search
main
0

Вместе мы сильнее! Патриотизм и гражданственность – две грани великого чувства

В своем обзоре писем, опубликованном в «Учительской газете» 22 марта, я постаралась показать, что во многих городах действуют замечательные школьные музеи. И хотя созданы они двадцать, а то и тридцать лет назад, но актуальности своей не потеряли. Их цели сегодня не только благородны – воспитывать ребят, умеющих уважать прошлое, но и вполне современны – воспитывать так, чтобы они умели смотреть в будущее. А наше будущее состоит в том, чтобы создавать гражданское общество. То есть такое общество, которое способно бороться и отстаивать свои права перед государством. Иногда государство просит помощи у общества, как это случилось после трагедии в Беслане…

Многие ли поняли тогда, а как это сделать? Как лично я могу помочь государству в его смертельной схватке с терроризмом, это ведь не сорок первый год, когда все встали под ружье… Так вот, в одной московской средней школе поняли. Причем очень четко. Но все по порядку.

В шестом номере от 15 февраля в нашей газете была опубликована небольшая заметка о том, что ученики 148-й столичной школы предложили воздвигнуть памятник жертвам Беслана. Идея памятника, напомню, такова: два аиста (которые, как известно, приносят детей) держат в клювах растянутую нить с одиннадцатью колокольчиками («не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит и по тебе»). На днях я побывала в этой школе и теперь могу сказать: здесь родилась новая форма воспитательной работы с детьми.

1 сентября 2004 года вся 148-я содрогнулась от ужаса. Слез не скрывали ни взрослые, ни дети. Директор заслуженная учительница России Екатерина Елесина собрала всех на торжественную линейку, которая должна была быть праздничной, а получилась… Никто не готовился к ней заранее. Но говорили многие. Эмоциональная окраска всех этих речей была одинаково гневной.

…Весь сентябрь школа жила в каком-то не то страхе, не то ожидании. Однако сама Екатерина Александровна и ее коллеги-учителя понимали, что этот гнев, и ужас, и ожидание – страшная сила, разрушающая души. Причем не только души человеческие, но и душу самой школы, которую взрослые и дети все вместе вырастили, берегли и обогащали. У 148-й давно свое лицо – творческое, яркое. Художественное воспитание здесь – одно из самых важных (даже уроки кино в школе проводятся).

На очередном заседании совета школы у старшеклассников родилась мысль создать движение «Дети России против терроризма». Термин «движение», как они определились тогда, означает, что это союз граждански настроенных людей, объединенных одной социальной идеей. Мудрая, 50 лет отработавшая именно в этой школе, директор Елесина поняла: достигнут нужный результат – ребята родили замечательную идею. Теперь надо думать, как воплотить ее в жизнь. Используя личные связи, она вышла на региональную общественную организацию «Молодежная лига труда и социального партнерства». И вот все вместе они разработали план деятельности.

По этому плану, в частности, вся 148-я школа должна была принять участие во Всероссийском конкурсе проектов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию молодежи «Растим патриотов России», посвященном 60-летию Победы. В проекте, который разработала 148-я, речь шла как раз о движении «Дети России против терроризма». Проект представили, как это предусматривается по положению конкурса, в городской Центр военно-патриотического и гражданского воспитания. Однако председатель жюри конкурса, начальник отдела центра Владислав Невидомский не захотел даже просто ознакомиться с проектом. Была нарушена некая формальность, а порядок есть порядок – так объяснил свой поступок мне по телефону Владислав Антонович.

Как жаль, что чиновник у нас всегда прав. А в случае со 148-й школой жалко вдвойне. Потому что, на мой взгляд, движение «Дети России против терроризма» не только новое, но – живое, нужное дело! 8 Марта его активисты, ученики школы, поздравили вдов офицеров, погибших в 1-й бесланской школе.

Приняли ребята участие и в международном благотворительном концерте ансамбля «Саби» из Северной Осетии. Саби в переводе с осетинского означает дитя. На концерте также звучал голос колокольчика. Этот звон – знак солидарности с теми, кому пришлось пережить страшные дни в Беслане. «Нас не запугать. Жизнь продолжается» – такова идея концерта.

В тот день, когда я побывала в 148-й школе на заседании штаба движения, его активисты обсуждали, что надо написать в письмах, которые они разошлют мэрам крупных городов России и столиц крупнейших стран мира. Уже сейчас ребята готовятся к поездке в Рим по приглашению его мэра.

Я слушаю споры ребят и вижу, как сильна у них потребность быть полезными. Они не хотят, чтобы бесланская трагедия забылась, чтобы боль ее со временем остыла. Они стремятся быть нужными людям маленькой Северной Осетии и потому пытаются закрепить делами дорогую им цель. А ведь это стремление только так и может стать образом жизни. Много ли сегодня людей, которые обладают не суммой готовых взглядов на мир и свое место в нем, а тем, что обдумано лично и превратилось в принципы, за которые человек готов постоять? В 148-й школе (я это увидела) такие ребята есть!

Спрашиваю директора Елесину, как она посмотрит на то, чтобы в штаб движения написали ребята из других городов, из школьных музеев, патриотических кружков и клубов – чтобы выразить свою поддержку. И вместо ответа Екатерина Александровна диктует адрес: «Москва, Хорошевское шоссе, 64». Ведь девиз движения: «Вместе мы сильнее!»

Что означает этот лозунг? А вот что: на карте России среди различных деревень и поселков, среди многочисленных «провинциальных» городов стоят скрепляющие всю Россию города-«миллионники», определяющие экономическую и политическую жизнь регионов. Между этими большими городами, на которые ориентируется «маленькая» Россия, существует определенная связь. Россия – это не разрозненные и разобщенные расстоянием населенные пункты, живущие своей замкнутой жизнью.

Во всяком случае, если сегодня есть такие тенденции, их надо преодолевать. Так сказано в программе «Большие города», которая входит в рамки движения «Дети России против терроризма». Надо общаться между собою, вовлекая в этот процесс «маленькую» Россию и молодое поколение этих городов и поселков. С помощью общественных, социальных и патриотических акций, соединяющих большие города между собою, – с лозунгом «Вместе мы сильнее!».

Вот с каким итогом, подходит к 60-летию Победы эта обычная, но очень хорошая, с крепкими традициями, московская средняя школа. Гражданское воспитание сегодня, как здесь его понимают, невозможно без уважения к достойному прошлому. Оно налагает обязательства на нас, сегодняшних. Изучая подвиги и просто поведение людей в Великую Отечественную войну, ребята учатся служению родине, умению объединяться под знаком общей благородной цели. Научившись ощущению долга, они более точно сумеют научиться и ощущению права. А это сегодня очень не просто: у патриотизма в наше время много обличий. Только война за Родину и свободу священна, убийство детей ничем не оправдаешь.

Я повторяю: вот с каким итогом встречают ученики 148-й московской школы славный юбилей Победы. Но в Центре военно-патриотического и гражданского воспитания не потрудились этого понять.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте