search
main
0

Вместе классно сочинять. Опыт коллективного стихотворного творчества

Коллективное сочинение в стихах – классный жанр. Классный – не только предназначенный для использования в классе, но и наиболее эффективный. Вместе ребята быстрее исправляют стилистические погрешности, находят орфографические ошибки. Коллективное творчество вдохновляет даже слабых учеников, активность которых на уроке обычно оставляет желать лучшего. А в данном случае они тоже стараются вставить в стихотворение свою строку.

Технология работы такая: один ученик записывает на доске одобренные его товарищами и мною строки. Запись мелом позволяет вносить улучшения в текст. Окончательный вариант учащиеся списывают с доски в тетрадь. Мои наблюдения над процессом работы подтверждают: одна голова – хороша, две – еще лучше. А если много голов? Намного лучше!

В прошлом году наша школа отмечала девяностолетие со дня основания. Я предложил шестиклассникам и семиклассникам написать коллективное сочинение на тему «Наша школа». В обоих классах опыт коллективного творчества был первым. Вот стихотворение, написанное шестиклассниками:

В нашей школе юбилей:

Ей девяносто лет.

Мы поздравляем учителей,

Лучше которых нет.

Приглашаем их на концерт,

Будем петь, танцевать,

Веселиться, улыбаться,

Учеников всех развлекать.

Добрые слова в адрес своей школы отыскали и семиклассники. Наверное, именно стремление учащихся сказать эти слова помогло найти нужные для торжественной даты эпитеты.

Любимая наша школа,

Школа – это наш дом.

Нам нравится в ней учиться

В краю благодатном, лесном.

Сегодня в нарядной школе

Отмечаем мы юбилей,

От души поздравляем

Одноклассников, учителей.

Мы нарядили школу,

Разукрасили в яркий цвет –

Общий праздник будет в школе.

Лучше школы нашей нет.

Стихотворение семиклассников больше по объему, но чувства в нем выражены схожие: благодарность школе и учителям. Есть еще одно обстоятельство, роднящее оба стихотворения, – отсутствие в них единого стихотворного размера. Чувства учащихся оказались сильнее законов стихосложения.

В обычном школьном сочинении ученикам было бы труднее выразить охвативший их энтузиазм. Стихотворная строка более гибкая. Показательны строки, сочиненные учащимися к новогоднему празднику. В них уже ощутим определенный опыт коллективного творчества. И у шестиклассников, и у семиклассников стихи получились более гармоничными, чем на тему школьного юбилея. Вот коллективное сочинение учеников шестого класса:

Новый год! Новый год!

Счастье новое несет.

Дружно водим хоровод.

Хоровод, хоровод

Пляшет с нами и поет.

Блестят на елке огоньки,

Висят красивые игрушки,

И разноцветны, и легки

Шары большие и хлопушки.

Мы любим праздник –

Пусть каждый радость

в нем найдет!

Стихотворный размер тоже неустойчив, но зато это произведение коллективного творчества оказалось более образным. Аналогичная подвижка наблюдалась и у семиклассников.

Наступает Новый год.

Мы нарядим нашу елку,

Разукрасим в яркий цвет,

Но от елки мало толку,

Коль Мороза Деда нет.

Появляется Мороз,

Что подарки нам принес.

Возле елки чистота,

А под елкой – красота.

Ведь на ней висят игрушки,

Новогодние хлопушки,

Разноцветный серпантин,

Что сияет не один,

Рядом с дождиком блестит,

Развлекает, веселит.

Здесь помимо образности более четко проявлен хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге. Естественно внимание ребят к Деду Морозу и елке. Таковы главные приметы праздника. При коллективном творчестве общие приметы оказываются, как правило, в центре внимания. Но бывают и исключения. Шестиклассники коллективно сочинили стихотворение о котенке.

Мой котенок и пушист, и красив,

Но немножко он бывает ленив.

Мой котенок любит пить молоко,

А за ним ему ходить далеко.

Молока котенку я принесу,

Он попьет и исчезнет в лесу.

Он веселый и шустрый такой,

Поиграет и вернется домой.

В этом стихотворении заметны индивидуальные черты авторов. Не случайно первая же строка начинается со слова «мой». Во многих семьях есть котята, причем такие, с которыми любят играть. Отсюда и начало стихотворения. А есть и общие приметы, например: «котенок любит пить молоко». Стихотворение короткое, ребята охотно рассказывали его наизусть. Понравилось шестиклассникам и стихотворение «Мамин день», тоже сочиненное коллективно.

Мамин день – прекрасный день!

Нам цветы дарить не лень.

Рано утром на рассвете

Мы подарим им букеты.

Улыбнутся мамы нам

Радостной улыбкой

В этот день весенний,

Солнечный и зыбкий.

Подобным настроением пронизаны и сочиненные вместе строки семиклассников:

Наступает женский праздник,

Поздравляем наших мам.

Мы подарим вам подарки,

Пожелаем счастья вам.

Основной итог коллективного творчества на уроке – чувство локтя, взаимовыручка, убежденность в том, что все вместе мы сильней, чем один. Воспитательная, образовательная и познавательная цели оказываются на таком уроке «в связке», а это большое преимущество. Коллективное творчество позволяет глубже осмыслить значение наших праздников и радости будничной жизни.

Дмитрий ГАВРИЛЕНКО, учитель русского языка и литературы Горчаковской СШ, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте