Рождаемость в Любинском районе повышается вопреки российской тенденции: была всегда на одном уровне – около 460 малышей в год, а потом вдруг стала 600. В 2011 году возникла проблема – 828 детей от трех до семи лет остались без мест в детских садах. За несколько лет открыли 27 групп, в основном на базе школ, в 12 создали мобильные группы, когда дети находятся в образовательном учреждении 3 часа в день. Детские сады №1 и 2 стали участниками областного инновационного комплекса по внедрению ФГОС дошкольного общего образования, №1 и 2 поселка Красный Яр участвуют в федеральном эксперименте по освоению образовательной программы «Мозаика». Особенная гордость – детский сад №5, где работает самый молодой руководитель района Людмила Борисовна Демидова.
Адаптивный детский сад №5 переоборудовали из детского дома в феврале 2012 года. Веселые разноцветные качели, волшебная избушка с резными ставнями соседствуют с маленьким огородом под гордым названием «Экологическая тропа». Здесь высажены лекарственные растения, кустарники и саженцы деревьев Любинского района – целых 30 видов! Где-то между ними – норки барсука, лисы и даже медвежья берлога. Сверху над всей этой красотой парят… попугаи. Экзотических птиц из старых шин смастерили педагоги и родители вместе. Как, впрочем, и все остальное: детский сад №5 в Любине любят. Он был очень нужен: детей, которые нуждаются в помощи психологов и логопедов, все больше. Родители, занятые ежедневным выживанием, слишком мало разговаривают со своими чадами.- А мы учим быть вместе, – говорит директор Людмила Борисовна Демидова. – В Год экологии создали экологическую тропу, но, конечно, это направление оставлять не собираемся. Ведь это не только любовь к природе, но и воспитание патриотизма. Видите, у нас все холлы украшены фотопейзажами? Это все наш любимый район. Мы их меняем четыре раза в год в зависимости от того, что на дворе – лето, зима, весна, осень. А снимают сами мамы и папы вместе со своими ребятишками. Коллектив педагогов у нас стабильный и, главное, творческий, 80 процентов имеют высшее образование. Основная задача – реализовать потенциальные возможности каждого ребенка при обучении, обеспечить ему социальную адаптацию, создать ресурс для дальнейшего развития. Приоритетное направление – познавательно-речевое развитие. Осваиваем новую программу, созданную специально для современных дошкольников – любознательных, активных, смышленых, не всегда послушных! Она называется «От рождения до школы». Название программы отражает ее главную цель – чтобы каждый ребенок был успешным.В детском саду три группы. Отдельной для детей с ограниченными возможностями здоровья нет: все вместе живут, учатся, играют, работают. Единой командой работают старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, медсестра, музыкальный руководитель. «Мы разные» – так называется одно из первых занятий, которое проводит с новенькими воспитатель Наталья Викторовна Котова.- Закройте уши ладошками и попытайтесь услышать меня. Трудно приходится человеку, потерявшему слух? А сейчас я покажу вам несколько жестов, при помощи которых вы сможете поздороваться с глухим человеком и спросить у него, нужна ли ему помощь… Теперь попробуйте одеться одной рукой, это задание мы выполним, чтобы лучше понять, как трудно в жизни приходится людям без рук…Любинские малыши с самого детства знают об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья, о приспособлениях и условиях, позволяющих им вести самостоятельную жизнь. Впрочем, одного знания мало, они учатся анализировать и делать выводы: уважать окружающих людей и мир.- У каждого ребенка индивидуальная кабинка, – с удовольствием ведет экскурсию Людмила Борисовна. – Сейчас ребятишек мало, они все на театральной деятельности в музыкальном зале, не будем мешать. А вот тут стенд с достижениями детей и взрослых. Видите, у каждого портфолио.Большая комната, соединенная со спальней, в каждой группе разделена на зоны: патриотическая – с российской, Омской и Любинской символикой, художественно-эстетическая – с библиотекой и картинами, физического развития – со скакалками и обручами. Игровая разделена еще раз – для девочек и для мальчиков. Девочкам – маленький дом с куколками и посудой. Мальчикам – гараж с машинками и танками. Новые федеральные государственные стандарты предполагают гендерное воспитание малышей, и Людмила Борисовна считает это правильным:- Родители довольны. Знаете, во многих семьях не хватает пап, мужского воспитания. А женщины у нас часто вырастают слишком уж сильными… Ребятишки все равно играют вместе. Но девочки должны знать с детства, что они хранительницы семейного очага, а мальчики – его защитники. С маленького и начинается большое – Родина.Есть здесь и уголки природы, тоже смастеренные руками педагогов: можно потрогать семена растений, образцы почв – камушки, песок, глину, собранные с родных просторов. И для моторики полезно, и для души. Вместе с воспитателями ребята разводят цветы, каждая группа «специализируется» на своем виде: бегонии, фиалки, фикусы. Детский сад утопает в цветах и зелени: дети открывают новые виды растений не только для себя, но и для своих старших. Центр воды и песка и вовсе что-то удивительное: малышня с удовольствием возит руками в небольшой кювете, и никто не ругает за грязь и брызги!В спальнях коврики из прошлой жизни: такие еще умеют плести мастерицы Любинского района. Эти, впрочем, куплены в магазине еще и для удобства:- Да чтобы не сдавать в чистку, а самим взять да постирать, – бесхитростно объясняет директор, ничуть не переживая за «переработку» и выполнение обязанностей уборщицы.Развивающую игру для слепого Ромы тоже делали всем детсадом: ковер на стене с войлочными домиками, животными, геометрическими фигурами. На ощупь ему легче было учиться, а методика Монтессори, как выяснилось, помогала не слишком. Теперь Рома вырос, пошел в школу, она тут, за забором, и в ней тоже есть адаптивные классы. Такое соседство очень помогает – педагоги и школы, и детсада корректируют программы так, чтобы школьная программа продолжала садиковскую, чтобы первый класс для малыша стал желанным, а не пугающим.- Этот кабинет ребятишки любят, – делится психолог Елена Александровна Юцис. – Тут ставим полукруглые столы так, чтобы круг получился, рассаживаемся. Можно порефлексировать. Я стараюсь, чтобы не помногу собирались, отдыхать иногда надо от групп. Мастерим из подсобных материалов всякие пособия. Уже не знаем, куда ставить-раскладывать. Доска с шурупчиками, закрывашками, шпингалетами сделана папами. Есть такая японская техника су-джок, в основе которой лежат разнообразные действия с шариками, усеянными металлическими шипами. При их физическом воздействии на ладонь развивается мелкая моторика кистей рук, соответственно улучшается деятельность речевого центра, способствующего развитию речи. Тактильные шарики – и колючие, и лохматые – мы собирали, где могли, вот этот, гладкий, в аптеке отыскали. Говорят, головная боль от него проходит. Не знаю, в кабинете психолога ни у кого голова не болит!Пятилетняя Маша с синдромом Дауна разговаривать начала именно здесь, глядя на воздушно-пузырьковый светильник с рыбками. Вспомнила и маму, и папу, и сестренку Катю. Егорка с аутизмом вообще не проявлял эмоций. Улыбнуться ему помог песок на подсвеченном стенде, по нему можно не просто водить пальцами, но и создавать фантастические миры. Стас говорить пока не умеет, но Елена Александровна общается с ним рисунками – они выражают желания, эмоции, которые, кроме прочего, еще и зависят от… погоды.- Приходится реагировать на метеоусловия, – улыбается она. – И нарисовать бурю, если пугает, и занятие поспокойнее найти, если давление ртутного столба зашкаливает, и в сухом бассейне поскакать, если тоскливо и сыро на улице…Психолог работает в тесной связке с логопедом Еленой Владимировной Гольцварт. Впрочем, артикуляционную гимнастику, которая готовит речевой аппарат к дальнейшему произнесению звуков, может провести только она. А вот за домашние задания отвечают родители, это помогает им не столько говорить, сколько чувствовать своего ребенка. Развитие чувственного интеллекта на музыкальном руководителе Надежде Петровне Казаковой. С ее помощью деревенская малышня, не умеющая толком говорить, легко отличает не только Чайковского от Рахманинова, но и рапсодии от сонат. Костюмы для музыкальных постановок, которые она шьет ночами – в свободное от работы время, примеряет и директор, чтобы всем педколлективом выйти на сцену, радуя малышей и взрослых.Детский сад №5 работает по проектной технологии: педагоги вместе с детьми занимаются изучением одной темы, и каждый из них – музыкальный педагог, логопед, воспитатель – преподносит ее по-своему, расширяя знания, пробуждая интерес. Постоянно действует родительский клуб «Родительский университет», где всегда готовы выслушать проблемы родителей по воспитанию детей, все вместе решают и находят выход из сложных ситуаций. Для тех, кто не может посещать образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития, но нуждается в психолого-педагогической и логопедической помощи, организовали лекотеку. Мамам и папам, особенно не слишком радивым, иногда кажется, что волшебство произошло само собой, хотя в детсаду знают: это их слаженная совместная работа помогла уже 50 дошколятам научиться говорить. И что еще важнее – понимать других, таких разных. Омская область
Комментарии