По традиции каждое первое сентября Елена Шебанова, учитель биологии ханты-мансийской школы №8 уводит детей своего класса в тайгу. Это и урок, и поход, и классный час одновременно. А потом ребята устраивают «лесной» час с тортом или пирогами. Сами разжигают костер, который никогда не забывают загасить по всем правилам, и обязательно уносят с собой мусор не только свой, но и оставленный кем-то.
Для юных жителей Ханты-Мансийска окружающая город тайга не просто лес, для них – это живая картинная галерея, в которой их взору предстают живописнейшие нерукотворные пейзажи. И, если хотите, своего рода спектакли, в которых можно видеть пернатых родителей, трогательно ухаживающих за своим потомством. И как зверь хищный преследует травоядного или зверька меньшего размера, и эта драма нередко заканчивается трагически. Воспитанники Елены Федоровны – частые гости в лесу. Они влюблены в эту неповторимую северную природу.
Они здесь видят и другое, порой не замеченное человеком, лишь потребительски относящимся к тайге, для которого она существует только для того, чтобы набрать кедровых орехов, ягод, а там хоть трава не расти, и не растет, не растут и деревья, варварски вырубленные или сожженные. Ребята понимают, что природа нуждается в защите, и прежде всего от самих людей. И они не вырастут равнодушными к своим корням и к окружающему их миру. Можно с уверенностью сказать, что питомцы Елены Шебановой, став геологами, нефтедобытчиками, работниками лесного хозяйства, постоянно и в первую очередь будут заботиться о лесе, всей природе Севера. Это для них первостепенная задача. И только потом – использовать ее богатства для человеческого блага.
Елена Шебанова воспитывает у ребят экологическую культуру, экологическое сознание с первых своих уроков. И это очень важно. Во время похода ей и ее детям нередко встречаются «таежные пустыни», где нет леса, нет деревьев.
– Многим из этих пустынь более десятка лет, – замечает Елена Федоровна, – но новые сосны и ели на них так и не выросли. А если человек и дальше будет так безумно и бездушно уничтожать наши леса, что тогда будет с нашей тайгой?
Этот вопрос заставляет детей задуматься и напрячь свою фантазию. Они начинают «рисовать» довольно мрачные картины, которые в конце концов могут привести к экологической катастрофе на их родном Севере.
А еще ученики Елены Шебановой отличаются от других сверстников трудолюбием. Сегодня гораздо проще встретить в городе подростка или молодого человека, свободно говорящего на одном или даже двух иностранных языках, нежели умеющего с удовольствием что-то полезное делать своими руками. Воспитанники Елены Федоровны умеют все или почти все: починить утюг и другую бытовую технику, повесить полочку, отремонтировать мебель, сделать генеральную уборку в доме и т.д., потому что все это умеет делать Елена Федоровна. Родители детей, у которых она ведет классное руководство, даже удивляются, где это их сын или дочь всему этому научились, да к тому же по своей инициативе берутся за домашние дела или что-то мастерят.
Елена Шебанова не помнит случая, когда ей не удалось бы расположить ребенка, вызвать у него доверие к себе. Ласка и доброта, по ее мнению, всегда найдут в его душе отклик, даже у самого, как считают иные учителя, безнадежного, не умеющего себя вести, не желающего учиться. Ибо, как говорил Антон Павлович Чехов, «кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». Хотя, конечно, и Елена Федоровна в каких-то ситуациях старается быть строгой, впрочем, сквозь которую просвечивает ее доброта. Однако для ребят этого вполне достаточно, чтобы перестроиться и вернуть прежнее отношение учителя к себе.
– Если я захожу в класс и говорю ребятам: «Ну что же вы, дамы и господа…» Они тут же понимают, что я ими не довольна.
А в обычной, неофициальной обстановке я их могу назвать: Юляшка, Димчик, Ленчик, обнять, погладить по голове.
Елена Федоровна – пример для своих питомцев и в отношении друг к другу. Они не оскорбляют, не обзывают друг друга, не придумывают обидных прозвищ. Всегда уважительны и со взрослыми, и со сверстниками. Она умеет в нужный момент видеть взрослого в ребенке, чтобы он понял, что она с ним на равных. А в другом случае ведет себя с подростком так, словно они одного возраста. Так достигается взаимопонимание.
Много лет назад в ее шестом классе появился новый ученик – Егор Захаров. И почти с самых первых дней у него возникли проблемы. Кое-кто из учителей даже отказывался его учить, кто-то предлагал ему уйти в профтехучилище. И в самом деле было к чему придраться. Видимо, в той, другой школе он мало чему научился, в том числе и как вести себя. Конечно, Елена Федоровна тут же встретилась с мамой Егора. С первых минут она поняла, что мама устала от жалоб на сына и не знает, как ей быть, что предпринять. После теплого, задушевного разговора с учительницей сына женщина успокоилась, поверив, что Елена Федоровна обязательно найдет какой-то выход. Впрочем, и сама Елена Шебанова считала, что в педагогике нерешаемых проблем нет, если по-настоящему любишь ребенка. Ведь он, естественно, переживает, что он не такой, как все, и даже хуже всех. И ей надо приподнять мальчика в собственных его глазах и в глазах других детей. Это удалось, и Егор к ней привязался. Ему не хотелось услышать от нее: «За это я сегодня тебя не люблю». У Елены Федоровны есть свой принцип: воспитывать детей так, чтобы хорошее стало лучшим, а плохое – хорошим.
Постепенно Егор начал учиться ровнее, и учителя перестали на него жаловаться. К выпускному классу парнишка сделался старательным и усидчивым учеником. После школы пошел служить в армию. Потом поступил куда-то учиться, семья его переехала, и Елена Федоровна потеряла его из виду.
Встреча произошла внезапно. В школе №8 при содействии МЧС были занятия по безопасности. Перед самым началом подъехала военная машина, из нее вышли люди в военной форме. Один из них направился к Елене Федоровне. Она узнала в нем Егора Захарова. А его начальник спросил: «Это ваш выпускник?» Получив утвердительный ответ, сказал: «Огромное вам спасибо. Вы воспитали добросовестного и ответственного работника». Эта похвала была для Елены Федоровны выше любой награды.
А недавно Егор Захаров, которого когда-то некоторые считали посредственным и никчемным учеником, неожиданно проявил себя талантливым бизнесменом. Он открыл свою фирму, которая успешно занимается экологическим туризмом. Это направление выбрано не без влияния Елены Федоровны.
Свою судьбу многие ее выпускники связывают с профессией, которая так или иначе соотносится с их любимыми предметами – биологией и экологией. Только пять выпускников этого года поступили в медицинский и столько же – на факультет экологической безопасности промышленных технологий Югорского государственного университета. А те, кто уже окончил этот факультет, работают в системе мониторинга безопасности технологий.
Бывшие воспитанники Елены Шебановой навсегда остаются для нее детьми, которые к ней заходят или в школу (где она засиживается допоздна), или домой, звонят, сообщают последние новости о себе. Недавно зашел и Егор, попросил помочь его жене с трудоустройством.
И если кому-то плохо, тоже бегут к Елене Федоровне. Две ее девочки – Кристина и Наташа – после девятого класса поступили в колледж. Почувствовали себя взрослыми и совсем перестали учить уроки, на которых появлялись лишь изредка. Им пригрозили исключением. Девочкам стыдно было идти к любимому классному руководителю, им не хотелось, чтобы она узнала об их нерадивости. А положение между тем еще более ухудшилось: готовился приказ об их отчислении. И тогда к Елене Федоровне прибежали мамы девочек. Конечно, она помогла бывшим ученицам, конечно, она взяла над ними своего рода шефство, и у Кристины и Наташи больше проблем не возникало.
Елена Шебанова не помнит случая, когда бы у нее не складывалось взаимопонимания с родителями.
– Я никогда не говорю им, что их ребенок плохой или, того хуже, что он безнадежен. Так сказать – значит поставить крест на его будущем, не дать раскрыться тому, что в нем заложила природа. Прежде всего хвалю сына или дочь за то, за что действительно можно похвалить, предлагаю свою помощь. И они доверяют мне, мы вместе думаем, как улучшить жизнь ребенка.
Родительских собраний у Елены Федоровны в классическом их виде не бывает. Она предпочитает индивидуальную работу. Когда ей нужно, приходит домой к своему ученику, предварительно позвонив, конечно. Или родители сами ей звонят, просят встретиться.
Но по мелочам Елена Федоровна не тревожит отцов и матерей, зная их занятость. Сообща они вырабатывают единые требования к ребенку и, что особенно важно, в первую очередь стараются вовремя похвалить, вовремя заметить его пусть очень небольшой успех и старание.
– Моя семья увеличивается с каждым выпуском. Сколько бы лет ни прошло с той поры, когда мои милые мальчики и девочки окончили школу, они все равно остаются для меня детьми, с которыми я с радостью встречаюсь, – говорит Елена Шебанова.
Весной этого года она снова расставалась со своими питомцами. Напутствуя их, говорила, что они были у нее самыми лучшими, и пожелала оставаться такими всегда.
Елена ШЕБАНОВА со своими учениками
Комментарии