search
main
0

Вместе, а не порознь. Когда резко меняется жизнь, культура становится спасательным кругом

«Можно, мы будем изучать историю России?» Такой вопрос задали своему русскому учителю истории украинские старшеклассники, бежавшие со своими родителями от войны из луганских и донецких городов и сел. Историк от удивления только руками развел: «Да почему же вам ее не изучать, ребята? Конечно, учите. Тем более что сейчас вы живете в России, и знать историю своей новой страны, пусть даже и временного проживания, будет совсем не лишне. А если вернетесь домой, то и там новые знания пригодятся – будет с чем сравнить то, о чем говорят в украинских школах».

Об этом разговоре мне рассказал сам учитель истории, и он же директор школы в селе Новомарковка Кантемировского района Воронежской области, Василий Тимофеевич Деревянко. Всего у него в школе 166 детей, первого сентября вместе с российскими ребятами начали учебу 17 детей из Украины. До нее, точнее до украинской Марковки от российской Новомарковки, меньше 40 километров. Когда объявили мобилизацию на Украине, то практически все мужчины призывного возраста, чтобы, как они говорили, не воевать против своих братьев, выехали из Марковки и соседних сел и перебрались в русскую Новомарковку. Хотя украинцев в ней, судя по говору и фамилиям, всегда было никак не меньше, чем за «межой». В итоге мужского населения в Новомарковке сразу прибавилось на сто с лишним человек. А за ними потянулись жены с детьми. Приезжали и сразу шли к зданию сельской администрации, бывали дни, когда по несколько семей вокруг нее толпились – с узлами, сумками, спрашивали работу и жилье. Сегодня в Новомарковке живут семьи из приграничной Луганской области, поселка Счастье, поселка Металлист, из самого Луганска, а также из Донецкой области. Местное СХП «Новомарковское» – крупный животноводческий комплекс, одно из предприятий «Молвеста», как раз расширяется, туда требуется много сотрудников. Для них даже закупили часть квартир, и некоторые переселенцы теперь живут там и работают на СХП. Другие семьи заселились в пустующие дома, которые в селе тоже были. Там, конечно, нужен ремонт, и люди свои новые жилища ремонтируют, а им к домам подключают газ и электричество. Школа, кстати, и тут помогает. В старом школьном интернате разместили две семьи – на время, пока люди себе подыскивают постоянное жилье. А в самой Новомарковской школе по решению педагогического совета, администрации и совета учащихся создали украинское землячество детей, прибывших с территории юго-востока Украины, в нем сейчас 17 ребят с 1-го по 11-й класс. Возглавляет его один из старшеклассников. Спрашиваю у директора: почему возникла потребность в создании такого землячества? – Когда родители этих ребят и сами дети пришли к нам в школу, – говорит Василий Тимофеевич, – то все мы увидели, насколько робко ведут себя эти ребята. Понятно, что они попали в новую обстановку, что они испуганы, замкнуты, иногда для них было затруднительно найти библиотеку или какой-то кабинет. Чувствовалось, что дети не адаптированы к нашей образовательной среде и нуждаются в особой заботе. Потому и появилась идея создания землячества. – А как вы их приглашали в школу? – Летом я всех наших учителей попросил сделать подворный обход всего села, чтобы сориентироваться, где поселились люди, какого возраста у них дети, сколько их. И все дома наши учителя обошли, знакомились с семьями, с детьми. Рассказали, какие документы нужны, для того чтобы ребенок стал учеником нашей школы. Рассказали, что в библиотеке можно бесплатно взять учебники, что мы, школа, поможем с тетрадями и ручками. Некоторые из переселенцев сначала не хотели отдавать детей на учебу, ссылались на то, что они здесь ненадолго, что скоро уедут обратно и вернутся в свою школу и что образовательные системы Украины и России не интегрируются. Но прошло время, ухудшилась ситуация на юго-востоке Украины, а учебный год начался, и взрослые привели детей в школу. Мало того, мы еще и в детский сад приняли четыре ребенка – взяли бы больше, потому что желающих было больше, но мест не хватает. – А как украинские семьи настроены дальше жить – у нас задержатся или вернутся? – Некоторые хотят остаться. Например, семья из Краснодона приехала – дедушка с бабушкой и внучка, родители ее в Норвегии. И старшие сказали, что остаются в России навсегда: у них там все разрушено, ничего не осталось, и возвращаться туда некуда и не к кому. Но, конечно, есть семьи, которые мечтают вернуться, ждут, когда все успокоится. Сейчас ситуация на границе, а она от Новомарковки проходит в 6-7 километрах, довольно спокойная, не стреляют. Но большинство семей, приехавших оттуда в Россию, возвращаться не спешат, хотя, конечно, многое зависит от того, как семьи обустраиваются на новом месте. Обычно те, кто находит более или менее подходящую работу, остаются, а остальные хотят вернуться. Женщины тоже трудоустраиваются – кто в столовой СХП, а кто идет в животноводство доярками или скотниками. Приезжают и дипломированные специалисты. Врачи сразу перебираются в райцентр, в Кантемировку. Там в больнице нужны люди. А вот учителям найти место оказалось посложнее. Директор рассказал, что к нему обращались человек пять – и информатик, и физик, и учитель трудового обучения, но в школе свободных вакансий нет, и Василий Тимофеевич посоветовал им поехать в райцентр, в более крупные школы. Но там, пройдя собеседование, педагоги, большей частью молодые мужчины, сказали, что учительская зарплата не так велика, как им хотелось бы, и в итоге они устроились на животноводческом комплексе и на строительстве. Спрашиваю директора школы, какие затруднения в учебе испытывают ученики из семей беженцев. Отвечает, что самое главное в том, что в своих школах ребята учились на украинском языке и сразу переучиться не получается. Особенно это чувствуется при выполнении письменных работ по русскому языку, по математике, даже по истории – пишут русские слова, вставляя украинские буквы. – А разговаривают между собой на каком языке? – Так же, как и наши дети. В обычной жизни у них тот же язык, что и у нас. Возможно, слова некоторые свои попадаются, но главное отличие проявляется только в письме. – Получается, написание и русская грамматика – самые трудные моменты? – Да, написание и еще один урок – история. Когда мы на уроках говорим об истории России, у них глаза округляются! Они там изучают исключительно историю Украины, и с нашей она не связана никак. Особенно это заметно в старших классах. Поэтому они очень удивляются, когда узнают, как много общего между государствами Россия и Украина. И удивляются тому, как много украинские поэты писали на русском языке. Своим учителям на каждом совещании я говорю, что к нашим украинским детям надо относиться по-матерински. Они запуганы войной и всего боятся. И чужого края боятся, и неопределенности в будущем, и того, как резко поменялась у них жизнь. И нам, и местным нашим властям, и районным остается только помогать, чтобы ребята и их семьи чувствовали себя хотя бы немного комфортно. Например, в нашей школе питание для детей не бесплатное. Родители договорились и через управляющий совет собирают в месяц по 600 рублей на питание ребенка. На завтрак ребенок получает чай или кофе и бутерброд или булочку с маслом и сыром. На обед – полностью первое, второе обязательно с мясом и третье с булочкой или бутербродом. Ребятам из Украины мы предоставляем бесплатные завтраки. И еще предложили детям, что если кто не сможет заплатить, но захочет кушать, может прийти и пообедать вместе со всеми. Но они на обед не ходят, только завтракают. – А они себе друзей находят среди местных ребят? – Да, некоторые подружились. У нас недавно замечательное мероприятие прошло! Вместе с учителем музыки наше школьное украинское землячество подготовило концерт. Сами ребята пели украинские песни на украинском языке и читали стихи. Это был такой своеобразный вечер знакомств, на котором ребята показали, что они могут, какие они талантливые и веселые. Всем очень понравилось! Теперь в планах совместный концерт, где будем петь и русские, и украинские песни все вместе. Я считаю, что ребят надо вовлекать в общую жизнь! На ребенка нельзя не обращать внимания, это неправильно. Поэтому я им так сказал: ребята, приходите ко мне в кабинет в любое время, не спрашиваясь. Если у вас есть вопросы, жалобы, проблемы – все ко мне! – Приходят? – Еще как! Младшие с жалобами на то, кто кого толкнул. А старшие – с вопросами, как жить, какую историю изучать и что будет дальше. с. Новомарковка, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте