Вот уже семнадцать лет руководит Анна Александровна детским садом №39, который в Петропавловске-Камчатском больше знают как «Рябинушку». Кстати, общий педагогический стаж у нее в два раза больше. С таким резюме, как у нее, куда угодно можно устроиться. Хоть в министры. Но она никуда из детского сада идти не хочет. Без «Рябинушки» она засохнет, зачахнет, как дерево, у которого подрубили корни.
По первому образованию Анна Александровна – учитель истории и обществоведения. Окончила Камчатский пединститут. Тринадцать лет назад защитила еще один диплом – теперь по специальности «государственное и муниципальное управление». Она считает, что не только сотрудники должны постоянно учиться, повышать свою квалификацию, но и руководитель должен учиться, чтобы подавать пример, чтобы суметь справиться с возникающими вызовами и всегда быть готовым дать совет или объективно оценить предложение, инициативу, идею, проект своих подчиненных. Хотя, в общем-то, подчиненных у нее нет. Все коллеги. Только так, когда все равны и когда от каждого зависит общий результат, можно добиться победы.Мне было интересно, какие темы повышения квалификации выбирала для себя Анна Александровна. Что-то я угадал, что-то нет. Конечно же, как только началась модернизация региональных систем дошкольного образования, она отправилась на курсы в Санкт-Петербург, где учили, как управлять дошкольной образовательной организацией в новых условиях. Потом прослушала курс, как готовить к школе посещающих и не посещающих детский сад детей. Особо ее интересовала вторая часть темы: дети, не посещающие детский сад. Казалось бы, зачем ей это? Но случилось так, что однажды к ней заглянула молодая мама за советом, как дома готовить ребенка к школе. Таких посетителей теперь немало. И она никому не отказывает. Еще одна тема касалась здоровьеразвивающих технологий. Обратите внимание – не сберегающих (об этом все знают или делают вид, что знают), а развивающих. Это намного интереснее, хотя и сложнее реализовывать. Учебный год в детском саду начинается с недели родительских собраний. Во всех группах. В прошлом году их главной темой было нормативно-правовое регулирование образовательных отношений дошкольной образовательной организации и семьи. Недавно провели опрос. Спрашивали родителей выпускников детского сада, какое собрание им больше всего запомнилось, почти все назвали то, что проходило в начале учебного года в подготовительной группе. Стульчики были расставлены по кругу. На столиках чистые листы бумаги, ручки, а в центре красовался букет из осенних листьев. Воспитатель берет этот букет и передает его сидящему рядом, говоря при этом ему какие-то комплименты или пожелания. И так, пока не замкнется круг. А потом начинается разговор про игру. Для многих родителей становится открытием, что добрые старые машинки, солдатики, деревянные кубики ничуть не хуже развивают ребенка, чем компьютерные игры. Но еще эффективнее работают игры, направленные, например, на развитие внимания, формирование умений делать звуковой анализ слова. И тут воспитатель предлагает поиграть родителям в игру «Охота на звук». Нужно за одну минуту записать как можно больше названий окружающих предметов, начинающихся на звук, заданный ведущим. Дома можно устроить с ребенком, не записывая, а лишь называя слова, охоту на разные звуки – сладкие, пушистые, острые… После игры наступает момент детального знакомства с целями и задачами на предстоящий учебный год. А затем родители выполняют специальный тест «Я и мой ребенок». Посчитав очки за каждый ответ, сами же оценивают свои результаты. И опытный воспитатель сразу видит по лицу, для кого ребенок – самая большая ценность, а у кого серьезные проблемы с воспитанием своего малыша. И еще: на том собрании снова проговаривают с родителями требования к ним (точнее, рекомендации) пункт за пунктом. Мне очень понравилось то, что «в группу не разрешается приносить пистолеты, сабли, мечи, лак для ногтей, помаду, духи, жевательную резинку, конфеты для угощения своих друзей», «если хотим угостить, то приносим всем детям либо не приносим вовсе» и «игрушки из дома приносим в том случае, если даем играть другим». А кроме требований существуют еще и официальные правила. Они похожи на правила в других дошкольных образовательных организациях. Но есть в них один пункт, который мало где встретишь, – «все возникающие вопросы родители прежде всего решают с заведующим детским садом». У каждой группы свое название. Есть «Капелька» и «Семицветик», есть «Вулканчик» и «Полянка», есть «Ручеек» и «Ветерок». Название предполагает игру. И дети играют в группах, придумывая различные истории, рисуя и лепя их. Рисованию в детском саду придается особое значение. Здесь используют инновационные технологии в обучении, устраивают мастер-классы для родителей и коллег. Не секрет, что у каждого участника образовательного процесса свое представление о том, что значит качественное образование в дошкольном учреждении. Для детей оно качественное, если проходит в интересной, увлекательной игровой форме. С точки зрения родителей, качество – это когда их детей обучают по программам, сохраняющим как психическое, так и физическое здоровье, когда у детей вырабатываются интерес и желание учиться. Воспитатели считают, что качество – это, с одной стороны, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников, а с другой – положительная оценка их деятельности руководством. Для заведующей качество – это когда все довольны: и дети, и родители, и воспитатели, и, что немаловажно, начальство. Анна Александровна Мойсюк считает, что для их коллектива самое важное – это создание развивающей предметно-пространственной среды и эффективных педагогических условий для адаптации и развития детей. «Мне кажется, достичь этого невозможно без сотрудничества дошкольной организации и семьи, – размышляет она. – Именно поэтому мы и выбрали для реализации в ближайшем будущем инновационный проект «Вариативность форм сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи как фактор успешной адаптации и развития детей раннего возраста». Если говорить о главных целях адаптации и развития ребенка, то они очень ясны для нас. Мы должны постоянно создавать для малышей ситуации успеха, положительно-заинтересованное отношение к играм и занятиям, учить их преодолевать трудности, корректировать неблагоприятные формы развития, такие как застенчивость, агрессивность, замкнутость, тревожность и так далее».Форм сотрудничества с родителями в «Рябинушке» придумали много. Это и «Ползунковая школа», и Центр игровой поддержки, и центр релаксации «Звездное небо», и две школы – одна для отцов и другая для матерей, и консультативно-методический центр по вопросам речевого развития, связанного со звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью, и психологического развития, касающегося познавательных процессов, внимания, памяти, мышления. По понедельникам и средам учитель-логопед Полина Михайловна Иванова, учитель-дефектолог Ольга Александровна Садекова и педагог-психолог Светлана Викторовна Малахатка ведут прием родителей, оказывая им информационно-методическую помощь. Они учат их, как преодолевать возникающие трудности, как не раздражаться на ребенка, когда он не может с чем-то справиться, как помочь ему.На сайте «Рябинушки» я обнаружил много интересных материалов. Застрял же надолго в «Методической копилке». Здесь есть полезные вещи для родителей, коллег, органов управления образованием. Анна Александровна как минимум раз в день заглядывает на сайт: не появилось ли чего-то новенького. И в этом проявление доверия к своим коллегам – она не контролирует каждый их шаг. Детский сад №39 дважды лауреат конкурсов «100 лучших ДОУ России», «Школа здоровья»-2014. Коллектив дважды побеждал в краевом конкурсе образовательных организаций, реализующих инновационно-образовательные программы дошкольного образования. На протяжении семи лет «Рябинушка» носит статус базовой организации по экологическому образованию для детей дошкольного возраста Камчатского края. В 2011 году образовательная организация включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Коллектив детского сада особо гордится тем, что удостоен премии П.Т.Новограбленова. Прокопий Трифонович был первым коренным жителем Камчатки, получившим диплом о высшем образовании. Он окончил Томский учительский институт в 1918 году и преподавал естествознание и английский язык в Петропавловском высшем начальном училище. Его арестовали в апреле 1933 года по сфабрикованному делу «Автономная Камчатка» и через год расстреляли. Реабилитировали его только в 1957 году. …На Камчатке пока лежит снег. Весна где-то дожидается своего часа между сопок или на берегу океана, прохаживаясь по черному песку, когда никто не видит. Молочные волны хранят ее тайну, старательно смывая каждый след. А в ясельной группе весь подоконник уставлен ящичками с зеленым луком. Малыши сами посадили этот огород. Сажая его, один мальчик вспомнил, что мама иногда плачет, когда чистит лук, чтобы приготовить суп или жаркое. И тут дети загалдели: «А моя мама тушит рыбу с луком», «А моя картошку жарит с грибами», «А моя торт с луком делает». «Фу!» – сказал кто-то. «Надо попробовать этот торт», – предложил другой малыш, кругленький такой. Так они и говорили целый день про лучок, который «как дед во сто шуб одет», «не умеет смеяться и не любит раздеваться». Приходя в группу, первым делом они бежали к окну, чтобы увидеть, когда прорастет луковица. И однажды это случилось. «Ура!» было таким громким, что донеслось даже до кабинета Анны Александровны. Но она не стала выяснять, кто это и почему кричит. Знала, раз кричат – есть повод. Они чему-то радуются, и это здорово!На фотографии на своей личной страничке в Интернете заведующая детским садом Анна Александровна Мойсюк улыбается: «А я улыбаюсь всегда. Даже когда мне очень плохо. Улыбка помогает и с неважным настроением справиться, и быстрее решить возникшую проблему».Петр КОРНО, Петропавловск-Камчатский, фото автора
Комментарии