В восьмом классе идет лабораторная работа. «Насыпьте несколько граммов оксида меди в пробирку, добавьте немного серной кислоты, зажимаем лапкодержателем и нагреваем». Вроде обычная лабораторная работа, такая была в школе у каждого. Но в школе №59 города Новосибирска опыт с реакцией обмена происходит как-то по-другому – интереснее, увлекательнее. Мне кажется, потому, что проводит опыт блестящий учитель Инна Юрьевна Баранова. Когда я шла на интервью, думала, что увижу суровую «химичку» в белом халате. Все оказалось иначе. Летящая походка, светлые глаза, а самое главное – потрясающая улыбка. Добрая, отзывчивая, чуткая. Вот она какая, Инна Юрьевна, учитель химии с двадцатилетним стажем работы, многократная победительница конкурсов профессионального мастерства.
– Давайте начнем с конкурса. Когда вы впервые решили участвовать в «Учителе года»? Почему?- Я совсем не планировала участвовать в «Учителе года». Я не думала, что учитель простой школы может туда пройти, у меня даже мыслей таких не было. Однако случилось так, что в 2006 году стала победителем районного конкурса. И узнала, что победитель районного конкурса автоматически становится участником городского, представляет свой район. Вот так я и победила в «Учителе года Новосибирска»-2007.- Что вы чувствовали? Было сложно?- Это совсем другие ощущения, другое восприятие. Когда проводишь урок, ты делаешь то, что умеешь, показываешь то, что хочешь показать, и то, что можешь показать. Это твое мастерство. А на конкурсе тебе надо показать и какой ты учитель, и какой классный руководитель, и описать свой опыт работы. Это совсем другие требования. Вот вроде урок провел великолепно, выходишь с чувством, что все понравилось, а еще нужно объяснить, рассказать, что и как ты сделал.- После победы вы изменились? Поменяли отношение к себе, к работе?- Я не загордилась, нет. Потому что победа в конкурсе не только моя заслуга. Огромную помощь я получила от образовательного учреждения и моих друзей. На конкурсе учитель в одиночку не сможет, просто желания победить мало.- Что вам дал этот конкурс?- Помог выйти за пределы школы. Это самое главное. Кроме этого, появились новые друзья, коллеги. Конкурс в этом плане дает огромные возможности. И я всем учителям теперь говорю, чтобы они участвовали.- Сейчас вы входите в жюри конкурса «Учитель года». Каково вам теперь быть по другую сторону?- Знаете, я в жюри уже несколько лет, но до сих пор, когда выходит каждый конкурсант, мне кажется, что участвую я сама. За всех болею! Я в жюри больше всех улыбаюсь. Пусть мы не обсуждаем наши оценки, мне кажется, что у меня самые высокие баллы. И еще для меня большой плюс – это то, что я получаю полезную информацию, потому что, когда мы были конкурсантами, мы видели максимум двух-трех соперников. А теперь как член жюри я вижу все. Беру много новых идей для проведения наших мероприятий, Последнего звонка например.- В детстве вы хотели быть учителем или мечтали о другой профессии?- Нет, в детстве мечтала быть ветеринаром. Это, наверное, связано, как и у многих детей, с любовью к животным. Хотелось помогать им, лечить. А потом в девятом классе пришла и сказала родителям, что хочу быть учителем. Я очень хорошо училась в школе, передо мной было открыто много дорог, могла поступать куда угодно. Поэтому они отговаривали меня, говорили, что в школе проблем много, зарплата маленькая, дети неблагодарные. Но я сказала, что буду учителем и все.- Кроме химии, вы ведете природоведение. Какой из этих двух предметов вам нравится больше?- Мне всегда нравилась химия, можно сказать, что я была в нее влюблена. И моя классная руководительница химию вела, это, конечно же, повлияло на мой выбор. Мне кажется, химия – это то, что происходит с вами в жизни. Она так естественна! Вот разбудите меня ночью и спросите любой раздел, и я все расскажу. И не потому, что я все вызубрила, а потому что это моя наука.И природоведение мне очень нравится, потому что мой курс собран из астрономии, биологии, химии. Он интересен мне тем, что он такой разносторонний. И еще я получаю удовольствие от того, что веду этот предмет у пятиклашек, потому что они еще маленькие, им все любопытно. Мы спорим иногда, они задают очень интересные вопросы. Общение с маленькими детьми позволяет оставаться молодым.- Кому больше нравится преподавать – маленьким или старшим ученикам?- Я не могу сравнить, мне нравится общаться с малышами, они очень восприимчивые, живые, энергичные. А со старшеклассниками другие отношения. Подростка не заставишь уважать себя только потому, что ты учитель. У них свои критерии, и никакие победы на конкурсах тут не помогут, если ты сам не заслужишь авторитет. Большие ведут себя уверенно и солидно, и разговариваем мы с ними, конечно, не как сверстники, а как товарищи. Но я сейчас была на конкурсе в жюри, и нужно было найти, кто заменит меня на уроках. И даже если было кому заменить меня в пятых классах, я старалась приехать в школу в эти дни, сама провести уроки. Потому что дети не дают ни на минуту вспомнить о проблемах.- Вы преподаете очень сложный предмет, зачастую, к сожалению, дети химию не понимают. Есть ли у вас какой-нибудь метод, как донести сложную информацию?- Не знаю даже… Но я очень люблю химию и стараюсь передать ученикам эту любовь. Мой первый выпуск говорил, что у меня даже глаза начинают гореть, когда я химию объясняю (смеется). Моя любовь к химии помогает мне. Очень многие говорят мне: «Мы вас так любим! И если б вы вели другой предмет, но химия ваша…» Слава богу, дети понимают, что одно дело – я на уроке и совсем другое – после занятий. Потому что строгость и сдержанность на уроке не есть мое естественное состояние. Конечно, на уроке и пошутить могу. Но в целом я менее импульсивна, чем хотелось бы. Я вхожу в оболочку урока. В жизни я обычный, нормальный человек, и все, кто со мной общаются, это знают.- Есть ли у вас любимый раздел? Любимый химический опыт?- Органику очень люблю. В институте я писала диплом по органике, и, наверное, если бы пошла преподавать в вуз, была бы органиком. Но я отказалась от этого, потому что мне казалось, что кто-то из студентов приходит просто посидеть, кто-то получить высшее образование. А ту энергию, которую дают школьники, нигде не получишь.Любимого опыта нет. Потому что все они такие живые. Но, как пример, я, конечно, показываю самые зрелищные и эффектные, те, что любят дети. Например, «Вулкан» всегда очень красиво смотрится, мне нравится опыт с бензольной кислотой, когда на веточке будто снег появляется. Мне приятно доставлять своим ученикам удовольствие.- Скажите, всегда ли готовитесь к урокам?- Что касается знания базы, тут мне особой подготовки не требуется. Но всегда придумываю новые задания, потому что химия и мир не стоят на месте. И всегда читаю книги, дополняю свои знания. Регулярно ищу в Интернете на профессиональных сайтах интересные факты, узнаю об открытиях, смотрю эксперименты. И если что-то интересное нахожу, то всегда добавляю это в урок. Стараюсь для каждого занятия найти изюминку.- А волнение осталось или с годами сошло на нет?- Знаете, для меня урок – это то, что мне нравится делать больше всего. Когда проводила уроки в незнакомом классе, даже там волнения было меньше, чем здесь, в родной школе. Но я не иду к детям с дрожью. Да, конечно, что-то может не получиться, что-то дети могут не понять. Вот, например, мальчишки не было на уроках два месяца, и ему все не понятно… Бывает, приходишь в школу, 7.15 утра, а тут уже кто-то есть, бежит, здоровается. И все проблемы, головные боли, все это уходит.- Усталость есть?- Усталости нет, потому что на уроках я отдыхаю. Усталость появляется тогда, когда начинаешь думать: что-то было не так, не то сказал ребенку или коллеге, расстраиваешься из-за этого.- Скажите, а помните ли вы свой первый класс, самый первый урок?- Конечно. Мне был 21 год. Первый учебный день был 1 сентября. И в первый же день у меня прошло шесть уроков. В этот день я сделала первые шаги как классный руководитель. Первый выпуск для меня самый любимый. Все они мне как дети.- Были ли у вас в жизни такие моменты, когда хотелось уйти из профессии, сменить ее?- У меня никогда не было такой ситуации. То, что есть у меня, в других профессиях не найдешь. Тот заряд, который получаешь от детей, нигде не получишь. Проблемы с зарплатой сейчас есть везде, а тут стабильность, это бюджетная организация. Однако бывали сложные ситуации. Однажды произошел пожар, выгорел практически весь кабинет. Не осталось ничего. Мы с моим первым выпуском все восстанавливали сами. Без них я, наверное, не справилась бы. Они очень помогли.- Считаете ли вы себя «творцом человеческих душ»?- Наверное, нет. Это очень ответственно – брать на себя такую миссию. Конечно, профессия учителя подразумевает участие в формировании личности. Надо понимать, что каждый жест, взгляд, слово, грубое или неправильно сказанное, может отложить свой отпечаток в душе ребенка. Страшно, если кто-нибудь из выпускников скажет: «Я в эту школу больше никогда не войду, потому что учитель мне сказал как-то ужасную вещь, унизил, оскорбил…» Я стараюсь, чтобы у моих детей не осталось таких воспоминаний. Мне кажется, что я больше соратник и помощник своих учеников, ведь не только я учу детей, они меня тоже учат.Дина АБРОСИМОВА,специалист по информационной работе Новосибирской областной организации Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии