search
main
0

Вместо заседаний – импровизация. Открытость школы ведет к доверию родителей, общественности и бизнеса

Директор гимназии №2 города Тосно Валерий Моисеевич МАКАРСКИЙ долгое время работал начальником Управления образования Тосненского района Ленинградской области, поэтому управленческого опыта ему не занимать. И все эти годы в роли руководителя сначала районной системы образования, а теперь образовательной организации он не терял убежденности в том, что любой управленец должен быть прежде всего стратегом. Должен смотреть далеко вперед и видеть ожидаемый результат. Сегодня, как считает Валерий Макарский, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Исходя из этой позиции, в гимназии недавно был создан управляющий совет.

– Валерий Моисеевич, воспитание и образование сегодня рассматриваются как открытые социально-педагогические системы. Что под этим подразумевается?- Принцип открытости современной школы – это особый способ организации ее жизнедеятельности, активное взаимодействие с социумом и семьей. В таком взаимодействии в равной степени заинтересованы все. Сегодня школа не может не подвергаться влиянию общественных сил, ибо тогда она оторвется от реальных потребностей жизни. Образовательная политика школы должна быть основана на социальных интересах. Только во взаимодействии семьи, школы и других государственных и общественных структур будут эффективно решаться проблемы социализации детей, воспитания их гражданского сознания. Поэтому подход к управлению школой в настоящее время также меняется в сторону государственно-общественного характера.Идея создания управляющего совета гимназии у нас возникла не на пустом месте. Наша гимназия и раньше управлялась не только администрацией и учредителем. Всегда существовали органы школьного самоуправления – совет гимназии, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления. Но управляющий совет, который был создан в апреле 2013 года, стал качественно новым этапом в деле формирования государственно-общественного управления образованием в нашей гимназии. Прежде чем принять решение о его создании, мы тщательно изучили опыт других образовательных учреждений, а также зарубежный опыт. Все это обсуждалось на педагогическом совете «Управление современной школой», на общешкольном родительском собрании, в классных ученических коллективах.- Опыт каких регионов и стран вы изучали? Какие модели понравились? Что пригодилось?- В разных странах мира к пониманию необходимости значительного расширения общественного (в первую очередь родительского) участия в управлении школами приходят вовсе не от хорошей жизни, а от растущего понимания неэффективности той школьной системы, которая построена на безраздельной монополии государства. Перед управляющим советом стоят очень важные и разнообразные задачи. Первая – сделать общественность заинтересованным соисполнителем и соратником, а вторая задача – сформировать управляющие сообщества на основе общих ценностей.Мы изучили опыт школ США, Англии и Норвегии через совместный проект «Молодежь и демократия», который был реализован на территории Тосненского района Ленинградской области в 2007-2009 годах. В США образовательная система была перестроена следующим образом: руководители школ получили широкие полномочия, позволяющие им определять практически все аспекты деятельности возглавляемых учреждений. Контроль над руководителями и влияние на политику школ заинтересованные стороны должны были осуществлять через институт правления школами. Для этого была разработана и принята соответствующая законодательная база, и в школах были образованы советы школ.Аналогичная идея была реализована в Англии, но с существенным отличием – здесь государство, стимулируя создание управляющих школьных советов, в значительно меньшей мере устранилось из системы школьного образования, оставив за собой функцию контроля и учета изменений. Для Англии предпосылками к возникновению управляющих советов были жесткие ограничения в финансировании школьного образования.Участие общественности в жизни школ Норвегии государством никак не регулируется, поэтому описать какую-то единую систему невозможно. Сколько школ, столько и форм взаимодействия общественности и администраций школ.В России необходимость создания государственно-общественных форм управления закреплена и частично регламентирована действующим законодательством. В Ленинградской области мы изучили опыт школ Гатчинского района. Поэтому весь изученный опыт мы будем в процессе работы осмыслять и, конечно, применять те позиции, которые нам покажутся эффективными.- Валерий Моисеевич, кто входит в состав управляющего совета вашей гимназии?- После того как было принято решение о создании управляющего совета, у нас прошли выборы в совет. Членов управляющего совета от работников гимназии выбирали на собрании коллектива, от родителей – на общешкольном родительском собрании, а от учащихся – на классных собраниях.На первом заседании был избран председатель управляющего совета. Им стала Марина Викторовна Акатова – управляющая бизнес-центрами «Леноблрента», мама нашей бывшей ученицы. Заместителем председателя единогласно избрали Игоря Вячеславовича Волошко – главного редактора газеты «Тосненские ведомости». В состав управляющего совета кроме уважаемых и известных людей в городе также вошли шесть представителей педагогического коллектива гимназии, в том числе ваш покорный слуга, и трое обучающихся 8-10-х классов.- Какие задачи сегодня решает управляющий совет? Поступают ли от него предложения, которые уже запланированы к реализации? Какие идеи высказывают школьники?- Деятельность управляющего совета направлена на решение следующих задач: определение основных направлений развития гимназии, участие в определении значимых составляющих общеобразовательного процесса в целом (профили обучения, система оценки знаний обучающихся и др.), содействие созданию в гимназии оптимальных условий и форм организации образовательного процесса, организация финансово-экономического содействия работе гимназии за счет рационального использования выделяемых учреждению бюджетных средств, его собственной доходной деятельности и привлечения средств из внебюджетных источников, обеспечение контроля за привлекаемыми и расходуемыми финансовыми и материальными средствами, согласование по представлению руководителя гимназии бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных от уставной, приносящей доход деятельности и из внебюджетных источников.Авторитет, а у нас в составе управляющего совета действительно очень авторитетные персоны, профессионализм членов управляющего совета помогает решить вопросы дополнительного финансирования, проведения общешкольных праздников, профессиональной ориентации, благоустройства и оборудования пришкольной территории, организации питания и занятости учащихся во внеурочное время. Через управляющий совет проходит согласование таких вопросов, как, например, сдача помещений в аренду, вопросы введения школьной формы.Что касается ребят, то для них участие в работе управляющего совета – неоценимый управленческий опыт. Основные вопросы, на которые обращают внимание представители ученического коллектива в управляющем совете, – это условия для отдыха, расходование бюджетных средств, соблюдение санитарно-гигиенических требований, взаимоотношения с участниками образовательных отношений, проведение внеклассных мероприятий и др.- На ваш взгляд, в чем преимущество модели управления образовательной организацией, в которой значимую роль играет управляющий совет?- Самое главное, что удалось управляющему совету сделать буквально с первых шагов, – это донести до всех участников образовательного процесса основную идею: хороших людей должно быть много и они должны быть вместе. У нас так и получилось: неравнодушные, заинтересованные, уважаемые люди проявили большой интерес к жизни гимназии, к ее проблемам.Управляющий совет должен стать лучшей частью гимназии в плане творчества, поиска. Один из возможных и самых опасных, на наш взгляд, рисков – это уложить управляющий совет в традиционную схему заседаний, собраний, отчетов. Это губительный путь.Управляющий совет – это, по сути, новая жизнь, которая предполагает изменение формы, реализацию новых идей, импровизацию. Управляющий совет может изменить отношение к школе в том смысле, что школа сегодня – это место, где ребенка готовят к жизни в социуме. Сама структура школы, принципы организации школьной жизни, стремительно меняющиеся условия жизни требуют открытости школы, демократичности. И здесь для управляющего совета открывается широкое поле деятельности. Управляющий совет способен влиять на обновление школы в связи с переменами, которые происходят в самой жизни, сделать школу объектом пристального внимания общества, а это означает решение многих проблем. Новые возможности развития образования в условиях ограниченного финансирования возможны лишь при активном участии всех участников образовательных отношений. Наша открытость – это путь к доверию родителей, общественности и бизнеса.Тосно, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте