Один руководитель регионального уровня как-то сказал: «Учитель перестает быть главным звеном в образовательном и воспитательном процессе» («Учительская газета» от 6 июля 2010 года). Это пока еще не призыв к ликвидации учительства как класса, но уже «дело принципа». На первый план он выдвигает дистанционное обучение. Несомненно, в конкретных условиях оно незаменимо. А вот полная замена отношений «учитель – ученик» недопустима. Об этом говорил еще наш бессмертный Салтыков-Щедрин: «…над всей школой тяготеет нивелирующая рука циркуляра. О личности педагога забыто, он обязывается выполнять букву циркуляра – и ничего больше».
В настоящее время под заметным нажимом сверху внедряется электронная форма ведения журналов и дневников. Но ведь для этого нужен компьютер на каждом учительском столе. Иначе все равно придется сначала это делать на бумаге, а потом переносить в компьютер. Это двойная работа. Возможно, этот метод облегчит управленцам контроль над успеваемостью. Однако ревнители электронных дневников забыли, что заметная часть семей не может себе позволить компьютер. Выходит, что внедрение электронных дневников еще больше усугубляет социальное расслоение. В одной из телепередач на Первом канале рассказывалось об экспериментальном классе в Подольске. Два года он учится без учебников и тетрадей. Все уроки, все домашние задания, весь учебный материал – все загружено в своеобразный ноутбук с экраном величиной в двойной тетрадный лист. Прибор весит всего полтора килограмма. С его помощью выполняются домашние задания, которые отправляются на сервер, где проверяются и оцениваются. По всему получается, что такой способ учения оставляет учителю очень скромную нишу, буквально наномасштабов, и это уже не призыв, а первый шаг на пути к ликвидации учительства как класса. Кстати, учиться таким способом можно и дома. Школьные здания опустеют, и их можно переоборудовать под столь «нужные» народу бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы. Но это не значит, что не надо внедрять инновационные технологии и суперсовременную компьютерную технику. Но нужно, чтобы в этом было как можно больше логики и здравого смысла, чувства меры и реальности. Да, мы обновляем общество, меняем нашу жизнь и меняемся сами. Да, мы делаем это все для наших детей – в самом восприимчивом и благодарном возрасте. Без личностного многомерного человеческого общения, общения с учителем они не станут лучше нас и не будут жить лучше нас. А компьютер все-таки всего лишь инструмент познания и преобразования мира (как в свое время – каменный топор; а потом – микроскоп Левенгука; а потом – ядерный реактор…). Так к нему и надо относиться.
Комментарии