search
main
0

Вместо премии – грант. Определить лучшего из полутора миллионов педагогов будет непросто

До 2008 года 6 тысяч лучших школ получат по 1 миллиону рублей, а более 30 вузов – гранты на развитие. За два предстоящих года 20 тысяч школ подключат к интернету и оснастят компьютерными классами. 5 тысяч грантов достанутся молодым – инициативным, талантливым и способным. В армии, в 100 специально созданных учебно-военных центрах, стартует профессиональная подготовка. На базе уже действующих вузов и академических центров появятся новые университеты и две бизнес-школы.

Для 900 тысяч классных руководителей предусмотрены ежемесячные доплаты в размере 1000 рублей. А 10 тысяч лучших учителей на конкурсной основе ежегодно будут награждаться президентскими премиями в размере 100 тысяч рублей. Собственно, в этом и заключается приоритетный национальный проект «Образование», на который в проекте бюджета предусмотрено 22 миллиарда рублей.

Очевидно, что реальное воплощение президентских инициатив требует огромной работы. Поэтому в заседании коллегии Министерства образования и науки, посвященной обсуждению проекта и плана его реализации, принял участие премьер-министр Михаил Фрадков.

Что такое хорошо

Сегодняшние педагоги очень дорожат вниманием к себе: заботой государства они не избалованы, и внимания к проблемам образования, достойной оплаты труда приходится требовать на Всероссийской акции протеста. Поэтому столь масштабная инициатива президента для многих – хорошая новость. Всех проблем национальный проект, конечно, не решит, но, по мнению министра Фурсенко, «краткосрочная реализация проекта может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития системы образования России».

По каким же принципам Минобрнауки будет реализовывать поставленные задачи? Андрей Фурсенко обещал отбирать участников проектов на основе открытых конкурсов, поддерживать лидеров, которые создают лучшие образцы образовательной практики, а также активно привлекать общественные институты на всех этапах реализации национального проекта. Что же касается зарплаты учителей, то принципиальное изменение ситуации, считает министр, возможно только при внедрении эффективной отраслевой системы оплаты труда. Ее размер должен существенно различаться в зависимости от качества и задач работы педагога, учитывать наполняемость классов и не привязывать объем зарплаты только к количеству проводимых уроков. Как показывает опыт регионов, переходу на такую оплату труда способствует нормативное финансирование.

Как выбрать лидера?

До ноября педагогическое сообщество должно окончательно определиться с критериями конкурсного отбора лучших школ и учителей. На коллегии министр особенно подчеркнул гласность обсуждения (дискуссия полным ходом идет сейчас и на страницах «УГ» в рубрике «Общественная экспертиза»), а также сообщил, что аналогичные премии будут введены губернаторами во многих регионах. Премии Президента Минобрнауки предлагает распределять согласно квотам – пропорционально количеству городских и сельских учеников: 1 премия учителя на 2000 городских школьников и на 1150 учеников сельских школ.

В ближайшее время Минобрнауки обнародует для обсуждения и критерии отбора вузов. Однако уже на коллегии стало известно, что гранты дадут тем, кто демонстрирует не только академические успехи, но и готовность к развитию, качество стратегических программ, наличие патентов, результаты выполненных федеральных проектов и участие в международной деятельности.

Завершая свой доклад, Андрей Фурсенко подчеркнул, что в национальных проектах заложен эффективный механизм, позволяющий обществу участвовать в управлении образованием. Правда, реально управлять, по мнению министра, можно будет после принятия закона о новых организационно-правовых формах учреждений социальной сферы, который даст большую свободу учебным заведениям и стимул к инновационному развитию. Это суждение члены коллегии восприняли неоднозначно.

Прошу слова!

«Принятие такого закона даст возможность всем учебным заведениям выбирать оптимальную технологию взаимодействия в том числе и с учредителями со стороны бизнеса, – сказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. – Это позволит нам работать в наблюдательных, попечительских советах не только в режиме спонсорства, но и в режиме партнерства в финансировании. Поэтому хотелось бы, чтобы до конца года соответствующий законопроект был если не принят Госдумой, то по крайней мере внесен туда на рассмотрение».

Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, напротив, высказал опасение по поводу появления такого закона. «Не надо университеты делать организациями, – сказал он. – Они выполняют важную социальную функцию, и не стоит отдалять их от государства». Виктор Антонович предложил создать национальный банк данных талантливых школьников и студентов, чтобы способные люди могли реализовать свои возможности безотносительно к их доходам. Призвал Садовничий обратить пристальное внимание и на среднее профобразование: «Не обязательно всем быть выпускниками университета, могущество многих стран делают не белые, а голубые воротнички – мастера и рабочие».

Руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина воспользовалась присутствием премьер-министра Михаила Фрадкова, чтобы напомнить правительству, что учителям важно не только повышение зарплат, но и повышение их статуса: «Ведь даже последний праздник – День учителя – продемонстрировал, что никакого уважения к этой профессии в обществе нет». Говоря о президентских наградах, Любовь Петровна предложила заменить слово «премия» на «грант» или «стипендия», «тогда будет понятно, что учитель должен грамотно потратить 100 тысяч, например, приобрести компьютер – недоступную для многих учителей, но столь необходимую для учебного процесса вещь».

Денежную тему в своем выступлении подняла и Галина Меркулова, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ. «Национальные проекты – это хорошо. Но вряд ли следует забывать о том, что главная задача обеспечения доступности качественного образования стоит перед каждым учителем. Определить лучшего из полутора миллионов педагогов будет очень непросто. Сегодня в нашей системе работает 15,5 процента учителей высшей категории. Надо полагать – это основа лучших. Но их уровень оплаты очень невелик – 2600 рублей. Предлагаемая индексация зарплаты на предстоящий год на 11 процентов в реальном выражении вряд ли позволит рассчитывать, что не охваченные премиями педагоги тоже будут обеспечивать высокое качество труда. Из национальных проектов должны просматриваться кадровые стратегии», – сказала Галина Ивановна, обращаясь к высокому гостю.

«Национальный проект не охватывает всех проблем, – подвел итоги коллегии Михаил Фрадков. – Дополнительное финансирование – это только шаг». Согласно поручению президента России, правительство должно «выработать механизмы, способные кардинально поднять качество отечественного образования, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности».

Премьер-министр гарантировал жесткий правительственный контроль за ходом реализации проекта, а министр образования и науки пообещал отчитаться о проделанном уже через год.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте