search
main
0

…Вначале было “Русское слово” Итоги конкурса учебников по новейшей отечественной истории

Завершился открытый конкурс учебников по новейшей отечественной истории для общеобразовательных учреждений, объявленный в январе этого года, после того, как премьер Касьянов на совещании Правительства РФ раскритиковал современные учебники по истории России. Конкурс проводился по заказу Министерства образования в целях совершенствования преподавания истории в школах и обеспечения школьников учебниками истории нового поколения.

Под этим подразумевается, что они объективно и достоверно отражают новейшую отечественную историю и опираются на последние достижения исторической науки, являются результатом объединенных усилий ученых, методистов, учителей и преподавателей в области исторического образования. Очевидно, что в учебниках истории не должно быть перекоса в освещении исторических событий и событий последнего времени, когда история пишется на наших глазах. В содержании учебных книг нового поколения должен найти отражение широкий спектр мнений на те или иные вопросы отечественной истории и современности. Но это не исключает возможности проводить в учебнике любую концептуальную линию, не запрещает исповедовать автору ту или иную идеологию – в этом как раз суть демократических преобразований.
Однако как удержать баланс между объективной подачей материала и собственной оценкой, видением проблемы автором, чтобы не обвинили в однобокости и тенденциозности, с одной стороны, и отсутствии позиции, попытке спрятаться за чужие спины – с другой? Как написать учебник так, чтобы из увлекательной книги об истории он не превратился в скучную монографию, чтобы изложенный в нем материал был понятен каждому школьнику, вызывал у детей соответствующие чувства, заставлял размышлять, воспитывал уважение к истории и своей Родине?..
В конкурсную комиссию вошли представители Института военной истории Министерства обороны, Российского государственного гуманитарного университета, МГУ, Института всеобщей истории РАН, Российской академии образования, известные методисты, учителя и преподаватели исторических дисциплин. Конкурс проводился на базе Института общего образования Минобразования России. Сопредседателями комиссии были главный редактор журнала “Новая и новейшая история”, академик Российской академии наук Григорий Севастьянов и первый зам. министра образования Виктор Болотов. Комиссия, по словам Виктора Александровича, ориентировалась на разные оценки прошедшего времени. Ей удалось найти учебник, который “удовлетворил и правых, и левых, учебник, который воспитывает уважение к истории России, нашей Родине”.
В конкурсе принимали участие 11 учебных книг по новейшей отечественной истории для 9-го класса и 9 – для 11-го класса. Поступило пять заявок для профильной школы, но поскольку, по мнению независимых экспертов, представленные на конкурс учебники истории для школ с углубленным изучением предметов “не выдерживали критики”, то было решено в этой категории победителей не определять, дождаться принятия концепции и стандартов по профилированной школе и затем провести дополнительный конкурс.
Конкурс проводился в два этапа. Из поступивших 25 заявок было отобрано 9 – издательств “Просвещение”, “Дрофа”, “Центра гуманитарного образования и новых технологий”, Торгово-издательского дома “Русское слово”-РС”, Института российской истории и Института всеобщей истории РАН. Во втором туре авторам предоставлялась возможность еще раз доказать превосходство своей концепции учебника. Комиссией рассматривались те периоды истории, которые вызывают наибольшие споры, – начало ХХ века до 1924 года, Великая Отечественная война и 1991 – 2002 годы.
Победил учебник Торгово-издательского дома “Русское слово”-РС” коллектива авторов в составе декана исторического факультета Орловского педуниверситета, доктора исторических наук, профессора С.Т. Минакова, кандидата педагогических наук, профессора С. И. Козленко, доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина, доктора исторических наук Ю.А.Петрова. Вместе с тем были отмечены и остальные коллективы.
– Нам нужно не пять, не десять учебников – нам нужен хороший учебник. Следуя здравому смыслу, трех учебников вполне хватает, это обозримое поле для выбора. Но пока у нас есть один, – подчеркнул Виктор Болотов, оглашая итоги первого конкурса учебников по отечественной истории ХХ века.

Ирина Каминская

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте