search
main
0

Вместе мы по городу идем

​Мы живем в особое десятилетие, когда весь мир объединяется для спасения миллионов человеческих жизней. Всемирная организация здравоохранения объявила 2011 – 2020 годы глобальным Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Все мы, пешеходы, с радостью замечаем, что Правительство Москвы делает наш город с каждым годом все более безопасным, удобным и приятным для пеших и велосипедных прогулок, действенного объединения образовательных и социокультурных ресурсов для детского развития и семейного досуга. Уже 11-й год подряд в Москве проходит конкурс «Дорожная азбука», в котором принимают участие педагогические коллективы образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, всех округов столицы. Конкурс проводит Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по городу Москве совместно с Департаментом образования. Координатор проведения конкурса – Московский институт развития образования. Задания и конкурсные мероприятия конкурса «Дорожная азбука-2014» были разработаны специалистами МИРО вместе с представителями Московского городского детско-юношеского центра «Юный автомобилист» и городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности. Педагоги, родители, сотрудники Госавтоинспекции надеются, что повышение эффективности процесса обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах будет способствовать снижению детского дорожно-транспортного травматизма на территории города. Участие в конкурсе в этом году приняли педагогические коллективы всех округов столицы. На первом его этапе были определены по одному победителю от каждого округа Москвы. В результате одиннадцать образовательных организаций, создавших эффективную образовательную среду и социальную ситуацию для формирования позитивного отношения к соблюдению правил дорожного движения у детей и взрослых, стали лауреатами и победителями Московского городского конкурса «Дорожная азбука-2014». Итоги конкурса были подведены в Московском центре детского и юношеского творчества «Бибирево», где состоялся настоящий праздник грамотных пешеходов – взрослых и детей: катание на самокатах и электромобилях, прохождение проблемных маршрутов в лабиринте и игровом городе, знакомство с видеофильмами, презентациями, инновационными разработками педагогов, сюжетно-тематическая концертная программа. Лауреаты Московского городского конкурса «Дорожная азбука-2014» – лучшие из лучших педагогических коллективов в своем профессиональном деле:    лицей №1367 Юго-Восточного округа;     детский сад комбинированного вида №623 «Жемчужинка» Южного округа;    школа с углубленным изучением английского языка №1238 Западного округа;     Центр образования «Школа здоровья» №1679 Северного округа;    школа №1240 Центрального округа;    школа №1151 Зеленоградского административного округа;     детский сад №1104 «Семицветик» Троицкого и Новомосковского округов. Абсолютным победителем Московского городского конкурса «Дорожная азбука-2014» стал коллектив лицея №1571 Северо-Западного окружного управления образования. Визитная карточка лицея – содержательное взаимодействие всех ступеней образования, которое обеспечивает формирование у детей устойчивых положительных привычек безопасного поведения в нашем большом городе. Второе место разделили педагоги Центра образования №1811 «Измайлово» Восточного и гимназии №1532 Юго-Западного округа. И это произошло не случайно. Оба педагогических коллектива отличает продуманная система работы по формированию у детей безопасного поведения. Ничего лишнего и все самое главное, естественная включенность в реальность детской жизни, взаимосвязь всех сторон воспитания – основы педагогической стратегии, реализуемой в данных образовательных организациях. Третье место эксперты единодушно присудили коллективу школы №709 Северо-Восточного округа, где работают настоящие энтузиасты своего дела. Особое место в конкурсе занимали две номинации, отражающие наиболее актуальные в современном открытом для активной жизни горожан мегаполисе направления работы по воспитанию у детей культуры безопасного поведения. Победителем в номинации «Видеофильм «Вместе мы по городу идем» стала школа с углубленным изучение английского языка №1238 Западного округа. Как безопасно пройти к спортивному центру района Ново-Переделкино, теперь известно всем его жителям – и детям, и педагогам, и родителям, и тем, кто посетит сайт образовательной организации. Победитель в номинации «Макет-карта «Москва – территория без опасности» – Центр образования №1811 «Измайлово» Восточного округа. Это говорит о том, что на 15-й Парковой улице живут думающие маленькие пешеходы, которые могут проанализировать и оценить ситуацию на дороге и грамотно вести себя на улицах города. Лауреаты и победители конкурса получили дипломы Департамента образования и Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по городу Москве, детские настольные игры и даже мини-автомобили. Кроме того, дети – участники конкурса получили памятные подарки от столичной ГИБДД, в том числе очень нужные светоотражающие полоски для одежды. В чем современное звучание традиционного для Москвы конкурса «Дорожная азбука», ориентированного на детей дошкольного и младшего школьного возраста? Оно в динамике изменений. Город стремительно меняется, содержание конкурса меняется вместе с расширением городской инфраструктуры качественного образования и комфортной городской среды шаговой доступности. Привлечение общественного внимания к проблемам безопасности детей на улицах и дорогах, главные факторы которой – воспитание совместной пешеходной культуры и детей, и взрослых, их позитивного отношения к соблюдению правил дорожного движения в мегаполисе, стало хитом «нового сезона» «Дорожной азбуки». Сегодня очень важно, чтобы дети и их родители ориентировались в притягательных местах города и близлежащего микрорайона. В ходе «Дорожной азбуки-2014» педагоги вместе с детьми и их семьями раскрыли разнообразные возможности Москвы для безопасных прогулок. Каждый реализованный творческий проект по-своему отразил взаимодействие детей и взрослых на улицах города, были сняты видеофильмы о путешествиях по интересным местам города и о возможных маршрутах в близлежащем окружении. Эти поучительные и увлекательные видеофильмы содержат один или несколько сюжетов, посвященных экскурсиям, целевым прогулкам, организуемым педагогами, или разнообразным семейным прогулкам по городу (в парки, скверы, на игровые и спортивные площадки, в магазин, в кино, в гости). В коротких видеоисториях отражен в первую очередь сам процесс путешествия по городу «грамотных» пешеходов, пассажиров общественного или личного транспорта (взрослых и детей) с учетом требований безопасности и особенностей городской среды. Во время этих прогулок дети были не только пешеходами и пассажирами, но и водителями детских транспортных средств. Все снятые фильмы о нашем городе были разными, непохожими, как непохожи друг на друга живущие в нем дети и взрослые. Часть из них рассказывала о системе смоделированных педагогами образовательных ситуаций, об организованном ими вместе с инспекторами ГИБДД знакомстве детей с улицами ближайшего окружения, пешеходными переходами. Особенно увлекательные клипы были посвящены ежедневному ответственному фрагменту из жизни семьи: дороге ребенка из дома в детский сад или из детского сада домой с мамой или с папой. Были и семейные путешествия, как, например, в фильме «По дороге к бабушке. Путевые заметки сестер Голубочек» – старшая и младшая сестры с мамой выходят из дверей своей квартиры, садятся в лифт и идут по улицам, едут различными видами городского транспорта к бабушке, которая живет совсем неблизко. Другой завораживающий фильм – это квест, который представлял собой пешее обследование двумя первоклассниками (с видеооператором за кадром) своего района, обнаружение различных объектов городской среды и повествование о них (улицах, дорогах, переходах, остановках, парковках), путешествие было начато при свете дня и завершилось при зимнем вечернем освещении. В полном соответствии с жанром в фильме присутствовало ощущение загадочности и автономности жизни героев. Интересно был реализован замысел фильма – задушевная беседа. Ребенок-интервьюер в раздевалке группы вечером задавал вопросы о том, зачем нужны правила дорожного движения и что помогает их соблюдать парам «взрослый – ребенок»: мама – сын или дочка, дедушка – внучка, бабушка – внук. Ответы взрослых в диалоге со своим ребенком были искренними и неформальными, даже на такой вопрос: «Вы когда-нибудь нарушали правила дорожного движения?» Другим результатом детско-взрослого исследования особенностей городского пространства стало создание реалистичных объемных и плоскостных макет-карт ближайших микрорайонов, позволяющих научить детей действовать в городской среде, руководствуясь принципом «Москва – территория без опасности», моделировать маршруты безопасных прогулок в ближайшем окружении. Макет-карты создавали на основе Яндекс-карт (или иных поисковых систем), они отличались реалистичностью и сомасштабностью деталей, среди них были и объемные, и плоскостные, целостные и модульные варианты, с улицами и архитектурными объектами, деревьями, жителями, транспортом, дорожной разметкой и иными объектами городской среды. Использование макет-карт задает многообразие возможных вариантов организации взаимодействия взрослого с детьми в контексте решения задач обучения детей безопасному поведению (беседы, обсуждение проблемных ситуаций, использование в прокладывании реальных маршрутов). О том, какие игровые и проблемные ситуации помогают включать детей в активное заинтересованное освоение моделей безопасного поведения, рассказали авторы макет-карты микрорайона Гольяново, где проживают воспитанники дошкольного отделения лицея №1598 (Т.Ю.Чижова, М.Г.Малтызова, Е.Б.Щепилова, Г.В.Глушкова). Одна из наиболее любимых детьми игровых ситуаций – «Найди свой дом». В ходе ее проигрывания дети прикрепляли прямо к макетам зданий карточки с именами и рисунками: «Это мой дом, а это дом Маши, Сережи, нашего воспитателя…» Создание планов наиболее безопасных маршрутов с микрорайоне осуществляли с помощью проблемных ситуаций типа «Потерялся котенок! Как его найти?». Детям предстояло решить, кого необходимо привлечь к спасению котенка, им предлагали описание схем различных маршрутов с указанием конкретных пунктов для поиска котенка. В общих дискуссиях дети вместе с взрослыми определяли и отстаивали наиболее удобные и безопасные пути следования. В результате котенка находили то на крыше одного из домов, то под автомобилем, припаркованным в одном из переулков Гольяново. Отдельный интерес представляла собой проблемная беседа с детьми старшего дошкольного возраста, отражающая понимание ими правил безопасного поведения на улицах и дорогах столицы. Ее неожиданным результатом стало то, что у самих педагогов возникли вопросы, которые они адресовали специалистам из Госавтоинспекции, например, где наиболее безопасное место в машине для детского удерживающего устройства, как правильно переходить дорогу маме с двумя детьми, один из которых к коляске.Очень важно, чтобы дети научились ориентироваться на местности и в ближайших микрорайонах, быть внимательными и предусмотрительными. Однако неукоснительно должно соблюдаться нерушимое правило безопасности для детей дошкольного возраста: ребенок всегда должен находиться на улице в сопровождении взрослого.Культурный уклад жизни маленьких горожан начинает складываться с детского возраста. На это работает и традиционный Московский городской конкурс «Дорожная азбука». Татьяна АЛИЕВА, Галина УРАДОВСКИХ, Московский институт развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте