По результатам городского конкурса «Детский сад для всех и каждого» наш Центр развития ребенка – детский сад №474 СВАО получил грант Правительства Москвы и стал стажировочной площадкой по направлению «Здоровьеформирующие технологии».
Основным двигателем перестройки в сфере образования, несомненно, был и остается педагог, все решают его профессионализм и компетентность. Cостояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности детей ДОУ, считают специалисты, во многом зависят от профессиональной компетентности специалистов по физическому воспитанию и воспитателей. Низкий уровень профессионализма педагога в сочетании с недостаточной профессиональной активностью препятствует продуктивному и компетентному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Именно современная форма повышения профессиональной компетентности педагогов в городе Москве – стажировочная площадка позволяет в период межкурсовой подготовки специалистов расширить профессиональные знания и умения, совершенствовать такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться. На базе стажировочной площадки Центра развития ребенка – детского сада №474 мы знакомим слушателей с педагогическими условиями партнерства детского сада и семьи в вопросах психологического и физического благополучия детей раннего и дошкольного возраста, которые апробировали в течение нескольких лет как экспериментальной, так и инновационной работы. Не секрет, что на практике работа педагога с родителями – одно из самых трудных направлений в его педагогической деятельности. Причин здесь много, и они кроются как в действиях педагогов, так и в позиции родителей. Большинство современных родителей, к сожалению, не становятся для ребенка положительным примером в ведении здорового образа жизни. Многие из них злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов активному отдыху, пренебрегают физическими упражнениями и закаливанием, а ведь их первостепенная задача – заложить основы физического развития личности ребенка именно в младенческом возрасте, когда у него только начинают формироваться основы здорового образа жизни и он привыкает много и правильно двигаться, закаляться, соблюдать режим дня, обслуживать себя. Основными задачами в процессе сотрудничества с семьей мы считаем повышение потенциала взаимного доверия в системе отношений «семья – ДОУ», повышение психолого-педагогического уровня культуры родителей по укреплению психического и физического здоровья ребенка, гармонизацию детско-родительских отношений в семьях, снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания детей.Современная философия взаимодействия двух социальных институтов – ДОУ и семьи – сегодня направлена на оказание помощи и поддержки родителей в физическом воспитании ребенка. Под педагогическим партнерством детского сада и семьи мы понимаем сложившуюся систему взаимодействия педагогов с родителями, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой – объединяло усилия обеих сторон с целью обеспечения психологического и физического благополучия детей раннего и дошкольного возраста. Мы считаем, что основными условиями для тесного сотрудничества и создания благоприятных взаимоотношений между родителями и педагогами должны быть взаимная заинтересованность обеих сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие, взаимопомощь, совместные усилия в решении воспитательных задач.В процессе многолетней инновационной работы мы разработали модель партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи, технологию гармонизации детско-родительских взаимоотношений средствами физической культуры, авторскую программу партнерства педагогов с родителями в психофизическом воспитании детей, определили содержание программного материала для работы с родителями и детьми в каждой возрастной группе, сформулировав четыре блока: «Формирование здорового образа жизни у детей раннего и дошкольного возраста в детском саду и семье», «Формирование у детей двигательной культуры», «Создание безопасной психологической среды для детей и обеспечение ОБЖ дошкольников», «Гармонизация детско-родительских отношений в семье».Ежегодно для психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам приобщения детей к основам ЗОЖ мы используем познавательные формы сотрудничества: родительские собрания, психолого-педагогические тренинги («Материнская любовь», «Основы общения с ребенком», «Адаптация к детскому саду – миф или реальность), круглые столы («Движение и речь», «Физкультурный уголок дома», «Основы закаливания ребенка в семье и в детском саду», «Подвижная игра в семье»), консультации, практические семинары или мастер-классы («Создание эмоционально благоприятной психологически безопасной атмосферы во внутрисемейном общении», «Подготовка ребенка к школе средствами физической культуры», «Оздоровительная гимнастика в семье) и наглядные информационно-просветительские формы сотрудничества: газета ДОУ «Малыш-крепыш», фотогазеты, рекламные баннеры и стенды, тематические выставки, буклеты, видеотеки, интернет-ресурсы (сайт и электронная почта). Для того чтобы активизировать позицию родителей в познавательных формах сотрудничества, мы используем такие методы и приемы, как тренинговые упражнения, дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, презентация опыта родителей, анализ собственной воспитательной деятельности, игровое моделирование поведения, решение проблемных задач, выполнение родителями совместно с детьми физических упражнений в паре. В нашем ДОУ проводят уже ставшие традиционными совместные физкультурные занятия родителей с детьми, благодаря которым у малышей снимается чувство беспокойства, страха, агрессии. Такие современные формы, как педагогические проекты «Космос», «Путешествие в будущее. Олимпиада – Сочи-2014», способствуют развитию, как у детей, так и у взрослых, познавательного интереса, любознательности, творческой активности. Для родителей становятся уже традиционными такие наглядно-информационные формы сотрудничества, как рукописная книга «Приобщение ребенка к здоровому образу жизни в нашей семье», портфолио или копилка достижений, семейные газеты, семейные проекты («Книга сказок», «Звезда недели», «Кулинарные рецепты»).Чтобы наладить обмен опытом среди родителей по формированию у детей здорового образа жизни и рефлексии работы ДОУ с семьей, мы провели родительскую конференцию «Здоровая и крепкая семья – счастливый Я», на которой папы и мамы выступили с рассказами, а воспитатели показали видеоинтервью с детьми старшей группы, которое продемонстрировало уровень знаний детей о способах укрепления своего здоровья. Видеоинтервью с родителями позволило выявить самые эффективные мероприятия, которые проводили в детском саду для семей, и узнать, как осуществляется физическое воспитание ребенка в семье. Те проблемы, с которыми сталкиваются родители при формировании здорового образа жизни ребенка, были показаны в юмористической сценке, в которой была задействована одна семья. Ярким финалом родительской конференции стал кинофестиваль в номинации «Документальное семейное кино», показаны два видеофильма о том, как родители формируют у ребенка устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, совершенствуют его физическую подготовку и физическое развитие с самого раннего возраста. Эти фильмы, как и все видео- и фотоматериалы многих мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении, выложены на сайте нашего детского сада.Мы уверены, что непосредственное участие родителей способствует расширению у них и их детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных отношений, формированию добрых семейных традиций, улучшению психологического климата в семье.Весь накопленный материал мы транслируем в процессе учебы на стажировочной площадке, надеемся, что наш опыт поможет педагогам спроектировать собственный маршрут в работе с семьей и добиться смягчения процесса адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду; снижения заболеваемости детей в группах, единства требований родителей и детского сада, благоприятного психологического микроклимата в группе детского сада и в семье. Мы думаем, что грамотное выстраивание отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьей позволит добиться максимальной пользы для психического и физического благополучия ребенка на ступени раннего и дошкольного возраста.Тамара ШАТВЕРЯН, руководитель стажировочной площадки, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №474; Светлана ПРИЩЕПА, научный консультант стажировочной площадки, доцент кафедры управления дошкольным образованием Московского городского педагогического университета
Комментарии