search
main
0

Вместе на природу

Еще раз об активном отдыхе как средстве воспитания

Я человек возрастной, поэтому, хочу или нет, все мои размышления носят ностальгический характер. Всю свою жизнь занимался воспитанием детей средствами приобщения их к активным путешествиям, а развитию семейного туризма особого внимания не уделял. Более того, всегда был очень осторожен и избирателен, когда родители предлагали свою помощь в качестве участников наших путешествий с детскими группами. Все думал, что помешают, будут заниматься в первую очередь своими детьми. Признаюсь, был не прав.

 

Сейчас я не только рассматриваю участие родителей вместе со своими детьми в активных путешествиях как весьма полезное дело, но и, более того, считаю, что в настоящее время это единственная возможность приобщения детей к природе, привития им интереса к активному отдыху, содействия их разностороннему личностному развитию, воспитанию достойных нравственных качеств.

О воспитательном значении туризма сказано очень много, и я как педагог подтверждаю: нет более универсального воспитательного средства, решающего одновременно целый ряд педагогических задач, таких как гражданское, нравственное воспитание и физическое развитие, профессиональная ориентация, приобретение опыта коммуникаций в коллективе, безопасного пребывания на природе и множества других, полезных в будущей самостоятельной жизни навыков.

Но, к сожалению, приходится констатировать, что современная школа самоустранилась от выполнения функции воспитания, более того, она даже функции обучения все больше перекладывает на родителей. Усугубляет положение и пандемия, вызвавшая целый пакет новых нормативов, ограничивающих возможности организации школой практической работы с учащимися и активного летнего отдыха.

Вывод напрашивается сам собой: в ближайшей и среднесрочной перспективе родителям надо самим заниматься своими детьми, думать, как организовать их досуг и отдых в каникулярное время. Между тем лучшая и проверенная временем технология – семейный туризм. Я имею в виду не путешествия семьей на автомобиле с ночлегом в гостиницах и тем более не отдых на зарубежных курортах, где развлечение детей поручается специально обученным людям, дабы родители могли отдыхать свободно. Речь идет об активном отдыхе на природе, участниками которого являются несколько дружественных семей.

Предлагаю своеобразное ноу-хау, проверенный временем и многократно оправдавший себя на практике формат активного и инициативного совместного отдыха на природе на условиях самоорганизации, самообеспечения и самообслуживания. Не буду оспаривать тот факт, что воспитание детей в коллективе сверстников (например, класса под руководством опытного педагога – организатора активного отдыха) может быть более результативным, чем «одиночное плавание». Только где же сейчас такого педагога найдешь? Да и нормативные требования к организации детского отдыха таковы, что зачастую просто невыполнимы. А потому, как гласит народная мудрость, хочешь сделать хорошо – делай сам! Попробуем сформулировать практические советы родителям, готовым самостоятельно организовать активный отдых для своих детей.

С чего начать? Рекомендуем заблаговременно обсудить идею совместного отдыха с друзьями, сослуживцами и, возможно, с родственниками. Если идея совместного активного отдыха в лесу или на берегу водоема будет поддержана, прежде всего выберите место. Сейчас это непросто, придется предварительно выезжать на разведку и согласовывать с местными властями плюс надо предусмотреть отдельные расходы. Впрочем, это можно сделать в майские праздники. Кстати, за рубежом «дикий» отдых в национальном парке может быть довольно затратным и сравнимым по цене с отдыхом в пансионате. Мы к этому пока не приучены, отчасти потому что до сих пор считаем, будто леса и озера – это общенародная собственность. Кроме того, мы не понимаем, за что «дикарь» должен платить, если дорог к месту отдыха нет, мусор не вывозится, стоянки не оборудованы, охрана не осуществляется и т. д. Думаю, что в порядке компромисса или альтернативы можно поискать брошенные дома, как в мультике «Простоквашино». Таких в российских селах, к большому сожалению, тысячи – покосившихся, с проваленными крышами, заросшими борщевиком дворами. Это беда! Однако данный факт надо как-то объяснять детям для адекватного восприятия действительности. Чтобы не нарваться на неприятности, стоит выяснить у соседей, как разыскать хозяев брошенных домов и у кого заручиться согласием на ваше летнее присутствие в деревне. Даже если дом для жилья непригоден, то во дворе можно поставить палатки и оборудовать кухню. Такой вариант для начинающих туристов – любителей активного отдыха не только безопаснее, но и оградит от возможных штрафных санкций за нарушение правил въезда в лес на автомобиле, парковки автомобиля у воды, разведения костра и пр.

Следующие вопросы – формирование команды, распределение обязанностей по подготовке, подбор необходимого инвентаря, расчет продуктов питания, составление программы отдыха. Это можно решить самостоятельно, а можно и поискать ответы в Интернете, например, на нашем тематическом просветительском канале «Путешествуем семьей» (www.youtube.com/channel/UCLiRHZiRD-KS16VWlcC6W9A). Обращаем ваше внимание на то, что не следует забывать о детях при распределении поручений. Они многое могут, например, поискать в Сети привлекательный для отдыха район, подобрать картографический материал, помочь с приобретением продуктов, подбором и упаковкой инвентаря. Можно привлечь детей и к подготовке машин для путешествия, загрузке снаряжения, выполнению функций штурмана и кинофотооператора на маршруте.

Согласовать устраивающие всех сроки совместного отдыха тоже лучше заблаговременно. Не стоит затягивать с расчетом продуктов и разработкой меню, ведь от этого будет зависеть бюджет отдыха. Отдельно следует договориться о решении проблем организации быта. Мы уже говорили о самообслуживании, а значит, нужно оборудовать необходимые удобства (столы, скамейки, туалеты, кухню и пр.), определить место, где вы будете готовить пищу, мыть посуду. Какую-то работу можно выполнять авралом, то есть всей командой, какую-то – по очереди (вахтой или дежурством). Самообслуживание – один из главных принципов активного отдыха. Он особенно важен для воспитания детей, восприятия ими труда не как повинности, а как органичной составляющей жизни и интересного дела с очевидным результатом.

Чем себя развлекать кроме посиделок у костра, отдыха в гамаке, рыбалки, сбора грибов и ягод? Если при отдыхе на водоеме в вашем распоряжении будут байдарки или лодки, можно совершать небольшие вылазки. Впрочем, не менее интересны и прогулки по лесу пешком, например, к каким-то достопримечательным объектам. Такими могут оказаться и фермерские хозяйства. Хорошо, если в команде есть люди, имеющие определенные знания, способности, навыки и опыт ориентирования на местности, плавания, гребли, рисования, пения, рукоделия, плетения из лозы, определения растений, минералов, насекомых и так далее. Можно проводить мастер-классы. Целесообразно организовать детскую деятельность отдельной самоуправляемой командой со своими функциональными обязанностями, например, пополнения запасов топлива, воды. Иногда таким детским коллективом может руководить или опекать его кто-то из родителей или старших детей.

Особо обращаю внимание на психологический климат в команде и культуру отдыха на природе. Следует воздержаться от сквернословия, излишнего шума, стрельбы, фейерверков, неумеренного употребления спиртных напитков. К сожалению, эти факторы стали обязательными атрибутами дикого (уже без кавычек) отдыха на природе. Нельзя этого позволять себе и тем более демонстрировать детям. Ведь вы для них авторитет, а ваши практические умения и знания, продемонстрированные детям, в том числе установка палаток, выполнение строительных работ, успехи в рыбалке, вкусно приготовленная пища, – предмет их гордости за родителей.

Несколько слов о некоторых мерах безопасности в лесу. Все участники активного отдыха должны знать окружающую местность, ознакомившись с ней хотя бы по карте, помнить название водоема, на берегу которого отдыхаете, а также ближайших населенных пунктов. Проверьте наличие телефонной связи. Предусмотрите варианты экстренной эвакуации. Не удаляйтесь самостоятельно и в одиночку от бивуака. Особое внимание при организации купания – постоянный надзор друг за другом. Выбирайте осмотрительно соседей и не ведите себя вызывающе. Имейте медикаменты и начальный опыт для оказания доврачебной помощи. Будьте внимательны и осторожны при сборе грибов и ягод, опасайтесь кровососущих насекомых, учитывайте присутствие диких зверей и пресмыкающихся.

Это первоначальная необходимая информация, которая, надеемся, позволит родителям перейти от слов к делу. Благополучного вам отдыха на природе, который будет очень полезен для правильного воспитания ваших детей!

Александр МИНДЕЛЬ, заслуженный путешественник России, кандидат педагогических наук, доцент, автор проекта «Дом путешественника на Селигере», фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте