Непросто всесторонне и объективно оценить сделанное Красноярской краевой организацией Общероссийского профсоюза образования за отчетный период для членов профсоюза, всех работников отрасли в условиях меняющейся социально-экономической ситуации и реформирования системы образования. Участие края в комплексном проекте модернизации образования заставило нас искать новые формы работы, и опыт приходилось нарабатывать путем поиска, проб и ошибок.
Пришлось осваивать практику социального партнерства, технологию ведения переговоров, учиться принимать компромиссные решения, выстраивать конструктивные отношения с различными общественными организациями с целью улучшения экономического и социального положения работников образования. Мне хотелось бы остановиться на некоторых аспектах работы краевой организации в новых условиях – социальном партнерстве и оплате труда.
Мы активно участвуем в разработке правовых мер по развитию социального партнерства и трехстороннего сотрудничества краевой организации профсоюза с работодателями и органами государственной власти, органами местного самоуправления, в подготовке соглашений различного уровня, коллективных переговорах, в экспертизе городских и районных соглашений и коллективных договоров.
При непосредственном участии краевой организации профсоюза ежегодно заключается соглашение по регулированию социально-трудовых отношений в бюджетной сфере между представителем работодателей – правительством Красноярского края и представителем работников – Федерацией профсоюзов Красноярского края. В рамках заключенных соглашений мы взаимодействуем сегодня с администрацией города Красноярска и с краевым Министерством образования и науки.
В прошлом году мы подписали соглашения с Советом ректоров вузов, заключили соглашение с Государственной инспекцией труда в Красноярском крае по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в образовательных учреждениях. В его рамках специалисты аппарата краевого комитета и государственные инспекторы труда проводят совместные проверки.
Важно, что большинство территориальных организаций (92%), используя накопленный опыт, работают в рамках социального партнерства. Коллективные договоры заключены в 97% образовательных учреждений, имеющих профсоюзные организации.
В этом году на основании ходатайства президиума краевого комитета профсоюза Центральный комитет принял решение о награждении Нагрудным знаком профсоюза «За социальное партнерство» главы города Красноярска Петра Ивановича Пимашкова, начальника управления образования Шушенского района Владимира Николаевича Шифрина, председателя профсоюзной организации работников Сибирского государственного технологического университета Петра Васильевича Ефимова. Они действительно внесли значительный вклад в развитие социального партнерства в сфере образования, который привел к положительным результатам в работе по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов учителей и других работников отрасли.
Хотелось бы отметить, что в целом за отчетный период мы сработали неплохо. Социально-экономический эффект нашей деятельности для работников образования края составил более 3 миллиардов рублей, при этом валовый сбор профсоюзных взносов составил чуть более 230 миллионов рублей. Выводы должны сделать сами работники.
Таким образом, в социальном партнерстве за эти годы пройден очень важный этап, в дальнейшем необходимо обратить особое внимание на качественную составляющую коллективных договоров и соглашений, на анализ их выполнения.
Другим важным аспектом профсоюзной работы, оказывающим существенное влияние на развитие и качество образования, является решение вопросов оплаты труда. Сегодня мы в тесном контакте с Министерством образования и науки края работаем над введением НСОТ. Наиболее острым стало обсуждение региональной системы оплаты труда, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в основу которой заложена Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников. Проведя глубокую и всестороннюю экспертизу предложенного варианта, мы пришли к выводу, что реального повышения доходов учителей не произойдет без увеличения фонда оплаты труда в образовательных учреждениях. Повышение зарплаты за счет оптимизации расходов, штатного расписания и учебного плана приведет к сокращению численности работающих. При этом пострадают прежде всего малокомплектные сельские школы, в которых штатное расписание и так минимизировано до предела. Дальнейшая оптимизация штатов и учебных планов создаст напряженную социальную обстановку. А установление оплаты труда учителей в зависимости от числа учеников в классе приведет к увеличению наполняемости сверх норм, установленных СанПиНами.
Мы предложили привести методику в соответствие с нормами федерального законодательства, провести серьезный комплексный анализ и оценку социальных и правовых последствий. Наши предложения были учтены, и проект закона был отозван из Законодательного собрания.
Мы не считаем это большой победой краевой организации профсоюза, но на сегодняшний день нам удалось достичь понимания, что без дополнительных финансовых вливаний новая система оплаты труда эффективно не заработает.
Краевой Минфин внес на рассмотрение в Законодательное собрание проект закона о введении НСОТ, в основу которого положены постановление Правительства РФ №583 от 05.08.2008 года и рекомендации Российской трехсторонней комиссии. Данный законопроект принят в первом чтении, поэтому мы снова ведем консультации с Министерством образования и науки края, депутатским корпусом.
Решая задачи по экономической защите работников отрасли, мы стремимся не упускать из виду и другие важные направления деятельности, предусмотренные уставом Общероссийского профсоюза образования.
Наша организация активно принимает участие в реализации национального проекта «Образование» и краевой целевой программы «Дети». С нашим участием работники образования обеспечиваются льготными путевками в санаторий «Тесь». Мы активно занимаемся культурно-массовой и спортивной работой, пропагандой здорового образа жизни.
В своей практической деятельности краевой комитет профсоюза не стремится к самоизоляции, отстранению от происходящих в обществе процессов, а напротив, пытается активно на них влиять, расширять взаимодействие с отраслевыми профсоюзами, общественными объединениями. Наша организация стала активным членом Гражданской ассамблеи Красноярского края, тесно взаимодействует с такими гражданскими институтами, как Всероссийское педагогическое собрание, Творческий союз учителей, Профессорское собрание Красноярского края. Большое значение мы придаем работе с депутатским корпусом. Такое взаимодействие позволяет получать внешнюю оценку нашей работы и занимать активную позицию в формировании гражданского общества.
Авторитет нашего профсоюза определяют результаты деятельности по представительству и защите прав работников образования.
Наши с вами цели просты и понятны всем – улучшение условий жизни, рост заработной платы, сохранение рабочих мест, предоставление социальных гарантий членам профсоюза. Мы прекрасно сознаем, что многое еще предстоит сделать, чтобы профсоюз теснее сплотил свои ряды, более твердо и решительно защищал интересы работников. Впереди – совершенствование апробированных форм работы, поиск новых, более эффективных, позволяющих успешно разрешать проблемы в системе образования.
Я уверена, что любое дело может быть сделано качественно, если есть команда единомышленников и профессионалов. Хотела бы выразить признательность и благодарность сотрудникам аппарата крайкома профсоюза, руководителям районных и городских комитетов, председателям первичных профсоюзных организаций учреждений общего и профессионального образования за уверенность, твердость духа, преданность своему делу, профсоюзному движению. Мы не стояли на месте, менялись сами, осваивая новые формы работы, вырабатывая в себе те качества, которые диктовало время.
Хочу пожелать коллегам оставаться профессионалами, проявлять настойчивость, принципиальность и мудрость при принятии решений, опираться на мнение членов профсоюза, чувствовать их поддержку и служить им верой и правдой.
Комментарии