В 1998 году в США были выпущены самые последние стандарты для школьных библиотек под заглавием «Власть информации: строим партнерство для обучения» (AASL, 1998). О том, как страна шла к действующим ныне стандартам, а это основополагающий документ для школьных библиотек Америки, можно узнать из статьи Э. Дэниэл и В. Антиповой в шестом номере журнала «Школьная библиотека». Роль библиотекаря или медиаспециалиста в стандартах 1998 года определяется несколькими функциями.
1. Как преподаватель медиаспециалист сотрудничает с учащимися и педагогами, чтобы на основе анализа учебных и информационных потребностей определять и использовать адекватные ресурсы. Он должен знать о современных исследованиях в области педагогики и психологии и умело применять их на практике, постоянно повышать свою квалификацию и знания.
2. Как партнер по обучению медиаспециалист сотрудничает с преподавателями, чтобы определить связи между информационными потребностями детей, содержанием учебных планов, критериями оценки и обучения и широким рядом различных информационных ресурсов. Библиотечный медиаспециалист играет ведущую роль в развитии школьной политики, практики и учебного плана.
3. Как информационный специалист обеспечивает лидерство и экспертизу в приобретении и оценке информационных ресурсов во всех форматах; в моделировании стратегий для нахождения, доступа и оценки информации в и вне пределов своего медиацентра.
4. Как администратор библиотечный медиаспециалист работает в сотрудничестве со всем коллективом, чтобы определить политику программы своего центра и вести всю деятельность в соответствии с этим.
Появился и новый термин – «информационная грамотность», который определяется как осознание потребности в необходимости информации, знание того, как достигнуть и использовать информацию, умение оценить ее, и способность обмениваться информацией. Так называемые стандарты информационной грамотности для учащихся доступны для преподавателей и администраторов. Документ включает девять стандартов, которые разделены на три категории, охватывающие понятия «информационная грамотность», «самостоятельное учение» и «социальная ответственность». Каждый из стандартов имеет индикаторы, чтобы оценить уровень достижений детей.
Даются возможные примеры областей применения стандартов.
Проследив трансформацию стандартов в области образовательной (или обучающей) функции школьных библиотек, можно прийти к выводу, что основная тенденция развития образовательных школьных библиотечных программ – это переход от обучения простым библиотечным навыкам к обучению информационной грамотности как совокупности знаний, умений и навыков «определять, управлять, оценивать и использовать информацию для решения проблем, принятия решений и непрерывного совершенствования».
Таким образом, очевидно, что стандарты для школьных библиотек ставят высокие идеалы и предполагают изменения в содержании функций школьной библиотеки и внутри школы. Знакомство с опытом работы школьных медиацентров штата Северная Каролина (США) позволило нам сделать некоторые выводы.
Главные цели работы школьного медиацентра – обеспечение доступа к информации. Это может проходить через обучающую деятельность, которая интегрирована в расписание, а также через обеспечение ресурсов и деятельности, которая способствует выработке навыков непрерывного образования.
Школьные медиаспециалисты работают в тесном сотрудничестве с учителями как для оказания им помощи, так и для выработки библиотечных планов и программ.
Большинство библиотечных программ используют ресурсно-базовый подход в обучении и опираются на варианты проблемно-ориентированных моделей обучения: 1) обучение, основанное на проблеме (или информационной проблеме), 2) обучение, основанное на решении проблемы (или информационной проблемы), 3) исследовательская модель.
Во многих начальных школах каждый класс один раз в неделю имеет библиотечный урок. При составлении обучающих программ в школьных медиацентрах учитываются психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей. Обучение основывается на интерактивных формах обучения. В младшей школе основное внимание уделяется работе с печатными материалами. В средней и старшей школе вводится работа с новыми информационными технологиями.
Сегодня невозможно предсказать, какие знания понадобятся завтра. Поэтому нам представляется, что одной из важнейших задач образования – формирование творчески мыслящей личности, способной не только ориентироваться в море информации, но и управлять ею, обращая ее себе на пользу.
Сегодня многие школьные библиотеки испытывают сложности в реализации своей деятельности. Проблемы, которые затрудняют их работу, общеизвестны. Но, помимо этого, можно выделить еще одну группу проблем, которая имеет только косвенное отношение к финансовым трудностям, – это частое недопонимание администрацией роли школьной библиотеки в учебном процессе, это большие нагрузки и нечеткий статус школьного библиотекаря, это отсутствие уроков формирования информационной грамотности в учебных планах. Иногда – это непонимание и нежелание библиотекарей видеть новые задачи своего подразделения, что, впрочем, неудивительно, так как сегодня у них отсутствует мотивация принятия новой роли, повышения профессионального уровня.
Нам представляется, что ситуацию можно было бы исправить, используя опыт создания стандартов для школьных библиотек в США.
В чем состоит положительная роль стандартов? Они четко определяют цели работы школьных медиаспециалистов, подсказывают пути их реализации. Немаловажно и то, что, принятые на государственном уровне, стандарты фиксируют роль и функции школьной библиотеки, что помогает в развитии фондов, ресурсов и программ.
Стандарты четко очерчивают статус работника школьной библиотеки. Школьный библиотечный медиаспециалист – это в первую очередь педагог, который помогает детям стать квалифицированными пользователями информации.
На сегодняшний день у нас не существует единой программы проведения библиографических уроков. Это хорошо, потому что позволяет творческим и инициативным библиотекарям применять различные модели и методики обучения, которые кажутся им наиболее эффективными. Однако у нас нет и критериев, которые помогли бы определить эффективность данной работы со школьниками. Более того, у нас нет и гарантированной системы проведения библиотечных уроков. Принятые стандарты могли бы помочь в решении этих проблем. Четкие критерии оценки информационной грамотности детей необходимы при проектировании программ обучения.
Каков круг знаний, умений и навыков, необходимых для осмысленного использования информации по окончании начальной и основной школы? Что составляет содержание понятия «информационная грамотность»? Нужно ли давать ребятам знания о роли иллюстрации в книге, об истории возникновения книги? Каков уровень взаимодействия с учителями-предметниками? Школьные библиотекари ждут пакета нормативно-регламентирующих документов. Нам представляется, что в этом пакете обязательно должны найти отражение следующие положения:
1. Придание школьной библиотеке статуса информационного центра школы, где сосредоточены все возможные ресурсы информации.
2. Придание школьному библиотекарю статуса «библиотекарь-педагог» («педагог- библиотекарь»).
3. Разработка стандартов информационной грамотности, привязанных к стандартам для начальной школы и для предметов общеобразовательного цикла для основной и средней школы, а также критериев оценки знаний, умений и навыков в этой области.
4. Включение занятий по формированию информационной грамотности в учебные планы школы.
5. Введение аттестации и обязательного повышения квалификации работников школьных библиотек.
Только при этих условиях школьная библиотека сможет стать центром, не только предоставляющим доступ к широкому ряду информационных ресурсов, но обучающим осмысленно, критически и эффективно их использовать, местом, где можно приобретать положительный опыт коммуникации в современном обществе.
Эвелин ДЭНИЭЛ, профессор факультета Информационного и библиотечного дела университета Северной Каролины в Чэпел Хилле (США);
Валентина АНТИПОВА, зав. центром научно-педагогической информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования
Комментарии