Совсем недавно их жизнь ограничивалась домом и школой для таких же сверстников с особенностями в развитии. Сейчас перед детьми совсем иной мир: раздвинулись границы общения, появилось увлечение, о котором они и мечтать не могли. Каждый четверг дети с аутизмом после школы вместе с родителями приходят в спортивный зал, чтобы снова встретиться со своими друзьями, которые помогают им освоить азы скалолазания.
«Начинаем разминку», – раздается среди ребячьего многоголосия строгая команда руководителя секции Романа Каляшова. И вот уже скауты приглашают напарников в центр зала. У каждого свой подопечный. Правда, это слово здесь не употребляют, а говорят «напарник», изначально давая понять, что здесь все ребята на равных. Такой вот педагогический и психологический ход.После разминки индивидуальные занятия с помощниками. Самого неугомонного мальчишку Степу опекает сам Роман Владимирович. Похоже, тот слушается только его. Каляшов опытный психолог, за дело похвалит, за непослушание спросит. Безотказно действует вожделенное слово «батут», который ждет ребят, успешно справившихся с пятью заданиями. А чтобы было понятно, насколько они приблизились к заветной цели, скауты дарят после каждого задания смайлики. Помощники, а некоторые из них даже младше своих напарников, под стать своему руководителю. Они и задание объяснят, и подскажут, куда ногу поставить на скалодроме. Несмотря на юный возраст, скауты уже не первый год занимаются в секции по скалолазанию у Каляшова.У Романа Владимировича в свое время родилась идея адаптированного скалолазания. Как-то он спросил своих воспитанников, а какие добрые дела они делают? Когда те начали перечислять разовые домашние дела, Каляшов предложил им стать помощниками у ребят с особыми потребностями. «Ведь это большое доброе дело», – сказал он.Осенью 2016 года «Скауты Карелии» набрали первую группу для занятий и вместе с юниорским союзом «Дорога» приступили к реализации важного социально значимого проекта.- Результаты превзошли все ожидания, и мы решили написать совместный проект Союза детских и молодежных общественных объединений Карелии, – говорит руководитель проекта «Вместе к вершинам!» Наталья Никулина.Фонд президентских грантов предоставил победителям конкурса почти полмиллиона рублей на развитие адаптивного скалолазания в Карелии для особых детей. Прошлой осенью начала работу школа волонтеров, а с февраля этого года открылась еще одна группа для детей с особенностями в развитии. Кроме того, организаторы проекта закупили дополнительные зацепки для скалодрома, специальный трос для перехода от одного объекта на другой, маты.- Следующий транш используем на закупку страховочных систем, – рассказывает Наталья. – К нам пришли дети с ДЦП, которым без страховки на скалодроме не обойтись.Проект собрал истинных энтузиастов, они в постоянном поиске новых вариантов организации адаптивного скалолазания. Например, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, строго придерживаются постоянства расписания. Каждый раз занятие начинается и заканчивается одинаково. Особым детям важна визуальная поддержка, поэтому для них создали картинки с упражнениями, разные пособия для поощрения, например смайлики. Это стимулирует детей. «Как только ввели визуальную поддержку, эффективность занятий резко возросла», – говорит Роман Каляшов.Тем временем урок по скалолазанию продолжается. В зале стало не так шумно, напарники и скауты увлеченно работают на стенде, на вспомогательных снарядах в виде подвешенных бревен различного диаметра и колец, подтягиваются на турнике. Девятилетняя Даша и ее напарник Таймас осваивают навыки скалолазания. Девочка, которая уже достаточно уверенно владеет техникой скалолазания, спокойно объясняет новое задание своему товарищу, каждый раз усложняя упражнения.- Что главное в скалолазании? – спрашиваю у Даши.- Не бояться высоты, у нас высокие стены, – серьезно отвечает она. И по-детски добавляет: – Если боишься высоты, зачем лазить тогда?И еще она сказала, что ей нравится помогать людям. Это, пожалуй, главное. Вместе с особыми детьми школу воспитания здесь проходят и обычные мальчишки и девчонки. Уверен, что они никогда не отвернутся от детей или взрослых с особыми потребностями, будут относиться к ним как к равным и всегда придут на помощь.- Мы с сыном Елисеем занимаемся здесь уже несколько месяцев, очень нравится, – делится впечатлениями одна из мам, Алина Мишичева. – Поначалу мой сын удивился, что должен слушаться ребенка, но вскоре привык. Дети быстро находят общий язык.Летом 13 детей с аутизмом, их родители, скауты приняли участие в выездном интенсивном тренинговом курсе. Теперь ребята смогли применить полученный опыт скалолазания на природе. Проживание в палатке, походы, творческие занятия, песни у костра – веселая детская жизнь стала доступна и для особых детей, которые никогда не смогут поехать в летний лагерь. Ребята смогли освоить новые важные навыки самообслуживания. Многие научились мыть посуду. Анна, мама особого ребенка, вспоминает: «Так как отдых был организован на хуторе, где нет привычного нам городского комфорта, нахождение там тоже было приключением. День ребенка был составлен так, что свободного времени не оставалось. Одно занятие плавно переходило в другое, и так до вечера. Хутор «Елки» достаточно велик, природа потрясающая, дети всегда на виду, их голоса слышны из разных углов, и ясно: они заняты делом, они под присмотром, никто не слоняется без дела».Кажущиеся небольшими достижения – помыть посуду, впервые подняться по лестнице, впервые прикоснуться к глине и начать лепить – для большинства особых детей стали важным шагом на пути к самостоятельности.Проект «Вместе к вершинам!» родился в рамках других образовательных программ Молодежного союза и уже не первый год успешно выполняет задачу развития коммуникативности особых детей. Главное, что он будет продолжаться и после официального завершения, и уже в ноябре на фестиваль адаптивного скалолазания организаторы планируют пригласить представителей одного из районов Карелии. Покорителей карельских скал станет еще больше!
Петрозаводск, Республика Карелия
Комментарии