его стороны и применять нормы произношения и написания, а также овладение навыками свободного осознанного чтения различных текстов, элементами читательской деятельности, понимание того, что чтение есть условие изучения любого предмета и показатель культуры человека.
Математика – образовательная область, представленная одноименным предметом, предполагает реализацию следующих целей – введение младших школьников в мир математики, освоение простейших математических методов познания действительности, развития мышления, воображения, математического языка. Учащиеся начальной школы получают представление о натуральном числе как результате счета и измерения величин, овладевают арифметическими действиями с натуральными числами и величинами.
Естествознание и обществознание – эта образовательная область, содержание которой отражает две стороны материального мира – природу и общество, имеет принципиально важное значение для развития младшего школьника, осознания целостной картины мира и места человека в ней. Приоритетными целями ее изучения являются следующие: понимание специфичности природных и общественных явлений и их протекания в пространстве и времени, осознание взаимосвязи между явлениями окружающего мира. Особое место занимает реализация цели воспитания младшего школьника: развития его этической, экологической, эстетической и др. культуры.
Искусство и технология – эта образовательная область интегрирует изобразительное искусство и художественный труд (предмет “Искусство и художественный труд”), а также включает предмет “Музыка”. Основная цель изучения этой области – эстетическое и художественное развитие младшего школьника, приобщение его к культуре, искусству, формирование творческих способностей каждого ученика. Специфика интеграции искусства и технологии заключается в том, что в процессе обучения во взаимодействие вступают разные виды деятельности, связанные как с восприятием различных произведений искусства, так и с применением практических умений и навыков творческого труда.
Физическая культура – особо важная область изучения в начальной школе, что связано с возрастными особенностями ребенка и резким изменением его образа жизни и деятельности. Ведущая цель ее изучения – практическое овладение основами здорового образа жизни и физической культуры, усвоение правил безопасной жизнедеятельности. Данная образовательная область представлена одноименным учебным предметом.
Базисный план основной школы
В соответствии с рассмотренными принципами Базисный учебный план состоит из инвариантной части и вариативной. Инвариантная часть представлена предметами, реализация которых в указанных классах и в объеме указанного времени обязательна. При планировании учебного процесса необходимо предусмотреть по ряду предметов Базисного учебного плана выделение в каждом классе от 10 до 25% времени на реализацию национально-регионального компонента.
Вариативная часть Базисного учебного плана состоит из учебного времени, выделенного на школьный компонент, и учебного времени, выделенного на национально-региональный компонент.
Школьный компонент может быть использован при разработке рабочего плана общеобразовательного учреждения для
1) организации обязательных занятий по выбору, в том числе профильного обучения путем:
– увеличения учебного времени на базовые предметы;
– на введение новых курсов, учитывающих желание учеников и родителей, а также возможности школы и региона;
2) организации поисково-исследовательской деятельности учащихся, индивидуальные и групповые консультации для работы с одаренными детьми, коррекционных занятий и т.д.
В качестве курсов по выбору могут быть предложены, например, мировая художественная культура, экология, экономика, право, этика и др. В рамках вариативной части базисного плана обучающийся имеет право выбора курса и видов деятельности для формирования индивидуальной образовательной программы.
Национально-региональный компонент позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка и культурных традиций нации либо региона.
Достижения указанных целей осуществляются:
за счет выделения 10-25% времени в учебных предметах, указанных в Базисном учебном плане. Это время рекомендуется использовать для изучения специально созданных дополнительных глав к учебникам (по истории, обществоведению, географии, экологии, биологии) либо для организации видов деятельности, связанных с национальными и культурными традициями в искусстве, спорте, технологии;
при изучении родного языка. При этом время на его изучение не может быть меньше времени, отводимого на изучение русского языка как государственного в РФ. Таким образом, в русских школах время на изучение русского языка соответственно может быть увеличено.
При построении учебного плана часы, используемые на занятия активно-двигательного характера, индивидуальные и групповые консультации, а также часы школьного компонента, используемые на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, могут не учитываться при определении суммарной нагрузки учащихся нормам максимальной аудиторной нагрузки.
К числу новых аспектов построения базисного плана основной школы следует отнести разделение образовательной области технологии на две части и включение в обучение на этой ступени школы основ информатики.
Теоретические основы технологии, техническое черчение и т.д. представлены в базисном плане одночасовыми курсами в VII-VIII классах. Вместе с тем трудовая подготовка школьников в V-X классах рассматривается как занятия активно-двигательного характера и может быть вынесена (при определении общей нагрузки) к рамкам максимальной аудитории нагрузки школьников.
Основы информатики представлены в базисном плане курса информатики в V и IX классах. Основная задача курса информатики V класса – первоначальное знакомство школьников с информационными технологиями для создания условий применения этих технологий при изучении других школьных учебных предметов. В IX классе изучается базовый курс информатики.
Базисный учебный план старшей профильной школы
Базисный учебный план старшей школы предоставляет администрации школы, учителю и учащимся широкие возможности выбора как состава курсов, так и глубину их изучения.
В старших классах осуществляется дифференциация по следующим типовым профилям: гуманитарно-филологическому, социально-гуманитарному, физико-математическому, биолого-химическому, технико-технологическому.
Базисный учебный план включает в себя: инвариантный федеральный компонент; национально-региональный компонент, находящийся в распоряжении органов управления образованием субъекта Федерации; школьный компонент. Инвариантный (федеральный) компонент в базисном плане представлен общим количеством часов по основным образовательным областям с указанием обязательного минимума учебных часов по каждому базовому предмету для 11-го и 12-го класса суммарно. Размещение этих предметов по годам обучения в собственном учебном плане общеобразовательное учреждение осуществляет самостоятельно.
Профилирование осуществляется за счет учебного времени школьного компонента. По каждому профилю часы школьного компонента школа использует для наращивания (расширения) профильных базовых предметов, а также для любых других профильных курсов, которые являются для учащихся обязательными (возможно, с предоставлением вариантов для выбора). Возможно введение как профильных курсов, основанных на углубленном изучении отдельных проблем профилирующей образовательной области (например, предпринимательской деятельности, экологии и т.п.), так и курсов, осуществляющих интеграцию знаний в рамках данной области (“Естественная картина мира”, “Современный мир” и т.п.). Расширение любого из базовых профильных предметов, а также введение других профильных дисциплин осуществляется по усмотрению школы. Поэтому в рамках каждого профиля с учетом возможностей образовательного учреждения и запросов учащихся могут доминировать те или иные из профильных дисциплин в том сочетании, которое отражает специфику каждой школы.
По федеральному компоненту устанавливается государственный стандарт, включающий единый для средней школы обязательный минимум содержания, а также разрабатываются примерные программы для каждого из пяти профилей по профилирующим базовым предметам.
В условиях, когда создание профильных классов невозможно, образовательные учреждения часть школьного компонента равномерно распределяют по базовым предметам, а другую часть используют для организации курсов по выбору учащихся.
Комментарии