Пермские школы и детские сады демонстрируют новые подходы взаимодействия, где партнерами выступают семьи учеников, ведущие вузы города и свои собственные выпускники. Результаты такой работы – интересные проекты, инновационные решения, успешный опыт наставничества, разностороннее и качественное образование для детей. Опытом успешной реализации своих стратегий делятся школа №2, лицеи №2 и №4, а также детские сады «Эрудит» и №96.
Большая школьная семья
Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени Василия Никитича Татищева – одно из старейших учебных заведений Перми, расположенное в культурно-историческом центре города и имеющее богатую историю и традиции.
В школе углубленно изучаются русский язык, литература, история, обществознание, право. Но главное – здесь удалось создать особую атмосферу большой школьной семьи, куда входят учащиеся, родители и педагоги.
Особую роль играет создание детско-взрослых сообществ, которые объединяют педагогов и воспитанников на основе интересов, занятий и увлечений. У школы большой опыт реализации системы вертикально-горизонтального управления. Институт президентства, ассоциация старшеклассников, ассоциация учащихся среднего звена, советы классов – это основа для развития инициативы и самостоятельности детей.
Всей школьной семьей здесь разрабатывают и проводят большое количество интересных программ. Одна из них – «Школа гражданственности» – успешно работает уже более 15 лет. Она способствует формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
На базе школы проводятся такие мероприятия, как ежегодная научно-практическая конференция «Татищевские чтения», городская игра, посвященная дню рождения В.Н.Татищева, «Всю жизнь Отечеству служить», проекты «Татищевский вестибюль», «Татищевский дворик» и «Аллея губернаторов».
В этом году школа организовала новый проект, посвященный 350‑летию со дня рождения Петра I, «Трудно быть первым».
В учебном заведении есть особая символика, подчеркивающая преданность и верность школьному сообществу, – эмблема, флаг, гимн, форма учащихся с эмблемой школы, фирменные школьные медали, почетные грамоты и значки. Реализуется ежегодный проект «Дневник ученика школы №2». В его создании принимают участие ученики, педагоги, родители.
Девиз учебного заведения «Школа добра, красоты и гражданственности» поддерживается особой художественно-эстетической средой. Чего стоят одни названия кабинетов?! Актовый зал – «Музы и боги», кабинет истории – «Поступь веков», кабинет литературы – «В гостях у А.С.Пушкина», танцевальный зал – «Бегущая по волнам».
Наиболее значимым для школы остается проект «Наследники Победы», направленный на повышение у обучающихся интереса к изучению истории Родины, формирование чувства гордости за героизм народа, уважение к ветеранам, создание условий для проживания событий эпохи в собственной деятельности (творческой, познавательной и др.), осознание судьбы своей семьи в судьбе страны. Организаторами большинства дел проекта «Наследники Победы» являются участники военно-патриотического клуба «Рекрут» и органов школьного самоуправления.
Среди других значимых событий – выборы президента школы, день самоуправления, хор Победы, фестиваль дорожной безопасности «Драйв-фест», праздник исторической реконструкции «Ретроград», фестиваль искусств.
Пермский предуниверсарий
В прошлом году пермский лицей №2 отметил свое 30‑летие. Это единственная в городе школа для старшеклассников, обеспечивающая им широкие возможности для личностного развития и профессионального самоопределения. Ежегодно на программы углубленного уровня сюда поступают три сотни выпускников региона. Лицей входит в число лучших школ Пермского края и России по конкурентоспособности выпускников.
Образовательная программа лицея выстроена как предуниверсарий в сотрудничестве с ведущими вузами Пермского края. В их числе Пермский государственный университет, Пермский медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера, Гуманитарно-педагогический, политехнический университет и Высшая школа экономики. У абитуриентов есть возможность выбора любой комбинации предметов для изучения на углубленном уровне по нескольким профилям.
В лицее не только сильная академическая база, но и развитая система самоуправления: проходят выборы, есть свои президент и парламент. Помимо событийного наполнения ребята вносят изменения и в инфраструктуру лицея. В 2022 году по инициативе лицеистов была создана комфортная лаунж-зона для занятий и отдыха во внеурочное время.
С 2019 года лицей №2 входит в Ассоциацию бережливых организаций Пермского края. За последние несколько лет здесь были реализованы различные проекты, направленные на оптимизацию учебных процессов. Начали с создания навигации, чтобы новые лицеисты могли лучше ориентироваться в учебном пространстве. Затем был оптимизирован процесс заключения договора для прохождения подготовительных курсов, принятия заявлений о приеме в образовательную организацию и на участие в индивидуальном отборе.
Это позволило избавиться от длинных очередей, и сегодня этот процесс у заявителя занимает не более минуты. Для устранения издержек индивидуальной проектной деятельности учащихся командой 2‑го лицея созданы шаблоны необходимых документов и подобрана методологическая информация, что экономит время школьников и педагогов при решении организационных вопросов. Также в лицее применяются чек-листы, например, при проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников или лицейской научно-практической конференции.
Наставлять – значит направлять
В начале трудового пути начинающему педагогу нужна поддержка опытного профессионала. В лицее №4 система шефства опытных педагогов над вновь пришедшими существует давно, но с течением времени менялись принципы и подходы. Ранее работала школа наставника, сейчас – менторинг.
В течение первых трех лет работы молодого специалиста наставник-ментор направляет и корректирует его деятельность. Подшефными наставников становятся в том числе и бывшие ученики лицея, выбравшие профессию учителя. Сегодня здесь работают десять педагогов, которые являлись его выпускниками в разные годы. Это удачный опыт, в стенах родного учреждения проще адаптироваться, а коллеги, бывшие ранее твоими учителями, охотно помогают и учат уже профессиональным компетенциям.
Спустя несколько месяцев работы каждый начинающий учитель, лучше понимая болевые точки, заполняет анкету, отвечая на вопросы о том, какие чувства испытывает в период адаптации, каково отношение к профессии до и после начала работы, в чем трудности адаптации, каких навыков и умений не хватает, что хочется изучить, как повысить квалификацию и др. После опроса анкета анализируется, составляется план индивидуальной работы с графиком обучающих мероприятий, к сотруднику прикрепляется ментор. Спустя полгода проводятся контрольные мероприятия: повторное анкетирование, открытый урок, открытое родительское собрание, внеучебное мероприятие с классом. Далее проект продолжается в режиме наблюдения, проводится работа над ошибками.
Оптимальным сроком для полного погружения в коллектив и формирования стойкой личности для общения считаются три года, после такого срока молодой педагог определяет для себя свой дальнейший профессиональный путь и становится компетентным учителем, если он все же выбрал педагогическую деятельность. Однако и сам сотрудник должен постоянно учиться, наращивать свои навыки и компетенции, только так он сможет быть на одной волне с современными детьми.
Настоящий эрудит на занятиях не спит!
Сотрудники детского сада «Эрудит» отлично знают: развитие ребенка в дошкольном возрасте – основа для полноценной и насыщенной взрослой жизни. Именно поэтому здесь разработана и успешно функционирует система «Профи-дети», нацеленная на проявление малышами способности к логическому мышлению, технического творчества, умения работать на результат в экспресс-конкурсах по разгадыванию головоломок.
Помимо этой программы существует олимпиада «Умнята». Она способствует проявлению детьми старшего дошкольного возраста эрудиции и способности к логическому мышлению. По результатам олимпиады педагоги планируют индивидуальную работу с дошкольниками.
Инженерное направление в детском саду процветает в рамках программы «ТехноДети». Проект помогает приобщить дошкольников к техническому творчеству, развивает умение демонстрировать навык быстрой сборки модели. Соревнования проводятся для детей всех возрастов четыре раза в год. Помимо этого действует проект «ТехноЧас», направленный на реализацию тематических программ и формирование steam-компетенций у дошкольников.
Гармоничное развитие маленьких жителей города возможно только в безопасной среде. Этот принцип учтен в проекте «Пермячок.ru. Обучение с увлечением». Чтобы ребята хорошо усвоили правила дорожного движения и сами с ранних лет заботились о собственной безопасности, для них разработали игры по мотивам ПДД и квест «Веселый светофорик». Воспитанники детского сада «Эрудит» учатся умению общаться друг с другом и взрослыми с помощью «Азбуки этикета», а также много читают в рамках краевого проекта «Читаем вместе» и акции «Светлячок».
У воспитанников «Эрудита» все серьезно и по-взрослому, есть даже личный кабинет! А именно личный кабинет дошкольника – электронная система записи результатов детей, связанных с освоением основной образовательной программы, и хранения личных достижений малышей. Юные пермяки с детского сада получают разностороннее качественное образование и воспитание.
Ставка на открытость и сотрудничество
В пермском детском саду №96 с размахом отмечают праздники, причем не только общеизвестные вроде Нового года, Дня России, 23 Февраля и 8 Марта, но и менее популярные тематические, такие как День семьи, любви и верности, Всемирный день рыболовства, День книги, День защиты детей. Воспитанники детсада и их родители принимают участие в ярмарке семейных талантов «ДАРование», а воспитатели – в «Педмаркете», городском мероприятии для молодых педагогов, на котором они обмениваются знаниями и опытом. Международное сотрудничество тоже не обошли вниманием.
Детский сад принимает участие в проекте «Дети здесь». Это бесплатная образовательная инициатива для ребят из Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, которая помогает им просто и быстро выучить русский язык. Онлайн-платформа включает обучающие видеокурсы, тексты и мультфильмы. Все видео снабжены субтитрами на таджикском, узбекском, киргизском, азербайджанском языках.
В рамках акции «Книжная карусель» детский сад №96 преображается. Здесь творятся настоящие чудеса. Воспитанники и воспитатели не только читают книги, но и сами создают их, не только знакомятся с персонажами, но и перевоплощаются в них, а также лепят из пластилина. Совместно с Министерством территориальной безопасности в дошкольном учреждении провели квест «Кошкин дом». В детсаду №96 организуются тематические недели, например «Здоровый образ жизни», «Насекомые», в рамках которых ребята, воспитатели и родители занимаются исследовательской деятельностью. Малыши принимают участие в конкурсах, таких как «Сказочная викторина» или «IT-мир». Не забывают и о физическом развитии: в дошкольном учреждении проходят состязания по прыжкам через канат или прыжкам через нейроскакалку.
Наконец, одна из важных составляющих образовательного процесса – комфортная атмосфера в коллективе. В сотрудничестве с детским садом №96 для родителей работает консультационный центр «Пеликан». Здесь можно получить актуальную информацию о методиках современного обучения и воспитания.
Юлия ЕМЕЛЬЯНОВА
Комментарии