search
main
0

Вместо яблонь – гаражи

В последнее десятилетие из жизни крупных городов стало исчезать старое доброе понятие “мальчишки нашего двора” – новый тип городской застройки не оставляет в мегаполисах места для двора. Детей одного гигантского дома больше не объединяет общая гимназия – они могут учиться в разных районах, не объединяет двор с его уроками жизни: глыбы новостроек и ракушки гаражей, автостоянки и мини-маркеты ведут мощное наступление на последние бастионы детства – школьные дворы. Но может, в селе, где землю не мерят сантиметрами, расцветает коллективистская педагогика школьного двора?

Увы, в деревне теперь все чаще видишь школьное здание, окруженное бесплодным пустырем: клочки травы, козы, коровы, бродячие собаки… Официальный хозяин – сельсовет ссылается на бездеятельность и бесхозяйственность директора школы. Директор – на отсутствие финансирования и взаимопонимания. Обычно в таких деревушках и улицы по осени-весне непролазны, разворочены тракторами, и в крестьянских дворах – ни цветочка, ни сирени, ни дикой черемухи. Одна из таких деревушек, словно по иронии, называется Черемушка – проедешь ее насквозь, кустика зеленого не увидишь до самой лесной опушки. В школьном дворе от заборчика лишь колышки остались. Поблизости ни тополек неприхотливый, ни клен летучий не задержались. Финансирование ли тому причина?
– Где же ваша спортплощадка?
– А зачем? У нас и физрука несколько лет нету.
– А пришкольный участок?
– Дети на домашних грядках трудятся без отдыха, не до школы.
Беседа моя с директором была такой же безрадостной, как ландшафт вокруг школы.
Но вот в Скалинской и Соколовской школах Колыванского района, в Боярке с ее уникальным школьным садом-огородом считают, что культура села, образ жизни селян начинаются от учителя, от школьного двора. Во дворе 5-й маслянинской школы можно снимать фильм о веселом, интересном детстве: столько здесь всяких придумок и сооружений, рожденных досугово-игровой педагогикой и программой физической культуры. В школах этих сел многие уроки при хорошей погоде проходят во дворе – есть экологическая тропа, зеленый класс, сооружения для военно-прикладных видов спорта, стадион, пришкольный участок с экспериментальными грядками, живым уголком или крольчатником, географическая площадка, зона начальной школы, с горками, теремками, лабиринтами и качелями, обильные цветники – и так далее. Рассаду, кстати, по весне выращивают в ящичках на широких подоконниках первого этажа. А кто же все это сооружает при тотальном безденежье села? Старшеклассники с родителями и учителями. Директора объясняют: среди родителей есть и сварщики, и плотники, и техники, и механики. Подростки на возведении спортивных городков, оригинальных тренажеров из старых водопроводных труб работают с родителями не хуже взрослой бригады. Остается только не мешать народной инициативе да подбрасывать педагогические идеи по модели КТД.
Прекрасные игровые и спортивные площадки сохранили и расширили школы глубинных Здвинского и Сузунского районов, где летом к тому же работают сводные отряды по месту жительства. Изобретательно используют территорию школьного двора педагоги города Барабинска. Есть зоны отдыха и спорта, цветники и пришкольные парки, за которыми ухаживают подростковые отряды – работу эту финансирует городская служба занятости. А образовательное объединение “Пеликан” в городе Бердске, где обучение проходит через многообразную продуктивную деятельность, превратило территорию школьного двора в зону гармоничного развития личности: представлены все виды досуга и спорта, да еще и производительный труд – выстроили две мощные теплицы с современными технологиями. Замечено, что общение с цветущими и плодоносящими растениями снимает не только усталость, но и агрессию, депрессию, тревожность… Такая вот трудотерапия.
Но вот такой же по размерам двор 166-й школы Советского района используется бездарно: он превращен в основном в площадку для выгула собак, которую на субботниках убирают дети, рискуя заполучить аллергию. Часть этого пустырного двора предприимчивые люди, арендующие школьный спортзал, пытались захватить под автостоянку. Родители мощно протестовали и пока двор отстояли. Впрочем, за много лет настоящим школьным двором эта территория так и не стала: старшеклассники стайкой в перемену крутятся за воротами, там хоть тротуар благоустроенный, газончики, жасмин цветет, как по всему Академгородку.
К сожалению, в центре города обстановка еще сложнее. Опасные стройки годами теснят дворы 88-й и 9-й школ, море гаражей затопило территории вокруг 74-й и 4-й школ, многие директора сдали территории дворов в аренду под автостоянки, отравляющие все вокруг.
При инициативном попечительском совете и дальновидном директоре и в крупном городе можно превратить школьный двор в оазис. Двор 13-й школы – это парк с зеленым театром и зеленой чашей стадиона. Образцовый двор у 200-го лицея, в котором круглогодично осуществляются программы “Здоровье” и “Экология и диалектика”. Голубые ели, сменяющие друг друга цветы-многолетники, пришкольный участок, стадион… Содержится все силами самих учеников: летняя площадка и летняя практика организованы так, что дети рвутся сюда, а не на дачу к бабушке.
Большинство родителей начинают стихийно выступать в защиту школьных дворов: одну из строительных фирм, договорившихся с директором, встретил в школьном дворе разъяренный пикет родителей, обратившихся одновременно в суд за защитой прав своих детей.
Из жизни некоторых гимназий и лицеев вообще ушло понятие “школьный двор”. А ведь за ним – воспоминания и психологические установки детства: первый и последний звонок, первое посаженное не для себя дерево, первая победа в школьной спартакиаде или эстафете, первая обида или первая гордость, первая дружба и первая любовь…Школьный двор – территория беспечного и доверчивого детства. Хранитель и свидетель детских тайн и детских чувств. Лишить детей радостей школьного двора, значит, лишить их последней суверенной территории детства.

Галина ФРОЛОВА

Новосибирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте