Однажды мне довелось познакомиться с детьми из приюта. Меня удивил мальчик, который сказал, что ему здесь лучше, чем дома. Потому он и сбежал оттуда. Хотя у него там есть все, родители-то состоятельные.
Мы сидели рядом, и он доверчиво признался, что когда приезжал из гимназии домой, то долго стоял у двери. Почему? Да потому что никогда не знал, как встретят его внутри. Невыносимо, когда тебя один день гладят по голове, говорят: «Сынок, мы тебя очень любим!», а на другой день этой же рукой могут влепить пощечину (непонятно, за что) и дать понять, что ты никому не нужен. Что он мог сделать в этой ситуации? Только сбежать.
Тема детско-родительских отношений меня глубоко волнует. На одном из общественных мероприятий довелось познакомиться с отцом Марком, членом Общественного совета при УВД Южного округа, который проблемы детства знает не понаслышке. Тогда в конце мероприятия речь зашла о том, что в обществе во многом с помощью средств массовой информации винят во всех бедах учителей. Мне ранее по долгу службы приходилось разбирать в школе жалобы родителей на педагогов. И нередко они были предвзятыми. А отец Марк в свою очередь поведал, что нередки и жалобы на священников. Обычно батюшка, выслушав претензии, озадачивал активисток почтенного возраста вопросом: «Скажите, пожалуйста, а каковы ваши дети?» И, как правило, жалобщицы виновато склоняли головы, никто из них не мог привести хорошего примера. У одной дочь пьет, у другой великовозрастный детина сидит на шее у мамы, у третьей сын вообще в местах не столь отдаленных. Вот и приходится говорить, что, критикуя других, стоит все-таки подумать и о своем хорошем и плохом вкладе в улучшение нашей общей жизни.
В тот раз мы много говорили о том, как не хватает нам взаимопонимания. Присоединившиеся к беседе женщины сетовали, каких трудов сегодня стоит родителям обеспечить своих чад всем необходимым. Обидно, когда дети этого не ценят. Мне подумалось, насколько сейчас такие разговоры о важном нужны не только детям, но и взрослым.
Нашему поколению было проще. Мы, послевоенные дети, доедали доставшийся нам духовный хлеб предков. С младых ногтей нам было ясно, что жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… И мы старались сделать полезное не только для себя, но и для близких, для Отечества. А если бы и в наше время задачей образования стало взращивание успешных и грамотных потребителей? А нынешних родителей, на долю которых выпало перестроечное время, можно только пожалеть.
Сколько же острых вопросов ставит сегодняшнее неопределенное время! Больная тема для меня как учителя – увлечение гаджетами. Раньше в метро читали книги, теперь все достают из карманов мобильники, вставляют наушники и слушают, общаются, не замечая тех, кто рядом. Мы вроде вместе, но каждый находится в своем мире. Одинок среди толпы.
Профессия педагога предполагает умение общаться, добывать и обрабатывать большое количество информации. Но я, к примеру, так и не стала активным пользователем социальных сетей. Времени на них уходит много, а послевкусие не доставляет радости. Ну нельзя же общаться только через сети, мне хочется слышать живые голоса, смотреть в глаза и лица не на экране. Виртуальная реальность не может быть важнее живого человека.
Известный телеведущий Николай Дроздов со своей доброй улыбкой и лукавым прищуром глаз признавался, что прогресс хорош, но сам он не любит ни айпады, ни гаджеты. Николай Николаевич не вел блогов и не имел своего сайта. И мне эта позиция близка.
Племянники мои, живущие во Владивостоке, Волгограде, Ейске, недоумевают, почему меня нет в соцсетях, почему не заведу сайт. Отвечаю однозначно, что, конечно, Интернет принес много удобств в нашу жизнь. Но взамен мы лишаемся живого человеческого общения. Даже чувства свои выражаем с помощью смайликов. Меня, человека, это не устраивает.
Раиса ПАВЛОВА, учитель истории, Москва
Комментарии