С маленькими детьми я работаю около трех лет. Сейчас могу с уверенностью сказать, что педагогическая деятельность – это удивительный творческий процесс, требующий эмоциональной отдачи, постоянного самосовершенствования, чувства юмора и терпения. Мне нравится моя работа, ведь мои воспитанники еще совсем малыши: кому-то полтора годика, кому-то два, самым большим около трех лет. Они такие забавные и с ними очень интересно работать!
Дошкольный возраст – золотой период в жизни ребенка. Малыш получает огромное количество информации из окружающего мира, учится общаться, узнает об общечеловеческих нормах и правилах. Важно не упустить это время, поддержать активность ребенка, развить его творческий потенциал.
Начало учебного года – большое открытие для моих крох, они входят в двери нашего центра с доверчивыми глазами, робко смотрят по сторонам и прижимаются к своим любимым мамам – так начинается наше знакомство. Мои первые слова приветствия, удивленные лица детей и поддерживающие взгляды родителей – вот начало необыкновенного пути, который нам предстоит пройти вместе. Мой опыт говорит о том, что после нескольких занятий малыши начнут меняться, а к концу учебного года их будет просто не узнать: появятся доверие, уверенность, самостоятельность, они будут стараться общаться друг с другом.
Как произойдут эти чудеса? Чем будут так увлеченно заниматься дети? И возможно ли будет найти «продолжение» этим занятиям?
Мы знакомимся в игре «Солнечный круг»: передаем друг другу мяч, называем свое имя – так появляются первые друзья. Малыши садятся на стульчики, не упуская из виду свою маму. Я говорю медленно и спокойно, сейчас важно расположить к себе детей, вызвать у них симпатию и доверие. Каждое занятие в нашей группе «Подсолнушки» состоит из нескольких блоков, логически связанных между собой: ребята знакомятся с окружающим миром, получают первые представления о цвете и форме, рисуют красками, восковыми карандашами, пальчиками, с увлечением лепят и мастерят поделки из цветной бумаги. Каждое занятие превращается в увлекательное путешествие в мир животных, птиц, растений. А еще мы готовим вкусные «угощения» для игрушек, и потом ребята с радостью выбегают к родителям, чтобы показать им свое трогательное солнышко, старательно раскрашенных зверят или яркие бусы.
Но вот заиграла музыка! Ребята строятся «паровозиком» и вслед за педагогом «едут» в музыкальный или в спортивный зал. Музыкальные занятия знакомят моих малышей с народным творчеством, учат воспринимать тихую, спокойную и веселую музыку, выполнять движения под текст песни, имитируя медвежат, котят и других знакомых им животных, играть на шумовых музыкальных инструментах – все это развивает слух, чувство ритма и координацию движений детей. На занятиях по физкультуре малыши проходят по мостику через речку, прыгают по кочкам, как лягушата, ищут мышку, пролезая в норку-обруч, прячутся в теремке из гимнастических матов.
Очень нравятся нам и театральные представления. Попадая в чудесный мир сказки, ребята вместе с любимыми героями учатся добру, понимают ценность настоящей дружбы. Открывается занавес, в небольшом окошке оживает сказочный мир: вот покатился Колобок по извилистой дорожке, а вот и волк подходит к избушке семерых козлят. Затаив дыхание, ребята следят за развитием действия. А потом мы вместе обсуждаем поступки персонажей, учимся правильному поведению.
В общей сложности занятие длится один час, постоянная смена деятельности поддерживает интерес и внимание детей. Как правило, в группе восемь-десять малышей, нас – два педагога и музыкальный руководитель, поэтому каждому ребенку уделяется особое внимание. Родители – наши добрые помощники, они всегда готовы успокоить малышей, завязать им фартучки, протереть ручки, поддержать эмоциональное общение.
После занятия я беседую с родителями: рассказываю об успехах малышей, возрастных изменениях, на которые следует обратить внимание, детских книгах, которые желательно прочитать, советую посмотреть интересные детские спектакли. Нередко мы обсуждаем вопросы воспитания, находим пути, наиболее оптимальные для развития ребенка.
Традиционно в течение года мы проводим утренники: встречаем Снегурочку, поздравляем наших мам и празднуем начало лета. Малыши демонстрируют свои успехи: танцуют, поют, вместе с мамами играют и водят хороводы.
Повзрослевших малышей ждет группа «Искорки». Преемственность программ обеспечивает дальнейшее развитие детей и плавную адаптацию к детскому саду.
Ирина СОЛОВЬЕВА, педагог дополнительного образования НОУ «Детский центр обучения и воспитания «Солнечный круг»
Комментарии