«Во всем виноват Эйнштейн. В 1905 году он заявил, что абсолютного покоя нет, и с тех пор его действительно нет» – так пошутил автор «Литературных клякс» Стивен Ликок. В свое время он разочаровался в работе школьного учителя. Думаю, потому, что преподавал в обыкновенной канадской школе для обыкновенных детей. При его остроте ума этого было недостаточно, но в конце XIX века там, на краю земли, еще не осознали, что лучших педагогов следовало бы привлекать туда, где действительно интересно. Вот, например, на физико-математический форум «Ленский край» блестящие эрудиты приезжают с огромным удовольствием. Для ребят из Республиканского физико-математического лицея, постоянно живущих в режиме интенсивного интеллектуального драйва, вполне привычно после олимпиад и прочих испытаний интеллекта «отдыхать» в этом центре познания.
Лора ЗУЕВА, Якутск,Республика Саха (Якутия)
В Якутске лицей ютится в нескольких кабинетах классического университета. Это, с одной стороны, конечно, приближает школьников к вожделенной студенческой жизни, но с другой… это так неудобно! Ладно если бы одаренных детей выявляли только в старших классах, но в лицей стараются брать пораньше, чтобы не упустить юное дарование, чтобы у умницы не произошел сбой программы из-за пробелов знаний уровня седьмого или даже пятого класса. Система подготовки одаренных детей сложилась здесь давно…
В 1966 году одновременно в Верхневилюйске, Бютейдяхе, Покровске, Якутске и Борогонцах были впервые открыты физико-математические классы, сыгравшие впоследствии огромную роль в становлении научно-технических, управленческих кадров республики. То, что неординарных детей необходимо воспитывать по особым программам, понял… сельский учитель Михаил Алексеев. Его инициатива понравилась и Министерству просвещения ЯАССР. Вскоре выпускники сельских школ Якутии стали поступать в центральные технические вузы страны.
В 1972-м в Якутске открыли первую элитарную школу республики – РФМШ при ЯГУ. Школе были переданы пятый этаж общежития университета и одна маленькая комната в 18 квадратных метров в главном учебном корпусе в качестве учительской. Классов как таковых не было, и уроки были вписаны в общее расписание занятий в этом корпусе.
Основателем Республиканской физматшколы при Якутском государственном университете и ее первым директором был новосибирский ученый, кандидат физико-математических наук Исмаил Алиев. Родом из Азербайджана, деятельный, энергичный Исмаил Шахбаз-оглы решил посвятить свою жизнь воспитанию нового поколения математиков и физиков Якутии.
Долгие годы соратником, близким другом Исмаила Шахбазовича был старший преподаватель физико-математического факультета Семен Семенов. Им удалось привлечь к активной работе в школе целую когорту маститых ученых.
Опыт Якутска позволил в 1974 году Михаилу Алексееву открыть Верхневилюйскую республиканскую физико-математическую школу, которая стала новым этапом физико-математического движения республики.
1990 год оказался переломным в олимпиадной биографии Якутской школы – впервые сразу девять ее учеников стали призерами республиканской олимпиады по физике, математике и информатике. К следующему году Иван Шамаев и Александр Чиряев решили юридически оформить деятельность, начатую группой преподавателей ЯГУ, и организовали республиканское общество поиска и развития одаренных детей Якутии.
Учеба была двухгодичной. Установилась традиция по набору двух математических и одного физического классов. Математические классы стали пополняться девушками, и школа потихоньку обрастала предметами, которые ребята хотели изучать углубленно, постепенно стали выделяться направления, которые расширялись год от года. Появились технический и гуманитарный классы, в 1997-м открыт биолого-химический.
В 1999 году произошло знаменательное событие. По инициативе первого президента республики Михаила Николаева начал свою работу физико-математический форум «Ленский край». Тогда туда были приглашены известные специалисты по подготовке к олимпиадам, такие, как сотрудник Петербургского центра математического образования Александр Голованов и старший научный сотрудник Института математики им. Соболева СО РАН Дмитрий Фон-дер-Флаасс, к сожалению, 10 июня этого года ушедший из жизни.
Директор республиканского лицея Иван Шамаев вспоминает те времена с ностальгической ноткой в голосе:
– По нашей просьбе московский алгебраист Иван Аржанцев поставил перед учащимися математическую проблему с элементарной формулировкой. За эту задачу взялся одиннадцатиклассник Саша Титов из Верхневилюйска. Я думал, что если Саше удастся решить какой-нибудь малюсенький, но нетривиальный кусочек этой задачи, то это уже будет достижением. К нашему изумлению, Саша через полгода практически полностью решил эту задачу. Работа была опубликована в соавторстве с Аржанцевым в математической серии журнала «Вестник МГУ». А Титову за эту работу был присужден Гран-при очень серьезной научной конференции школьников «Старт в науку» в Москве, организуемой МФТИ. Председатель жюри этой конференции Алексей Канель-Белов в частной беседе отметил, что по всей России такого уровня исследования ребятам удается совершить в год один-два раза.
С приходом Виктора Потапова успехи учеников Республиканского физико-математического лицея на олимпиадах по физике стали массовыми, и ребята смогли с легкостью поступать в МФТИ. За это Виктору Филипповичу в 2001 году присвоили звание заслуженного учителя республики…
Первые летние школы прошли в Крыму. Потом были круизы по реке Лене на теплоходе «Россия». И сейчас напряженные занятия в каникулы являются неотъемлемой частью жизни физматлицея. В основном теперь гостеприимной площадкой для встреч умных детишек с блистательными педагогами становится «Ленский край».
Итоги деятельности физматфорума оказались очень весомыми. Об этом свидетельствует успех в 2002 году. Аня Тихонова (Якутск), Кеша Тихонов (Якутск), Витя Марков (Хангаласский улус) стали победителями Всероссийской олимпиады по математике, Саша Мохначевский (Усть-Алданский улус) и Айсен Татаринов (Якутск) – по физике, Кирилл Петров (Якутск) – по информатике.
В истории Республиканского лицея немалую роль сыграли и Жаутыковские олимпиады Казахстана. Приглашение из Алма-Аты в 2005 году сначала показалось неожиданным. Но это был уникальный опыт, ведь эта олимпиада по физике и математике была организована как соревнование между школами разных стран мира. Дебют воспитанников якутской школы оказался удачным – Витя Иванов занял абсолютное первое место по физике. В 2007 и 2008 годах лицеисты заняли 12-е и 9-е места из 30 и 27 школ разных стран и тем самым дважды становились лауреатами этой удивительной олимпиады.
Гуманитарные классы Республиканского физматлицея специализируются по истории и саха филологии, поэтому они могут побеждать только на республиканских олимпиадах. Часть выпускников этих классов уже заявили о себе как серьезные исследователи якутской филологии, литературы, фольклора, истории и политологии. Первыми ласточками успеха гуманитарного класса стали Татьяна Васильева и Лена Степанова, защитившие кандидатские диссертации по филологии и искусствоведению.
В 2002 году было введено обучение якутскому языку и литературе во всех десятых и одиннадцатых классах. В 2007 году лицей организовал конкурс литературных произведений на якутском языке школьников Якутска.
Русоведы также ведут весьма кропотливую работу. Несмотря на то что лицей принимает учащихся без экзаменов по русскому языку, уже несколько лет подряд лицеисты занимают по республике четвертую позицию по результатам ЕГЭ по русскому языку.
Быть умным не значит быть рохлей. Среди выпускников лицея такие выдающие спортсмены республики, как чемпион Азии по вольной борьбе, мастер международного класса Леонид Спиридонов, двукратный чемпион мира по русским шашкам, международный гроссмейстер Николай Стручков, серебряный призер мира и Европы, чемпион России среди кадетов по международным шашкам Герман Стручков. Причем Герман был одним из четырех учащихся республики, сдавших ЕГЭ по математике на 100 баллов. Героем IV международных спортивных игр «Дети Азии» стал наш десятиклассник Ваня Никифоров, завоевавший все четыре золотые медали по национальным прыжкам.
В настоящее время в каждом крупном улусном центре работает лицей или гимназия. Выпускники этих школ стопроцентно поступают в самые престижные вузы России. Каждая такая школа имеет свои сильные стороны, свою изюминку. С другой стороны, более двух третей десятиклассников лицея в девятом классе учились в этих школах. Таким образом, можно считать, что возникший ранее проект ступенчатой системы отбора способных ребят в принципе осуществлен. Только этим можно объяснить удивительные успехи, ведь это итог деятельности не одной, а целой сети школ. Такая консолидация элитных школ республики является логическим продолжением процесса, вызванного физико-математическим движением в шестидесятых годах двадцатого века, и диктуется вековыми чаяниями народа саха, высоко превозносившего свет образования во все времена. И недаром говорят: математика – самая надежная форма пророчества.
Комментарии