Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях Москвы постоянно в поле зрения Департамента образования. Не случайно в мае было проведено совместное заседание коллегии департамента и Главного управления МЧС России по городу Москве «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности государственных образовательных учреждений». С докладами выступили начальник Управления перспективного развития, содержания материально-технической базы образования и имущественных отношений Департамента образования Зоя САЛАЗКИНА и заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Москве – главный государственный инспектор по пожарному надзору города Москвы Сергей АНИКЕЕВ.
Зоя САЛАЗКИНА:
– Укрепление противопожарного состояния – одно из приоритетных направлений развития материально-технической базы образовательных учреждений. Департамент образования, окружные управления образования и руководители подведомственных учреждений ведут постоянную работу, направленную на обеспечение пожарной безопасности ОУ. С 2004 года департамент и Главное управление МЧС России по городу Москве ведут работу по реализации городской среднесрочной целевой программы «Пожарная безопасность города Москвы на 2005-2007 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы в 2004 году.
В соответствии с этим постановлением на 2006 год было предусмотрено 1512,2 млн рублей. Из целевых бюджетных средств, выделенных Департаменту образования в 2006 году, на проведение противопожарных мероприятий было направлено 304,2 млн рублей (20,1% от потребности). Кроме того, для обеспечения противопожарной безопасности образовательных учреждений, выполнения предписаний служб государственного пожарного надзора окружные управления образования приняли решение перераспределить часть финансовых средств, выделенных на капитальный ремонт и содержание зданий, на противопожарные мероприятия в сумме 507,6 млн рублей. В целом на проведение работ по усилению противопожарной безопасности в ОУ Москвы в 2006 году было выделено 811,8 млн рублей.
Для реализации целевой программы и устранения предписаний, выданных службами Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по городу Москве, окружные управления образования разработали планы мероприятий по выполнению работ для укрепления противопожарной безопасности в ОУ. Анализ выданных предписаний и замечаний государственного пожарного надзора при приемке учреждений к началу 2006-2007 учебного года показал: по сравнению с 2005 годом число замечаний сократилось на 44%, а к административной ответственности привлечено на 27% меньше должностных лиц (в 2005 году – 2669, в 2006 году – 696). Кроме того, если ранее замечания выносились практически по всему противопожарному состоянию зданий в целом, то в последнее время около 60% замечаний касаются переустройства помещений (12%), выполнения электромонтажных работ согласно ПЭУ (10%), устройства дополнительных выходов (15%) и прочих работ, выполнение которых возможно только в ходе капитального ремонта.
При проведении противопожарных мероприятий особое внимание уделялось поддержанию в работоспособном состоянии систем автоматической пожарной сигнализации и их модернизации в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих эксплуатацию средств автоматической противопожарной защиты.
К новому 2006-2007 учебному году органами Государственного пожарного надзора совместно с окружными управлениями образования были проведены проверки 100% образовательных учреждений, по результатам проверок было выдано 2163 предписания, которыми предложено выполнить 18363 противопожарных мероприятия. В результате проведенной работы к новому 2006-2007 учебному году была установлена автоматическая пожарная сигнализация в 543 учреждениях, выполнен ремонт АПС в 137 учреждениях, выполнены другие работы по созданию противопожарной безопасности.
Однако в работе ОУ все еще есть серьезные недостатки. В 2006 году в ОУ произошли 36 пожаров и возгораний чаще всего из-за неосторожного обращения с огнем и курения (55,6%), короткого замыкания (27,8%), нарушения правил эксплуатации электроустановок (11,1%), поджогов.
Проведенный анализ пожаров свидетельствует, что некоторые руководители по-прежнему не уделяют должного внимания обеспечению пожарной безопасности, не проводят противопожарные мероприятия, предлагаемые должностными лицами Госпожнадзора, не в полной мере обеспечивают безопасность людей, находящихся в здании, допуская эксплуатацию ветхой электропроводки, открытых электросветильников, электрораспаячных коробок и так далее.
После произошедшего 9 декабря 2006 года пожара в 17-й наркологической больнице Главное управление МЧС России по городу Москве провело проверку противопожарного состояния образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей. Все замечания, не требующие капитальных вложений, были устранены в соответствии с выданными предписаниями. Однако по состоянию на 1 января 2007 года в 52,2% учреждений не установлена автоматическая пожарная сигнализация, не полностью решены вопросы оборудования техническими средствами обеспечения безопасности отдельных зданий школ и детских садов, других образовательных учреждений.
В системе образования 4215 зданий ОУ, из них 1543 здания, в которых ни разу в течение более 30 лет не проводился капитальный ремонт. Эти здания во многом не отвечают современным требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к образовательным учреждениям. Зачастую на этих объектах эвакуационные пути и выходы не удовлетворяют требованиям по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации, электропроводка эксплуатируется с поврежденной или потерявшей свойства изоляцией и так далее. Устранение нарушений требует соответствующих решений на городском уровне.
Вместе с тем по результатам проверок можно сделать вывод, что многие руководители ОУ не соблюдают соответствующий противопожарный режим. Все еще используются под складские нужды подвалы, подсобные помещения, там хранятся старая мебель и другие вещи, а это грубейшее нарушение правил пожарной безопасности, которое повышает пожарную опасность объектов. Около 700 таких предписаний было выдано руководителям ОУ (из общего числа в 2163).
Случаи пожаров по причине шалости детей с огнем свидетельствуют о том, что недостаточно эффективна массовая агитационная и пропагандистская работа, проводимая должностными лицами среди ученического и преподавательского состава. Беседы о мерах пожарной безопасности проводятся крайне редко, порой формально.
В начале 2007 года Правительство Москвы выделило на противопожарные мероприятия целевые финансовые средства в объеме 1100,0 млн рублей (30,3% от общей потребности), в том числе 600 млн рублей из средств на обеспечение безопасности ОУ, а 500 млн рублей – дополнительно по поправкам депутатов при утверждении бюджета города.
Департамент образования принял решение израсходовать эти средства на установку систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения в учреждениях, в которых АПС не работает или требует модернизации, уже проведены конкурсы, определены победители, ведется работа по заключению контрактов, все работы по установке АПС планируем завершить до 15 августа 2007 года. Кроме того, в 2007 году за счет перераспределения средств текущего финансирования планируется дополнительно израсходовать 446 млн 982 тыс. рублей. В результате в 2007 году запланировано проведение мероприятий по усилению противопожарной безопасности в ОУ на общую сумму 1546,982 млн рублей.
За счет средств фондов страховых организаций Москвы уже начаты работы по установке систем автоматической пожарной сигнализации в 34 учреждениях, монтажу систем оповещения о пожаре в 78 учреждениях (на сумму 33,2 млн рублей).
Таким образом, до 1 сентября 2007 года во всех ОУ Москвы будет установлена АПС.
Вместе с тем до настоящего времени еще не решены в полном объеме проблемы обеспечения объектов системами обнаружения и оповещения о пожаре, поддержания в исправном техническом, работоспособном состоянии систем внутреннего противопожарного водоснабжения, создания нормативного запаса первичных средств пожаротушения, приведения путей эвакуации в соответствие с действующими нормами и правилами пожарной безопасности, замены изношенного инженерно-технического оборудования, не решаются вопросы дальнейшего технического обслуживания АПС, смонтированных ранее. Соответствующие договоры на регламентные работы заключены лишь в 40 случаях.
Обслуживание систем АПС имеет некоторые особенности, которые очень важно учитывать при эксплуатации зданий. Если не заключен договор со специализированной организацией на обслуживание АПС, система очень быстро приходит в неработоспособное состояние, кроме того, в учреждениях с пребыванием детей нужно более частое обслуживание, так как система срабатывает по причине детской шалости.
В конце марта 2007 года в Департаменте образования было проведено совместное совещание с Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по городу Москве, где были подробно обсуждены вопросы о состоянии пожарной безопасности ОУ и задачи их подготовки к новому 2007-2008 учебному году, подписан протокол с планом мероприятий, определены основные направления в работе.
С учетом того, что предполагается выделение дополнительных средств на противопожарную безопасность (1432,6 млн рублей), до 1 сентября 2007 года будут максимально устранены имеющиеся нарушения, в том числе в полном объеме в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей. Во всех образовательных учреждениях будет выполнен монтаж систем оповещения, вывод сигнала на пульт «01», выполнены работы по ремонту электрощитовых и восстановлению противопожарного водопровода и другие работы.
Сергей АНИКЕЕВ:
– Важную роль в повышении ответственности руководителей образовательных учреждений за обеспечение пожарной безопасности играет то, насколько принципиально мы оцениваем их работу по итогам расследования пожаров. Органы госпожнадзора по каждому факту проводят процессуальные действия, регламентируемые административным и уголовным законодательством. Но вместе с тем мы считаем, что объективное дисциплинарное разбирательство и жесткие, вплоть до увольнения от должности, меры к руководителям образовательных учреждений, допустившим нарушения и упущения, способны повернуть их лицом к решению проблем пожарной безопасности.
Не все задачи, которые мы ставили перед собой в минувшем году, сегодня решены. Прежде всего не хватает преподавателей по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», не все работающие соответствуют предъявляемым квалификационным требованиям. В прошлом году мы поставили задачу оснастить образцово-показательные классы пожарной безопасности и создать в каждом округе базовые школы по преподаванию ОБЖ, подтягивая к этому уровню остальные учебные заведения. Но за прошедшее время решение этой задачи не было подкреплено организационными мерами и технически не обеспечено. Полагаю, что нужно должным образом профинансировать и обеспечить организационно оформление уголков пожарной безопасности, оснащение образцово-показательных классов, повысить уровень преподавания ОБЖ.
Ни для кого не секрет, что уровень оплаты труда преподавателей ОБЖ оставляет желать лучшего. Думаю, что для преподавателей этой категории могут быть созданы дополнительные преференции, как это сделано, например, в гарнизоне пожарной охраны Москвы. Для тех должностных лиц младшего начальствующего состава, которые непосредственно принимают участие в тушении пожаров, установлена доплата мэра. Каждый пожарный ежемесячно получает доплату 6000 рублей. Это опыт можно и нужно применять. Наш главк предлагает Департаменту образования обратиться с совместным письмом к мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову.
Не позволяет признать достаточными результаты нашей работы и наличие фактов, когда поступают ложные вызовы. Ложный вызов отрывает оперативные подразделения пожарной охраны от решения непосредственных задач, впустую тратятся людские и материальные ресурсы. Любой ложный вызов свидетельствует о том, что мы не можем объяснить детям, как труден и значим труд пожарных, какой вред делу ребята наносят своими неразумными действиями. Необходимо давать такую информацию родителям, используя все возможности, в том числе и родительские собрания.
Пожары, возникшие и по причине шалости детей с огнем, также свидетельствуют о недостаточной эффективной массовой пропагандистской работе по профилактике мер пожарной безопасности, проводимой должностными лицами образовательных учреждений. Эту проблему, по моему мнению, можно решить, приняв программный документ по пропаганде пожарно-технических знаний среди учащихся, предусматривающий разработку и централизованный выпуск пособий по проведению уроков пожарной безопасности, других наглядных материалов, которые в неформальной, может быть, даже игровой обстановке смогут привлечь внимание детей. Считаю, что у нашего главка, Московского городского отделения Всероссийского добровольного пожарного общества и Департамента образования есть все необходимые ресурсы и возможности для этого. Мы готовы направить своих специалистов для разработки наглядных материалов.
Мы долго говорили о проблемах финансирования. Считаю, что наша совместная работа по информированию Правительства Москвы о финансировании противопожарных мероприятий дала положительные результаты. Выделение из городского бюджета как планового, так и дополнительного финансирования в объеме двух с половиной миллиардов рублей говорит само за себя. Но сегодня нам необходимо ставить вопрос о рациональном использовании выделенных средств. Распределение средств происходит в процессе проведения конкурсных торгов, но я считаю, что качество выполнения работ зачастую важнее ценообразования. К сожалению, опыт проведения тендеров позволяет нам говорить о некоторых возникающих проблемах. Прежде всего требуют более тщательного исследования способности организации выполнять работы по заявленным объемам, нужна оценка добросовестности исполнителей. Без лицензии МЧС России никто не допускается к участию в конкурсе, но по результатам работы наших специалистов в составе экспертных групп можно сделать вывод, что организации – участники торгов зачастую не соответствуют требованиям, предъявляемым к качеству проведения работ. Для получения госзаказов некоторые участники тендеров идут на такое понижение начальной цены, что даже простые экономические расчеты позволяют говорить, что они не смогут окупить свои расходы на оборудование. Возникает вопрос: «А готовы ли они выполнить заявленные работы в полном объеме?»
Таким образом, становится понятно, что большое значение приобретает контроль качества выполняемых работ. Возможно, отдельные исполнители работ по системам противопожарной защиты рассчитывают сдать их либо с недоделками, либо в незаконченном виде. Такого допустить нельзя.
Хочу отметить, что даже при благополучной ситуации с целевым финансированием из городского бюджета важное значение по-прежнему имеет работа с префектурами. В качестве положительного примера можно привести организацию взаимодействия префектур и окружных управлений образования Восточного, Северо-Восточного и Центрального округов, где префектуры планируют выделить из своих фондов на проведение противопожарных работ 47, 30 и 19 миллионов рублей соответственно.
Необходимо сразу же не упустить проблему обслуживания систем автоматической пожарной защиты, чтобы не вкладывать в следующем году средства в их восстановление. Я считаю, что нужно разработать ведомственный регламент по техническому обслуживанию систем пожарной автоматики. Организации, которые имеют желание в будущем году принять участие в аукционах на выполнение работ по техническому обслуживанию, должны четко представлять себе условия выполнения заказа.
Как показывает практика, иногда в образовательных учреждениях, которые охраняются частными охранными предприятиями, виновниками происходящих пожаров нередко становятся сами охранники. В результате пожара охранник погиб. Думаю, что работа ЧОП должна сводиться не только к функциям непосредственной охраны, а и к проведению решительных, грамотных действий в случае возникновения пожара.
До настоящего времени тренировки по эвакуации проводятся чаще всего лишь в показном режиме, в основном по инициативе сотрудников Федеральной противопожарной службы. Зачастую сотрудники ЧОП не принимают участия в них и не обладают навыками действий в случае возникновения пожара. На наш взгляд, было бы целесообразно внести в квалификационные требования ЧОП знание мер пожарной безопасности и учитывать их впоследствии при проведении конкурсов по выбору охранных предприятий.
Одним из технических мероприятий, компенсирующих негативный человеческий фактор, становится вывод сигнала о срабатывании систем пожарной автоматики на пульт «01». Это дает возможность не ставить время сообщения о пожаре и соответственно время прибытия пожарных подразделений в зависимость от расторопности охранников и администрации. Полагаю, что установке такого оборудования должен быть отдан приоритет при проведении тендеров по сэкономленным финансовых средствам на этот год.
Настало время ставить вопрос о централизованном обучении преподавателей и администрации образовательных учреждений действиям по организации безопасной эвакуации людей в случае пожара в рамках переподготовки и повышения квалификации. Решением Министерства образования и науки РФ предписано проводить тренировки не реже одного раза в квартал, но это требование соблюдается не везде и далеко не всеми. Хотя есть и положительные примеры: на днях в школах Восточного округа была проведена общеокружная тренировка по эвакуации по единому звонку. Введение фиксированных, общих для всего города дат проведения ежеквартальных тренировок позволит добиться и их регулярности, повысить ответственность администрации и преподавателей.
В последние годы мы все чаще сталкиваемся с проблемой противоречия требований органов Госпожнадзора и требований органов внутренних дел, предъявляемым к антитеррористической защищенности зданий. Это очень актуальная проблема: весь мир движется по пути создания комплексных систем безопасности, и этот вопрос можно и нужно решать именно на уровне нормативного регулирования.
Для того чтобы выработать технические требования по комплексному оборудованию системами обеспечения безопасности, не нужны какие-то законодательные нормы. Правительство Москвы может это сделать своим распорядительным документом. Больших усилий в плане нормотворчества это не потребует. Достаточно просто утвердить нормы технической оснащенности, в которых нужно увязать требования, предъявляемые различными ведомствами, к оснащенности учреждений. Для этого Главное управление МЧС России по городу Москве предлагает создать рабочую группу и включить в нее помимо инженеров пожарной безопасности, специалистов Департамента образования, Управления вневедомственной охраны при ГУВД по городу Москве, специалистов ФСБ, управлений Правительства Москвы по работе с органами обеспечения безопасности и координации антитеррористической деятельности, привлечь к разработке ведущие научно-исследовательские учреждения, имеющиеся как в МЧС, так и в системе МВД России. Имею в виду прежде всего Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны, Научно-исследовательский институт специальной техники, научно-исследовательский центр «Охрана».
Считаю, что совместными усилиями мы сумеем решить стоящие перед нами задачи и подготовить образовательные учреждения Москвы к новому учебному году.
Олег НАЙДЕНОВ, начальник отдела надзорной деятельности Управления ГПН Главного управления МЧС по городу Москве:
– Значительная часть пожаров происходит из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различного звена и учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Действенный инструмент противопожарной пропаганды среди детей, – проводимые нами с ВДПО и Департаментом образования культурно-массовые и спортивные мероприятия, викторины, конкурсы, детские спектакли и многое другое. Особенно эти формы обучения детей и подростков эффективны, когда навыки пожаробезопасного поведения прививаются в атмосфере праздника и состязательности.
В феврале 2007 года для усиления работы в области обучения детей правилам пожарной безопасности был разработан совместный план противопожарной работы с учащимися. На рассмотрение городского жюри представлены работы по 25 видам творчества образовательных учреждений Департамента образования. Мы провели конкурсы детско-юношеского творчества на противопожарную тематику, в которых приняли участие более 55 тысяч детей из 415 ОУ Москвы.
В феврале – марте 2007 года был проведен зимний чемпионат Москвы среди школьников, победителями которого стали команды Западного, Северо-Восточного и Южного округов. В рамках предмета ОБЖ в выставочной экспозиции Главного управления МЧС России по городу Москве (улица Дурова, 49) проводится работа по обучению учащихся мерам пожарной безопасности. За 4 месяца 2007 года выставку посетили 6270 учащихся (в 2006 году – 5900 человек).
Инспекторский состав Госпожнадзора принял участие в проведении месячника безопасности детей, прошедшего с 20 августа по 20 сентября 2006 года. В рамках месячника безопасности в школах проведено 1450 уроков по основам пожаробезопасного поведения, распространено 13000 листовок памяток, буклетов на противопожарную тематику.
В общеобразовательных учреждениях проведено 256 конкурсов, викторин по правилам пожарной безопасности.
В канун рождественских праздников государственные инспектора по пожарному надзору провели занятия с учащимися ОУ, что позволило не допустить детского травматизма в период новогодних каникул.
3 и 4 мая 2007 года состоялись городские этапы КВН на противопожарную тематику с привлечением учащихся старших классов образовательных учреждений. Особенно хочу отметить управления образования Восточного, Северо-Восточного и Центрального административных округов, которые работали с нами в тесном взаимодействии по организации этого мероприятия на их территории.
Сотрудники Главного управления МЧС России по городу Москве ежеквартально проводят семинары для заместителей директоров по безопасности и педагогов-организаторов ОБЖ. Совместно с кафедрой ОБЭЖ Московского городского педагогического университета был проведен семинар со студентами по курсу ОБЖ «Пожарная безопасность в рамках курса ОБЖ в школах», идет разработка методического пособия для преподавателей-организаторов ОБЖ, по противопожарной работе с детьми.
В 2007 году мы отсняли 4 детские передачи на противопожарную тематику, они будут транслироваться по городским и окружным телеканалам. Подобная работа будет проведена в каждом округе на базе школ.
Комментарии