В сельской школе обучение носит практический и прикладной характер: педагогу приходится опираться на более широкий жизненный опыт крестьянских детей, устанавливается тесная связь с сельскохозяйственным трудом. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности восприятия и познания мира ребенком, учитель выбирает соответствующую методику обучения, при которой будут задействованы разнообразные типы познавательной деятельности учащихся (идея направленной оптимизации).
Однако очевидно, что при отборе содержания и организации обучения необходимо в значительно большей степени учитывать постепенный и неравномерный характер интеллектуального развития школьников.
Наиболее полное воплощение индивидуально -дифференцированного обучения в сельской малочисленной школе осуществляется через комплекс психолого-педагогических требований, предъявляемых учителю и включающих в себя учет возможностей школьников и их соответствие требованиям программ и конкретного педагога, педагогической асинхронии («учебной незрелости»), несоответствия между скоростью учебного труда отдельного ребенка.
В соответствии с наиболее распространенной типологией учащихся по степени обучаемости – сильные, средние, слабые – предлагаются дифференцированные задания трех уровней сложности: облегченные, средней трудности, наиболее трудные.
Например, по теме «Элементы II группы главной подгруппы Периодической системы Д.И.Менделеева» в 8-м классе учитель химии может предложить (при обобщении знаний) такие задания:
№ 1 (облегченное)
1. Составьте схемы строения атомов магния и кальция, сравните свойства этих металлов как химических элементов.
2. Как отличить прозрачную известковую воду от разбавленного раствора гидроксида натрия, располагая лишь стеклянной трубкой?
3. Каковы основные способы устранения жесткости воды? Напишите уравнения соответствующих реакций.
№ 2 (средней трудности)
1. Чем обусловлена карбонатная жесткость воды? Как ее устранить? Дайте ответ, подтвердив его записью уравнений соответствующих реакций.
2. Запишите уравнения практически осуществимых реакций:
Na+H2O ®
NaOH+H3PO4 ®
KOH+SO2 ®
K2CO3+HNO3 ®
NaCl+Ba(NO3)2 ®
Na2O+N2O5 ®
3. Для восстановления железа из Fe2O3 использовали 0,5 моля алюминия. Рассчитайте, какая масса алюминия потребуется для опыта и какое количество оксида алюминия образуется при этом.
№ 3 (наиболее трудное)
1. Закончите уравнения практически осуществимых реакций. Назовите полученные вещества.
Mg+H2SO4(разб.) ®
MgCl2+NaNO3 ®
(NH4)3PO4+CaCl2 ®
Mg(OH)2+HCl ®
HCl+KOH ®
NaOH+HNO3 ®
CaCO3+HNO3 ®
MgSO4+KOH ®
2. Перечислите важнейшие соединения кальция, охарактеризуйте свойства каждого из них. Под воздействием окружающей среды металлический кальций превращается в карбонат кальция. Составьте уравнения соответствующих реакций.
Схема анализа работ учащихся подтверждает определение их принадлежности к той или иной условной группе по степени обучаемости. При анализе работы используется следующая таблица.
Каждый учитель выбирает те методические приемы и формы, которые ему интереснее и ближе. В сельской школе учителем химии и биологии я проработала 15 лет. За время работы собрала небольшую коллекцию доступных, достаточно простых в исполнении наглядных опытов, которые можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Кроме того, реактивы, которые необходимы для проведения этих опытов, вполне доступны, так как их можно приобрести в хозяйственных, продовольственных магазинах или аптеках.
Для проведения некоторых реакций необходимо нагревание. Далеко не все школы оборудованы газовыми горелками или электропробирконагревателями. Горючее для спиртовок поступает весьма нерегулярно. Поэтому в качестве нагревательного прибора можно использовать обычную свечу. А если пламя коптящее, черный налет на пробирке легко удаляется ветошью.
Влияние катализатора на скорость реакции
Кусочек рафинада внести в пламя свечи. Сахар не загорается. Если подержать подольше, то появляется знакомый запах карамели и коричневая окраска. Если же на кусочек сахара насыпать немного пепла от сигареты и внести в пламя – сахар загорится, правда, не очень ярко, и по ходу горения плавится, но все-таки горит. Вещества, которые содержатся в табачном пепле, послужили катализатором горения сахара. Очевидно, это одна из причин более быстрого старения курильщиков.
Образование и химические свойства угарного газа
Обычно угарный газ можно получить в химической лаборатории из концентрированных муравьиной и серной кислот только под хорошей тягой. В сельских школах тяга может отсутствовать или не работать. Предлагается простой, доступный, эффективный и безопасный способ получения угарного газа. В штативе закрепляем кольцо и в него помещаем конус, сложенный из листа газеты, под углом 60-700. С нижнего угла (расширенного) поджигаем. Из верхнего отверстия начнет выходить дым, свидетельствующий о неполном сгорании углерода. Поджигаем струю дыма. Ближе к отверстию дым горит фиолетовым пламенем, что доказывает выделение оксида углерода (II) и демонстрирует его горение в кислороде. Данный опыт позволяет обсудить с учащимися следующие проблемы: неполное сгорание топлива в автомобильных двигателях, вдыхание вредных газов при курении и другие. Можно напомнить ребятам, что угарный газ с гемоглобином крови образует стойкое соединение – карбоксигемоглобин, что препятствует переносу кислорода по организму.
«Кислотный дождь» при изучении соединений серы
В пустую колбу положить кусочек кожуры яблока. В ложечку для сжигания веществ поместить немного серы и внести в пламя. Через некоторое время сера загорится. Вносим ложечку с горящей серой в пустую колбу и быстро закрываем ее стеклянной пластиной. В колбу добавляем примерно 10-15 мл дистиллированной воды и перемешиваем содержимое. При проверке pH обнаруживаем кислую среду. Жидкость из колбы добавляем в колбу с кожурой яблока. Через некоторое время кожура обесцвечивается. Несколько миллилитров жидкости из колбы добавляем в пробирки с кусочками мрамора и магния. Наблюдаем выделение пузырьков газа и делаем выводы о влиянии кислотных дождей на металлы, памятники архитектуры и живые организмы.
Растительные индикаторы
Вроде бы ничего нет проще опытов по изучению гидролиза солей. Индикаторной бумажкой исследуется pH раствора и делается вывод. А если нет индикаторной бумажки? В качестве индикаторов можно воспользоваться соком или компотом из черной смородины, которые приобретают красное окрашивание в кислой среде и синее – в щелочной. Отвар краснокочанной капусты (его цвет сине-фиолетовый) в кислоте дает сине-красное окрашивание, а в щелочной – зеленое. Отвар темно-красных лепестков пионов (по цвету фиолетовый) в кислой среде – красный, а в щелочной, становясь синим, постепенно переходит в желтый. В качестве индикатора можно воспользоваться и раствором фурацилина, который в щелочной среде дает рыжевато-красное окрашивание.
Итак, для творчески работающих преподавателей никаких препон в организации действительно качественного обучения не существует.
Елена ИШАНОВА, учитель химии и биологии МОУ СШ № 59
г.Узловая, Тульская область
Комментарии