Сергей ДУДНИКОВ, начальник управления Федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве: – Сегодня мы вступаем в очередную полосу реформирования, к счастью, эта полоса нынче радужная. Шесть лет, проведенных под федеральным флагом, дали большой опыт работы с федеральными стандартами, федеральными деньгами, мы познали радость работы с федеральными казначействами, федеральными органами, расположенными в Москве. Опыт неплохой, интересный, могу сказать, что, как бы в нас ни вбивали кол федерального управления, мы все равно остались московской службой занятости, занимаемся земными вещами, в том числе решениями, связанными с подготовкой молодых людей к труду, подбором персонала для работодателей и предпринимателей. Думаю, это самая главная точка, которая сближает людей, занимающихся вопросами трудоустройства и занятости, и тех, кто работает в учебных организациях, дает людям хорошее фундаментальное профессиональное образование.
Нас, людей, которые занимаются занятостью, интересует три главных блока: образование – подготовка человека к труду, передача ему той суммы знаний, которые потом позволяют ему работать, работодатели – потребители трудового ресурса и служба занятости – государственный посредник, помогающий без потерь и наиболее эффективно наладить связи работника и работодателя. Конечно же, у работодателя очень много если не претензий, то пожеланий по качеству подготовки специалистов. Причем работодатель разный: кому-то действительно нужны квалифицированные специалисты, и есть прогноз потребности таких специалистов для будущей авиационной и космической техники, биотехнологий, технологий IT и так далее. Но другие работодатели говорят: будущее – человек, который работает не в офисе, а дома с ноутбуком и выходящий на связь через интернет. То есть представление о профессии постепенно меняется, но возникает резонный вопрос: «Кто будет руками делать этот самый ноутбук, кто будет выпускать тетрадки, копать яму лопатой там, где нельзя применить механизмы, и так далее?» Когда говорят, что нужно готовить людей для работы в системе ЖКХ, я согласен – надо. Надо готовить людей для машиностроения, для станкостроения, для космической техники, но важное образование дается в профессии, то есть человеку нужно профессиональное образование. Если мы учим человека профессии слесаря хорошо, он будет успешно работать и в ЖКХ, и на оборонном заводе, и в любой отрасли промышленности и социальной сферы. Поэтому система профессионального образования, сложившаяся в стране и на предприятиях, внутрифирменная подготовка должны быть сопряжены друг с другом, чтобы было понятно: есть общая система подготовки кадров.
В Москве есть очень много хороших программ, но для такого большого города их всегда будет мало, всегда будет мало тех высококвалифицированных специалистов, которых мы готовим. Часто приходится слышать: мы много выпускаем бухгалтеров, их трудно трудоустраивать, у нас переизбыток в выпуске юристов. Я согласен с этим, но есть профессии не массовые, но постоянно востребованные, которые должны воспроизводиться в связи с тем, что люди преклонного возраста из них уходят. Поэтому нам нужно готовить кадры по этим профессиям в не очень большом количестве, но все же готовить, потому что они нужны народному хозяйству.
Когда мы анализируем банк вакансий, имеющихся у нас, то выясняется: примерно 65-70% – рабочие специальности, остальные – для служащих. Если посмотреть банк вакансий по рабочим профессиям, то 5-6 наименований профессий покрывают половину банка вакансий, а 10 профессий – это уже 75-80%, 30 профессий – 92-96% банка вакансий по рабочим профессиям. В принципе нам надо готовить специалистов по 30 профессиям, и они покроют 96% процентов банка вакансий. Может ли в этом случае работать экономика? Конечно, нет, поэтому подготовку кадров нужно вести по целой гамме, группе специальностей, и здесь должны работать отраслевые программы по подготовке кадров. Но есть еще и внутрифирменная подготовка кадров, поэтому работодателей нужно затягивать в процесс сотрудничества с учебными заведениями.
Сегодня работодатель – потребитель, он сидит на рынке труда и диктует свои условия. Работодатель предлагает вакансии с оплатой работы при этом на 10% ниже прожиточного минимума. Если вакансии, заявленные по отраслям, имеют оплату гораздо ниже, чем в среднем по отрасли, пойдет ли туда работать молодой человек? Конечно, нет. В обществе нужно формировать образ достойного труда, это вещь очень глубокая и серьезная, она появилась в терминологии 1999 года на конференции международного Бюро труда. Это не только достойная зарплата, это целый набор требований к рабочему месту, где закладываются и уровень зарплаты, и охрана труда, и все социальные составляющие труда (охрана труда женщин, запрещение детского труда и так далее), и возможность для человека создавать ассоциации и объединения, защищающие его права, и коллективные договоры, и многое другое. Когда этот образ будет создан (а Москва движется к этому, и в программе мэра на выборах были как раз пункт и тезис о достойном труде), работодатель станет не только потребителем трудовых ресурсов, но и создателем таких рабочих мест, когда выпускник колледжа – квалифицированный рабочий придет не на рынок труда, а на рынок рабочих мест, когда он будет выбирать среди рабочих мест то, которое ему по сердцу и по его профессии, тогда представление о профессиях перевернется.
Конечно, сейчас мы вступаем в новый период: уходя из федеральной сферы, мы становимся полностью московской службой занятости, приходя не с пустыми руками, а с задумками и планами. Мы полностью сохранили свою инфраструктуру, несмотря на 122-й закон, требовавший передать московские площади, занимаемые нами, в федеральную собственность. Ни метра площади не было передано, и мы все сохранили для города.
Мы будем предлагать московскому правительству амбициозный проект выхода службы занятости на хороший мировой уровень. Поэтому блок профессионального образования, трудоустройства, нахождения места в жизни занимает в нашей деятельности одно из центральных мест.
Комментарии