Исходная ситуация. Анализ состава семей обучающихся в 2005-2006 учебном году показал, что 25% семей – неполные, 13% – многодетные, 8% – семьи-опекуны, 4% – приемные семьи, 30% – малообеспеченные семьи, 4% – неблагополучные. Родители, которые имеют время и желание заниматься детьми, не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми. Анализ ситуации в классе показал, что только 49% родителей получают педагогические знания систематически, 51% родителей получают педагогические знания от случая к случаю. На родительских собраниях родители ведут себя пассивно, задают мало вопросов. Не все родители откликаются на призыв педагога к сотрудничеству, более 50% родителей не желают принимать участие в мероприятиях класса и школы.
Причины. На сегодняшний день сформировалась неправильная установка педагогов и родителей на их воспитательно-образовательные функции и процесс сотрудничества. Учителя обращаются к родителям в основном лишь по вопросам успеваемости и дисциплины, коротко освещая некоторые психологические аспекты учебно-воспитательного процесса. Родители равнодушно относятся к традиционной педагогической пропаганде, которая ведется на школьных и классных собраниях. Итак, мы видим противоречия между учителем и родителями учащихся, препятствующие установлению необходимых контактов между ними.Последствия. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности. Разносторонние и несогласованные действия учителя и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.Ключевая проблема. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Как сделать родителей верными помощниками учителя, соучастниками педагогического процесса?Система работыПринимая в очередной раз первоклашек, вместе с родителями стали думать, как наиболее эффективно организовать совместную работу. Решили создать семейный клуб для детей и родителей. Была разработана и апробирована программа клуба «Наша дружная семья». Работу проводили под девизом «Вместе весело шагать». Клубное занятие – это не просто встреча увлеченных людей, это традиции и обычаи совместного общения, общий интерес к вопросам воспитания и развития ребенка. Кроме того, клуб формирует атмосферу доверия и настоящего сотрудничества между педагогом, родителями и учащимися.Успех работы клуба определен тем, что работа начинается с 1-го класса. Семейный клуб сразу задает высокую планку отношений в коллективе, которая воспринимается учениками и родителями как норма.Программа семейного клуба «Наша дружная семья»Родительские клубы – малоизвестная и редко используемая форма работы, это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей к проблемам, к изучению литературы по проблемам воспитания.Коренное отличие родительского клуба от других форм работы – это равенство всех его участников. Здесь люди собираются, для того чтобы обмениваться мнениями, общаться, высказываться на определенную тему.В заседаниях родительского клуба участвуют все родители учащихся из одного класса. Возможно создание семейного клуба по параллелям или общешкольного. Оптимальное количество участников клуба – 25-30 человек. Если людей больше, сложно вести дискуссию, занятие начинает походить на лекцию, а это не входит в цели и задачи клуба.Заседания проводятся 1 раз в 2 месяца. Это оптимальная периодичность, так как каждому заседанию клуба предшествует серьезная подготовка. Продолжительность заседания в клубе колеблется от 1 до 1,5 часа.Цель деятельности семейного клуба «Наша дружная семья»: объединить усилия школы и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка; создать максимально комфортные условия для его личностного роста и развития; создать оптимальную атмосферу для общения детей и родителей на основе взаимоподдержки и общности интересов, сплотить коллектив родителей и учащихся класса.Направления:- просветительское – предоставить информацию для повышения психолого-педагогической культуры родителей;- практически-действенное – повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела, способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению.Задачи:- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;- оказание психолого-педагогической помощи, способствующей преодолению проблем взаимоотношений с ребенком;- обмен педагогическими знаниями и собственным опытом семейного воспитания среди родителей;- организация и проведение совместного досуга и совместного творчества;- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.Этапы реализации программыПрограмма должна носить долгосрочный характер, реализовываться в течение 4 лет. План мероприятий корректируется ежегодно.Подготовительный этап – 1-2-я четверти 1-го класса.Основной этап – 3-4-я четверти 1-го класса, 2-й класс, 3-й класс, 1-3-я четверти 4-го класса.Заключительный этап – 4-я четверть 4-го класса.Целевые группы: родители, педагоги, учащиеся начальной школы.Основное звено программы – коллектив родителей и детей, а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Наша дружная семья».Механизм реализации программы:- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей;- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми;- организация совместной деятельности детей и взрослых.Управление, контроль, мониторингУправление и контроль над реализацией программы должен осуществлять родительский комитет класса. Координаторы программы – учитель и заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения.Ресурсы: временные (4 года), кадровые (психолог), материальные (кабинет, компьютер, магнитофон, библиотека, спортзал, методическая литература), финансовые (затраты на проведение мероприятий).Границы применения: данный опыт в полном объеме будет интересен и полезен учителям начальных классов, классным руководителям. Его можно использовать как в условиях отдельно взятого класса, так и в условиях всей школы.Ожидаемые результаты работы1. Формирование в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.2. Сплочение коллектива родителей и учащихся класса.3. Установление партнерских отношений педагога с семьей каждого учащегося.4. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.5. Формирование положительных нравственных и духовных ценностей родителей и учащихся.Формы работыРодители активно посещают заседания клуба, посвященные психолого-педагогическому просвещению. Они охотно делятся опытом семейного воспитания. С большим желанием ходят на родительские собрания, открытые уроки и индивидуальные консультации. В клубе уже сложились традиции проведения родительских собраний. Применяю разнообразные формы: «круглый стол», собрание-дискуссию, семинар-практикум, педагогическую мастерскую, собрание-конкурс. Провожу и совместные собрания родители – дети. Дискуссия для отцов «Роль отца в воспитании детей» и конкурсная программа «Морской круиз» позволили привлечь в школу и пап. (Приложение 5 «Традиции подготовки и проведения родительских собраний».)Использую и такую форму работы с родителями, как день открытого урока. Наблюдение за детьми на уроках позволяет родителям понять, на что следует обратить внимание, как и какую помощь следует оказать сыну или дочери. Посещение родителей в день открытого урока до 80%. Причем родители посещают уроки не только в день открытых уроков. (Приложение 6 «Проведение открытых уроков для родителей».)Большую помощь в работе оказывает родительский комитет. Члены родительского комитета выступают с сообщениями об интересном опыте воспитания на родительских собраниях. Вместе с родительским комитетом продумываем ход проведения любого мероприятия. Значимую помощь оказывает родительский комитет в работе с трудными семьями. Мы совместно посещаем такие семьи, ведем беседы с родителями. При участии родительского комитета проводим все экскурсии, походы, поездки. (Приложение 7 «Работа родительского комитета класса».)Клуб помогает раскрыть таланты не только детей, но и родителей, педагогов. Все классные мероприятия проводятся с участием родителей. Приходят целыми семьями. На таких мероприятиях происходит единение родителей и детей. Взрослые узнают своих детей с совершенно новой, неожиданной стороны. А какой гордостью наполняются сердца детей, когда их родители принимают активное участие в делах класса! Родители помогают в подготовке праздников: шьют костюмы, готовят дипломы, подарки. Порой родители выступают героями представления, организуют игры, конкурсы на праздниках.Ежегодный поход с родителями на природу стал традицией. Чай с травами из самовара, шашлыки, спортивные игры и соревнования не пропустила за четыре года ни одна семья. Такой организованности и сплоченности завидуют родители из других классов.В соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лыжня выходного дня» приняли участие большинство семей класса.Многообразен спектр клубных мероприятий – это и совместные праздники для детей и родителей, творческие семейные выставки, посещение театра и цирка, организация экскурсий, конкурсные программы, проведение родителями классных часов, организация семейных мастер-классов.Регулярное общение с семьями учащихся помогло сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания и развития детей. Добрая традиция – награждение родителей благодарственными письмами за активную работу и успехи в воспитании ребенка.Прим. ред. План мероприятий в 1-4-х классах, восемь приложений, презентация программы опубликованы на сайте www.ug.ru в рубрике «Методика».
Комментарии