Может ли учитель преподавать в классе, где учится его ребенок? Это его право, ему решать, где будет заниматься его сын или дочь. Но будет ли детям комфортно, когда папа или мама ведут у них уроки? Здесь многое зависит и от личности учителя, и от личности ребенка, и от того, как педагог относится к остальным ученикам. Но и в том случае, если ребята принимают его, если ему спокойно и хорошо с одноклассниками, может найтись такой родитель, который будет упрекать вас, что вы завышаете своему ребенку оценки, смотрите сквозь пальцы на его проступки, за которые ругаете других. Трудно установить такую атмосферу в классе, чтобы все были довольны.
Но бывает, что учитель так ограничивает во всем своего ребенка, загоняет в такое прокрустово ложе, что он постоянно страдает, ему тяжело, и это может отразиться на его нервной системе. Как говорят психологи, у учителей наблюдается профзаболевание: когда они и дома, и в школе выступают в роли наставника, ментора. Такой педагог постоянно напоминает сыну или дочери: ты меня опозоришь, если нетвердо выучишь урок или поссоришься с кем-то из ребят.И учительские дети нередко становятся изгоями в классе, с одной стороны, боятся отрицательно повлиять на авторитет мамы, с другой – и одноклассники обособляются от них, не решаются в их присутствии высказать свое мнение, потому что все это может быть немедленно доложено. У учительских детей возникает низкая самооценка, они начинают учиться хуже, чем, скажем, в другой школе, из которой их перевели, им приходится сидеть на уроке не шелохнувшись, раньше всех приходить на урок, постоянно находиться в напряжении. Все это случается.Вместе с тем можно привести множество примеров, когда учительские дети ощущали себя в мамином или папином классе одними из учеников, где ко всем одинаково относятся, где и своему ребенку, если он того заслуживает, могут поставить двойку, сделать замечание или же поставить заслуженную пятерку. Ребята хорошо чувствуют справедливое, непредвзятое отношение ко всем.Если учительские дети учатся у своих родителей и если им комфортно и уютно при этом, то это для них благо. Сами педагоги часто говорят: мы все свое время и силы отдаем чужим детям, забывая о своих, а они нередко ощущают себя брошенными, второстепенными. На первом месте всегда ученики, и только на втором – собственный ребенок. А если он учится в классе, где преподает кто-то из родителей, значит, он присмотрен, значит, ему уделяется хотя бы столько же внимания, сколько любому другому его однокласснику.Некоторые думают, что у учителей дети самые воспитанные, у врачей – самые здоровые, а, скажем, у инженеров тяготеют к технике. Другие уверены, что учительские дети всегда обделены вниманием со стороны родителей-педагогов. Те заняты с утра до вечера воспитанием своих учеников, а собственные дочь или сын растут сами по себе. Они входят в группу риска, потому что испытывают двойной стресс – и в школе, и дома. Им постоянно напоминают, что они должны учиться и вести себя лучше, чем одноклассники, потому что нужно поддерживать репутацию педагогов-родителей. В то же время родители обычных учеников нередко считают учительских детей привилегированным сословием – им мама-учитель может вовремя подсказать, поставить незаслуженно высокую оценку. На самом деле главная «привилегия» учительских детей состоит в том, что к ним всегда предъявляют повышенный спрос.
Комментарии