search
main
0

Вместо закона джунглей закон братства. Тема: «Вклад континентов в развитие миротворчества и добровольчества (в рамках проекта «Модель миротворчества ООН – Сеть школ мира»)

Цель: Привлечь внимание ребят к таким необходимым в современном мире ценностям, как миротворчество, миролюбие, содружество, заставить задуматься о том, какой вклад они могут внести в дело мира.

названа величайшей индианкой с момента обретения страной независимости в 1947 году. Таковы результаты опроса, проведенного по всей стране ведущим англоязычным журналом Outlook. – единственная не индианка по рождению, названная в списке кандидатов на почетное звание. Эта скромная монахиня опередила в списке первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру. Своей непрерывной благотворительной деятельностью, не знающей границ и пределов, мать Тереза снискала уважение и любовь всех слоев населения Индии. ни на минуту не останавливалась в своей работе по помощи обездоленным и инвалидам. Она раздавала свою любовь детям-калекам, нищим и больным людям, и за всю историю Индии не было подобной ей женщины. к тексту

Притча:

«Стадо дикобразов в один холодный зимний день легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это – вежливость и воспитанность нравов».

(Из трудов А. Шопенгауэра)

Вопросы:

1. Как вы понимаете смысл этой притчи? Какая идея в ней отражена?

2. Как вы думаете, какое отношение имеет эта притча к теме нашего урока? Над чем она побуждает задуматься?

В 2005 году Россия и мировое сообщество отметили две знаменательные даты: 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и 60-летие создания ООН. Эти события взаимосвязаны. Создание Организации Объединенных Наций происходило в годы второй мировой войны, и ее бедствия были главной движущей силой подготовки создания организации по поддержанию мира. Для предотвращения мировых конфликтов, способных разжечь пожар войны, в основу деятельности мирового сообщества была положена идея: осуществлять благие дела, по доброй воле оказывать помощь нуждающемуся в интересах достижения мира.

А это значит любить мир и творить мир.

Работа в группах (по правилам синквейна) с понятиями «миротворчество» и «миролюбие».

Обсуждение результатов (сначала с понятием «миролюбие», а затем «миротворчество»).

В мае этого года проходила миротворческая акция «Модель миротворчества ООН – Сеть школ мира». Она была посвящена Международному дню миротворцев ООН, утвержденному Генеральной ассамблеей ООН в 2002 г. Этот день является признанием заслуг всех людей планеты, которые участвовали и продолжают участвовать в операциях ООН по поддержанию мира, а также, кто заплатил своей жизнью за дело мира.

Школа Мира – что это? Что понимается под этим словосочетанием?

Обратимся к историческому опыту.

Работа в группах «Северная Америка», «Южная Америка», «Австралия», «Африка», «Европа», «Азия» с текстами и вопросами к ним (каждая группа получает индивидуальный текст и вопросы к нему, результаты озвучивает лидер группы).

Гражданское воспитание детей и подростков в духе культуры мира – одна из главных задач современной школы. Составьте проект школы Мира под девизом «Я голосую за мир!» В содержании вашего проекта должны быть ответы на такие вопросы:

1. Нужна ли школа Мира? Почему?

2. Кто может стать учеником школы Мира?

3. Какое можно предложить конкретное дело для школы Мира?

(Учащиеся получают листы в виде голубя, на которых создают проект школы Мира).

Презентация проектов. Подведение итогов.

Заключительное слово: Вам принадлежит будущее нашей страны, нашей планеты. Конечно, трудно отвечать за мир, за страну, за людей вокруг. Однако нужно учиться добру и взаимопониманию, быть терпимыми, готовыми прийти на помощь, быть миролюбивыми и творить добро. Дорогу осилит идущий. В добрый путь!

1. В первой строке задается тема одним словом (обычно – существительным).

2. Во второй строке двумя-тремя словами дается характеристика темы (это могут быть не только прилагательные, так как в русском языке в функции определения выступают различные части речи).

3. В третьей строке дается динамичная характеристика темы (как правило, эта строка насыщена глаголами).

4. Четвертая строка должна выразить отношение автора к теме.

5. В пятой строке автор одним словом дает синоним (возможно, контекстуальный) исходного слова, который существенно расширяет представление о теме или предмете синквейна.

Текст группе «Австралия»

Современные Олимпийские игры продолжают традицию спортивных состязаний, которые проходили в Древней Греции более 2000 лет назад. Эти игры посвящались главному греческому богу Зевсу. Они регулярно проводились в Олимпии в 776-393 гг. до н.э. В год Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги морские и сухопутные становились безопасными, и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии.

Сидней – столица штата South Wales, одно из популярных мест в мире, куда стремятся туристы из разных стран. На месте первых поселений всего за два с небольшим столетия вырос чудесный город, который по праву считается жемчужиной Австралии. Сидней был столицей летних Олимпийских игр 2000 года. Были на Олимпиаде и такие казусы:

Участникам гонок на горных велосипедах много неприятностей доставляют сороки, нападающие на них прямо на финишной прямой еще до того, как спортсмены получат блестящие золотые или серебряные медали. По этому поводу олимпийцы говорят (в шутку, конечно), что у них есть отличная возможность бороться с назойливыми пернатыми: надо всего-навсего пригласить золотого медалиста по стрельбе.

Игры – это не только соревнования на различных спортивных аренах. Олимпиада наложила свой отпечаток на жизнь всей Австралии. Предлагаем вашему вниманию интересные факты, которые удалось раздобыть нашему спецкору.

Компания Telstra – австралийский оператор мобильной связи – обнародовала такую статистику: около 100000 телефонных звонков с мобильных телефонов было совершено с момента открытия Олимпийских игр. Особенно часто жители пользовались мобильным телефоном во время соревнований по плаванию.

Самый молодой спортсмен, принимающий участие в Олимпиаде, – 14-летний Алкулаиби Халид. Он представляет Республику Оман в плавании на 50 метров вольным стилем. В этом же виде спорта выступает и самая молодая спортсменка – 12-летняя Гераши Фатема А Хамеед из Бахрейна.

Самый пожилой спортсмен – Мередит Брюс (63 года) с островов Вирджинии – выступает в пулевой стрельбе. Такого же возраста и самая пожилая спортсменка – Хакансон Улла из Швеции, выступающая в конном спорте.

Самый маленький (по росту) спортсмен на Олимпиаде – 1 м 47 см – Кикузима Ясуйи из Японии, тяжелоатлет. Такого же роста и тяжелоатлет Соуппраген Джино Фредерик из Маврикия. А гимнастка Хиполито Дансиеле из Бразилии имеет рост всего 1 м 36 см.

1. Пользуется ли Олимпиада популярностью в наши дни?

2. Как олимпийское движение служит делу мира?

Американский рекордсмен легкоатлет Карл Льюис, завоевавший за свою карьеру 9 золотых олимпийских медалей, обвинил президента США Джорджа Буша в использовании Олимпиады в Афинах с целью политической рекламы. По словам Льюиса, в телевизионных рекламных роликах Буша присутствуют иракские и афганские олимпийские сборные, в то время как американские войска продолжают бомбардировки Ирака.

«Это лицемерие. Мы бойкотировали Олимпиаду 1980 года в Москве из-за ввода советских войск в Афганистан, а теперь сами бомбим его. Теперь мы еще вторглись в Ирак и оккупировали его. Я прекрасно понимаю состояние иракских спортсменов, которые чувствуют себя оскорбленными».

1. Как вы думаете, соответствовала ли атмосфера последней Олимпиады в Афинах духу олимпийского движения?

2 Как реагирует общественность на факты нарушения вековой традиции?

Текст группе «Северная Америка»

Официальной датой создания той самой многочисленной международной организации является 24 октября 1945 г., когда Устав ООН вступил в силу после ратификации его большинством подписавших его государств. Первоначальными членами ООН было 51 государство. В настоящее время членами ООН являются 178 государств.

Организация Объединенных Наций выросла в горниле Второй мировой войны, во время которой большинство наций мира объединилось в борьбе против фашистской угрозы всему человечеству.

Главной целью ООН ее устав провозгласил поддержание мира, предотвращение войн и урегулирование конфликтов.

Миротворчество ООН может осуществлять путем мирного разрешения споров, а также действиями в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

Всего за время существования ООН проведено около 50 различных операций по поддержанию мира. В них участвовали более 1 млн. человек военного, полицейского и гражданского персонала из 68 стран. Погибли в ходе операций более 1000 человек, расходы на операции составили 2,8 млрд. доллара, задолженность государств – 1,7 млрд. доллара, из которых 958 млн. долларов составляет задолженность США.

8 сентября 2000 г. была принята «Декларация тысячелетия ООН».

Упомянем лишь некоторые рекомендации, декларированные в этом итоговом акте. Это миротворчество, гуманитарная деятельность, сокращение «вдвое к 2015 г. населения Земли, имеющего доход менее одного доллара в день», прекращение к 2015 г. «распространения СПИДа, малярии и других болезней», к 2020 году обеспечение существенного улучшения жизни как минимум 100 млн. обитателей трущоб и целый ряд других.

Обзор некоторых миротворческих операций ООН

Войска ООН на Среднем Востоке. В 1956 г. Израиль, Франция и Англия напали на Египет, были направлены войска – миротворческие силы ООН.

Войска ООН в Конго (ОНУГ). После получения в 1960 г. Конго независимости Бельгия под предлогом начавшихся там нападений на бельгийцев ввела свои войска. Конго обратилось в ООН. Совет Безопасности ООН поручил Генеральному секретарю обеспечить военную помощь независимому государству.

Операции ООН в Сомали (ЮНИСОМ I). В 1992 г. было создано небольшое воинское подразделение, которое ставило своей задачей следить за соблюдением перемирия, охранять персонал ООН в столице страны и помогать в транспортировке гуманитарной помощи в предназначаемые для этого районы.

Войска ООН в бывшей Югославии (ЮНПРОФОР). В начале 1992 г. резолюцией ООН санкционировано создание оборонительных войск ООН. Началась одна из самых сложных операций ООН, которая еще усложнилась попытками ряда государств и организаций вмешаться в конфликт. Задача сил ООН состояла в том, чтобы стать буфером между Хорватией и остальной Югославией (Сербией и Черногорией). На первом этапе (до марта 1995 г.) вооруженные силы ООН насчитывали 38599 военнослужащих, включая 684 военных наблюдателей ООН, потери составили 162 человека. Развал Боснии усложнил положение, и войска ООН начали осуществлять гуманитарную помощь.

В настоящее время продолжает осуществляться около 20 проектов миротворческих операций ООН в различных частях земного шара, включая Грузию, Таджикистан, Косово, Восточный Тимор и многие другие точки земного шара.

1. С какой целью была создана Организация Объединенных Наций? Когда?

2. Какова цель ООН?

3. В чем заключается миротворческая деятельность ООН?

4. В каких регионах она осуществлялась и почему?

5. Важна ли эта деятельность?

Текст группе «Индия»

Мать Тереза

Мать Тереза названа величайшей индианкой с момента обретения страной независимости в 1947 году. Таковы результаты опроса, проведенного по всей стране ведущим англоязычным журналом Outlook.

Мать Тереза – единственная не индианка по рождению, названная в списке кандидатов на почетное звание. Эта скромная монахиня опередила в списке первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру. Своей непрерывной благотворительной деятельностью, не знающей границ и пределов, мать Тереза снискала уважение и любовь всех слоев населения Индии. Мать Тереза ни на минуту не останавливалась в своей работе по помощи обездоленным и инвалидам. Она раздавала свою любовь детям-калекам, нищим и больным людям, и за всю историю Индии не было подобной ей женщины.

Уроженка Албании, мать Тереза всю свою жизнь посвятила работе среди бедных и умерла, получив за свою миссионерскую деятельность Нобелевскую премию мира.

1. В чем заключалась миссионерская деятельность матери Терезы? Можно ли эту деятельность назвать миротворческой?

2. Какую оценку ее деятельности дала мировая общественность, общественность Индии?

3. Какими качествами должен обладать миротворец?

Люди о Ганди

«…В этом маленьком, физически слабом человеке было что-то твердое, как сталь, несокрушимое, как скала, что-то такое, с чем не могла совладать никакая физическая сила, как бы велика она ни была… Он обладал каким-то царственным величием, внушавшим окружающим невольное почтение… Он говорил всегда просто и по существу, без лишних слов. На слушателей действовала абсолютная искренность этого человека, сама его личность; казалось, в ней сокрыты неисчерпаемые источники внутренней силы… Обретя внутренний мир, он излучал его на окружающих и шел по извилистым путям жизни неустрашимо, твердым шагом» (Джавахарлал Неру).

«Возможно, грядущие поколения вряд ли поверят, что такой человек из обыкновенной плоти и крови ходил по этой земле» (Альберт Эйнштейн).

«…Да, история в самом деле свидетельствует о бесконечных войнах, но мы стремимся создать 1-ю историю человечества, теперь уже без войн и насилия, и я говорю об этом как выразитель чаяний моего народа. Человеку суждено заменить закон джунглей законом осознанного братства.

…Не верить в возможность прочного и постоянного мира – значит не верить в природу человека. Миллионы таких же людей, как я, может быть, останутся неудачниками, доказывая свою правоту. Но это будет их собственная неудача, а не доктрины ненасилия.

Ненасилие (на древнеиндийском ахимса) – подразумевает полное неприменение физической силы при сопротивлении злу, непротивление злу насилием (из статьи М. Ганди «Доктрина меча»)

Вопросы к тексту

1. Какой личный вклад в дело мира внес Махатма Ганди?

2. Что понимает под ненасилием. М. Ганди?

Текст группе «Южная Америка»

Пабло Неруда – настоящее имя Нефтали Рикардо Рейсе Басуальто – чилийский поэт и дипломат.

В 1927 г. чилийское правительство назначило его консулом, и следующие пять лет он представляет свою страну в Бирме, на Цейлоне, в Индии, Японии, других странах Азии.

С началом гражданской войны в Испании стихи Н. приобретают все более политическую направленность. Его книгу «Испания в сердце» («Espana en el corazon»), дань уважения гражданам, которые поддержали республику, читали прямо в окопах.

В 1971 г. Н. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента». В своей речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров, особо отметивший его общественно-политическую деятельность, сказал, что «в Испании Неруда протянул руку угнетенным и тем самым проникся верой в свою родину, которая гордится своим прошлым и надеется на лучшее будущее».

Неруда, который скончался от лейкемии в Сантьяго в 1973 г., был также лауреатом Международной премии Мира (1950), международной Ленинской премии Мира (1953), был удостоен почетной степени Оксфордского университета, ряда других наград.

1. Как поэт своей творческой деятельностью может служить делу миролюбия и миротворчества?

Доброта

Друзья мои, пусть будет суровой наша доброта. Добр тот, кто ударит ножом, чтобы выпустить гниль и гной, добр огонь, выжигающий лес, готовя землю для доброго плуга. Друзья мои, пусть будет суровой наша доброта. Все плаксивые, сладкоречивые, малодушные, лукавые, все попустители и глупцы тщатся закрыть от вас такую доброту, словно наглухо запирают дверь. Но поймите, сейчас нужно, чтобы добрыми называли правых сердцем, несломленных, непокоренных.

Добрым же окажется тот, кто быстрее других освободится от жалкой фальши и проявит суровую доброту ко всему, что ее заслуживает. Доброту, которая не поддакивает, а перечит. Доброту, которая не хнычет, не лижется, а разит, ибо такая доброта – оружие жизни. Тогда и назовут добрыми лишь правых сердцем, несломленных, гордых, достойных словом. Добрыми назовут богатых духом, ибо их – и только их – есть царство земное.

Текст группе «Африка»

Как считают западные политологи, в современной обстановке главную угрозу миру и стабильности представляют внутренние конфликты, а не внешние факторы. При этом, по мнению экспертов Лондонского института стратегических исследований, на Африканском континенте особенно отчетливо прослеживается тенденция перерастания столкновений внутреннего характера в региональные конфликты, охватывающие целые зоны, превращающиеся в международные и приобретающие хроническую форму.

В апреле 1992 года началась операция ООН в Сомали (UNOSOM), призванная контролировать прекращение огня в столице страны г. Могадишо, обеспечить безопасность гуманитарных поставок и их распределение в городе и пригородах, а затем и по всей территории государства.

Конфликт в Руанде между племенами хуту и тутси, тлеющий десятилетиями, вспыхнул в очередной раз в октябре 1990 года. Хуту, составляющие большинство населения страны, восстали против засилья тутси на руководящих должностях в государственных структурах. В это же время гражданская война в стране приобрела ожесточенный характер. Кровопролитие удалось остановить только после того, как на помощь истребляемым тутси пришли подразделения армии Уганды.

С 1993 года практически аналогичные руандийским события происходили в соседней стране – Бурунди, где в течение шести лет гражданской войны были убиты свыше 200 тыс. человек, а более 1,2 млн. – при общей численности населения 6,2 млн. – оказались перемещенными лицами. Однако вопрос об открытии там миротворческой миссии даже не обсуждался ни в ООН, ни в Организации африканского единства (ОАЕ). В 2000 году в Африке на основании резолюций СБ ООН разворачиваются две крупные миротворческие миссии – в ДРК и Сьерра-Леоне.

1. Какова роль ООН в урегулировании военных и гражданских конфликтов?

2. Какие средства используются при осуществлении миротворческой миссии?

Текст группе «Европа»

Миротворческое движение молодежи

(Материал для проведения классных часов)

В современном понимании термин «добровольчество» означает деятельность на основе доброй воли. Главным признаком добровольчества является то, что доброволец часть своего свободного времени (сил, энергии, знаний, опыта) добровольно, безвозмездно, без принуждения или указания «сверху» тратит на осуществление деятельности, которая приносит пользу окружающим людям или обществу в целом. Добровольчество, благотворительность и миротворчество являются важнейшими ресурсами гражданского воспитания детей и подростков в духе культуры мира и миротворчества. Добровольческие и миротворческие акции школьников и юных миротворцев Москвы и регионов России состоялись в 1999, 2000, 2001, 2002 и 2003 годах в рамках образовательного проекта «Модель миротворчества ООН – Сеть школ мира».

Чем же занимаются юные миротворцы и школьники при проведении таких акций? Они оказывают услуги и помощь тем, кто в них нуждается, выступают защитниками тех, кто не может защитить себя, – забытых и обездоленных. Дают концерты для ветеранов войны и труда, убирают территорию своего микрорайона и школьные дворы, ремонтируют учебники, собирают вещи для детских приютов, отправляют посылки и письма в госпитали и дома для престарелых. Активно участвуя в субботниках, проводимых на уровне районных управ, префектур и города в целом, юные миротворцы и добровольцы вносят существенный вклад в построение гражданского общества. Одним словом, они содействуют созданию такого общества, в котором каждый сможет почувствовать себя счастливым.

Большое значение развитию миротворчества и добровольчества придает система Организации Объединенных Наций. В 1970 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН была учреждена Программа добровольцев ООН.

Большое количество добровольцев ООН работают в различных миротворческих миссиях. Рука об руку с профессиональными миротворцами – военными наблюдателями и войсками ООН – они обеспечивают доставку гуманитарных грузов в районы, пострадавшие от стихийных бедствий или вооруженных конфликтов, занимаются подготовкой и проведением демократических выборов, а также решают много других важных задач в интересах установления и поддержания мира в «горячих» точках планеты. На их футболках часто можно прочитать надпись «Добровольчество во имя мира» – «Volunteering for Peace».

1. Имеет ли Россия опыт миротворчества?

2. В чем заключается миротворческая деятельность? В чем ее важность?

3. Нужно ли учащихся воспитывать в духе миротворчества?

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания школы №27, Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте