В современном мире, как никогда ранее, особую значимость приобретают информация, знания, полученные в ходе обучения. Выпускник 9-го класса, находясь при выборе дальнейшего своего пути, должен получить навыки гражданственности, которые помогут ему ориентироваться в общественно-политической ситуации. Принимать решения. Осознавать значимость собственной позиции и умение ее отстаивать. Нами был разработан курс на основе искренней убежденности авторов в необходимости заинтересовать учащихся современными политическими процессами. Это даст толчок к дальнейшему самостоятельному интересу к данной сфере жизни социума. Ведь политика является системообразующим началом общества, и знание текущих событий в мире политики нужно для ориентации и жизни в современном мире.
Цели и задачи курса:
на основе рассмотрения нескольких тем показать значимость политики, ее актуальность;
стимулировать интерес учащихся для дальнейшей самостоятельной деятельности в получении знаний о политических явлениях и процессах;
сформировать у учащихся навыки ведения дискуссии;
научить учащихся применять полученные знания для решения задач в области социальных отношений.
Курс рассчитан на 6-8 часов.
Тема «Я и политика».
9-11-й классы
Цель: определить степень информированности учащихся о том, что есть политика.
Задачи: совместными усилиями выработать определение политики, выяснить актуальность политических событий для каждого конкретного человека, стимулировать интерес к будущим темам курса.
Основные понятия: политика – сфера жизни человека, связанная с властью и государством; власть – способность влиять на поступки других людей с помощью силы или авторитета; конфликт – борьба, столкновение интересов или ценностей.
Ход урока:
Учитель готовится к уроку самостоятельно, подбирая материал о текущих политических явлениях, процессах, которые могли быть интересны учащимся (например, начать урок со вчерашних остроактуальных новостей). Учащихся разбиваем на 2-3 группы. Он предлагает ребятам самим привести примеры интересных политических «историй». Далее совместными усилиями, работая в группе, предложить свое определение политики. Используется метод мозгового штурма, целью которого являются стимулирование воображения и работа мысли. Каждая из групп предлагает свое определение, и начинается всеобщее обсуждение, и путем конструктивной критики формулируется наиболее соответствующее академичности понимание политики. Более того, возможно также использовать метод ассоциаций (например, с цветом), для того чтобы понять, какие эмоции у ребят вызывает сфера политики.
«Отмена выборов глав субъектов Российской Федерации»
Цель: определить значение института выборов в функционировании демократического правового государства.
Задачи: способствовать развитию навыков общения, работы в группе; повысить интерес к текущим политическим событиям; выработать способности к анализу ситуации.
Демократия – политический режим, характеризующийся равноправием граждан, их участием в политической жизни, соблюдением прав и свобод, выборностью государственных органов, подчинением меньшинства большинству при принятии решений, охраной прав меньшинства и т.д.
Выборы – процесс избрания органов власти и связанный с ним комплекс организационных мер.
Урок организационно поделен на две части. В первой из них в течение 10-15 минут учитель кратко характеризует новые понятия, отражая эволюцию представлений о демократии, ключевые подходы к пониманию сущности демократического устройства, а также подходы к определению сущности и природы выборов, функции выборов. В результате учащимися будут зафиксированы комплексные определения понятий, на основании которых им будет предложено сопоставить понятия друг с другом и с конкретной практикой.
Данная тема представляет интерес для дискуссии, так как последствия отмены выборов глав исполнительной власти субъектов РФ неочевидны. Практика назначения не является устоявшейся, и ребята могут сами выступить в роли экспертов, оценить последствия такого решения, начиная с самого себя, своей семьи, региона и заканчивая уровнем государства. Кроме того, они смогут спрогнозировать развитие общенационального политического режима, определив роль выборов в демократическом процессе. При этом важно отметить, что учитель выступает в качестве модератора и не предлагает готовое решение, он занимает максимально нейтральную позицию.
После прочтения лекционной части урока учитель кратко характеризует инициативы президента, направленные на отмену выборов, и предлагает озвучить мнения по поводу положительных и отрицательных последствий принятого решения. Учитель в процессе дискуссии фиксирует на доске приводимые аргументы. В результате получается примерно следующее.
Финал дискуссии остается открытым, неопределенным, что подтолкнет ребят к продолжению дискуссии по данной проблеме и по другим вопросам во внеурочное время. Проведение подобного рода обсуждений текущих политических событий направлено на формирование у учащихся знаний, умений и навыков анализа ситуации, что способствует воспитанию и успешной социализации подростков, имеющих собственное мнение и умеющих конструктивно отстаивать свою позицию.
Вышеобозначенный урок направлен на выработку учащимися в процессе конструктивного диалога ключевых принципов демократии как абстрактного теоретического концепта, на основании которого они попытаются проанализировать конкретную ситуацию и сделать прогноз относительно дальнейшего развития событий.
«Референдум по вопросу о выборах мэра города Перми»
Цель: привлечение внимания школьников к общественно-политической жизни (в частности, к электоральным процессам).
Задачи: развитие политической активности подростков; развитие навыков работы в группе; развитие творческого и критического мышления у школьников; развитие лидерских качеств и ораторских способностей.
Референдум – голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Мэр – глава муниципального образования.
Предполагается, что школьники к началу урока разделены на группы и каждая ознакомилась с необходимой им информацией.
5 групп:
А) Избирательная комиссия (2-3 человека).
Б) Сторонники всенародных выборов мэра города (3-4 человека).
В) Представители органов власти и общественности, выступающие за выбор главы города из состава городской Думы (3-4 человека).
Г) Сторонники компромиссного варианта – всенародных выборов мэра, который выполняет представительские функции и назначения сити-менеджера (3-4 человека).
Д) Избиратели (5-7 человек).
Каждая из групп уже получила на руки раздаточный материал и знает свои функции. Кроме того, на основании усвоенного материала группы Б), В), Г) должны приготовить выступление в защиту своей позиции. Группа А) готовит техническое обеспечение выборов (подготовка бюллетеней, списков избирателей). Группа Д) должна продумывать провокационные вопросы и вопросы на уточнение.
1-й этап: В начале урока учитель-модератор в течение нескольких минут вводит ребят в курс дела, организует учебный процесс, обозначает правила игры.
2-й этап: «Дебаты» (30 минут)
Каждая из сторон приводит аргументы в пользу своей позиции. Лимит выступления – 7 минут. После выступления каждой из групп есть возможность всем группам задать вопросы на уточнение.
3-й этап: «Референдум» (10 минут)
Все группы осуществляют свое право выбора. Группа А) следит за тайной, свободой и честностью референдума.
4-й этап: Подведение итогов голосования. Вынесение результатов.
В результате проведенного занятия предполагается повышение интереса школьников к органам местного самоуправления и институту выборов, а значит, развитие политической культуры и «взращивание» потенциального электората.
В качестве домашнего задания ребятам предлагается нарисовать рисунок о том, что такое политика в их представлении. К следующему же уроку учитель приносит материал, который необходимо обязательно прочитать (например, главы из «Государя» Макиавелли и пр.), а также просит посмотреть статьи в газетах и журналах о том, как ведут себя политические деятели, всегда ли нравственные ценности стоят у них в качестве первоочередных.
«Политика и мораль»
Цель: определить соотношение понятий «политика» и «мораль».
Задачи: усвоение учащимися нравственных принципов, которыми должны руководствоваться все люди, в том числе и политики (уважение человека, верность данному слову, честность, забота о близких людях и своей стране и др.), развитие умений ведения дискуссии (умения выслушать оппонента, умения проявить уважение к чужому мнению и аргументированно высказать свою точку зрения).
Мораль – это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Политическая этика – совокупность ценностей и норм, ориентирующих и регулирующих действия политиков и всех тех, кто вовлечен в политику в качестве активного действующего лица.
В ходе подготовки к данному мероприятию учащимся рекомендуется почитать литературу о современных политиках, о том, какими принципами они руководствуются в своей деятельности. Из наиболее активных ребят класса создать группу, на которую возложить ответственность за подготовку дискуссии. Остальные ребята с помощью жребия делятся на две команды. Первую условно можно назвать «макиавеллистами»: они должны будут отстаивать точку зрения, что «в политике все средства хороши». Другая команда «моралисты», напротив, – утверждать, что политики в своей деятельности должны руководствоваться моральными принципами и не отходить от них, в какой ситуации они ни оказались бы. Используется подход позиционной игры, когда роль определяется с помощью жребия.
По итогам урока планируется прийти к выводу о безусловной значимости морали и нравственных ценностей в деятельности политиков. На примере Германии и СССР 30-х годов показать, что попирание идеалов и ценностей человеческой жизни, прав и свобод человека доводит человечество до катастрофы, уничтожения самой жизни. Более того, закрепить у учащихся нравственные принципы, которыми должны руководствоваться все люди, в том числе и политики. А также научить правилам ведения дискуссии, умению ведения диалога. Ребятам задается на дом мини-сочинение на тему «Может ли политика быть нравственной?».
«Мир культурного многообразия как условие жизни современного общества»
Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности и показать многообразие культур вокруг нас.
Задачи: определить понятие толерантности через неотъемлемые формы взаимодействия мультикультурного общежития: диалог, дискуссия и т.д. Ориентировать учащихся на толерантное восприятие действительности, межкультурный диалог и терпимое поведение в обществе. Познакомить учащихся с понятием и феноменом мультикультурализма в российской ретроспективе.
Толерантность – наличие потребности или необходимости во взаимодействии с другим человеком, понимании его при изначально позитивном или негативном эмоциональном отношении.
Плюрализм = многообразие
Мультикультурализм – идеология предпочтений на основе этнорасовых и групповых признаков, которая на практике ведет к росту общественной фрагментации по культурным рубежам.
Национальная нетерпимость – неприятие демонстративного негативного поведения в отношении к какой-либо национальной группе людей, не переходящая в физическую форму действия.
Расизм – политическая теория и практика, основанная на признании изначального превосходства той или иной расы.
Наступивший XXI век показал, какие проблемы для человечества оказались наиважнейшими. В первую очередь это жестокое насилие одной группы людей над другой, дискриминация прав меньшинств, пренебрежительное отношение к другой культуре и ее носителю. Таким образом, в начале урока необходимо привести несколько иллюстраций подобного отношения как истории, так и современности. Затем, обозначая рост националистических настроений в современном обществе посредством диалога, выявить, в чем непосредственно состоит угроза и опасность этой ситуации. После непосредственно самостоятельного определения сути угрозы ребятам предлагается разбиться на группы, каждой из которых задается один и тот же вопрос: чего не было в обществе или чего ему не хватало для избежания тех зверств, которые происходили в мире XX века? При этом предполагается наличие таких ответов, как терпимость, взаимопонимание, уважение, милосердие и т.д. Все это ребята фиксируют на листах белой бумаги разноцветными фломастерами. При завершении проделанной работы учителем делается вывод, что для всех этих слов есть одно обобщение – это толерантность. Расписанные детьми листочки бумаги остаются при этом у них. Затем учителем преподносится детям обзорный материал по понятию и феномену мультикультурализма, после чего каждой из групп предлагается нарисовать мультикультурный мир без вражды и национальной розни. То есть каждая группа должна создать и представить свой проект существования Земли без культурных войн и ненависти. Это может быть рисунок, отдельные слова, программа действий, не важно, главное, что посредством этого, представляя свой проект, они сами выделят те черты, которые необходимы для национального мира и взаимопонимания. Озвучивая это, преподаватель должен акцентировать на них особое внимание. Таким образом, выслушав два проекта и обсудив их, преподавателем подводится итог занятия в виде того, что проекты ребят, вывешенные на доску, склеиваются скотчем и превращаются в один большой проект мира взаимопонимания и уважения. Посредством этого приходим к выводу о том, что можно по-разному смотреть на мир, предлагать разные проекты, быть представителем разной культуры, но при этом всегда помнить о том, что повторяется в каждом из проектов ребят – милосердие, уважение, терпимость, интерес, человек, сочувствие, сострадание и т.д. Именно толерантность является залогом успеха любого современного общества.
«Международные отношения»
Цель: ознакомление учащихся с основными теоретическими подходами в международной политике, их практической реализацией и последствиями.
Задачи урока: определение понятий, исторические примеры, современные международные отношения (в т.ч. различные кризисы в мире последних лет, знаковые события, особенно связанные с Россией), получение учащимися навыков группового взаимодействия, аргументация собственной позиции, формирование критического мышления.
Международные отношения = отношения между разными государствами.
Тип урока: лекция, дискуссия, работа в группах.
Перед уроком учащиеся должны посмотреть периодические издания (напр. «Коммерсантъ») и задуматься над вопросами, что происходит в мире? Возможна ли третья мировая война? Каково место России в мире?
Проведение урока: Человечество на протяжении всего своего существования стремится сделать мир безопасным и приемлемым для существования. Но как оно реализует всевозможные проекты подобного рода? Каким образом различные группы людей общаются между собой? Несмотря на процессы глобализации, основным инструментом международного общения на данный момент является национальное государство. То есть если рассматривать международные отношения в упрощенном варианте – это поле для взаимодействия государств (точнее, их представителей). После подобного вступления аудитории будут заданы вопросы – согласна ли она с этими положениями (опрос носит всеобщий характер, и учащиеся должны пока высказать свою собственную точку зрения)? Для наглядности стоит постоянно приводить исторические примеры, причем такие, которые призваны сломать или поколебать устоявшиеся стереотипы (для возбуждения интереса и на основании пройденного урока о морали в политике стоит рассматривать примеры с различных точек зрения, отличных от классической).
Учащиеся уже должны иметь представление о роли морали в политике, и нужно показать предыдущими примерами о повторении ситуации на международном пространстве (применимы ли моральные принципы/это лицемерная глупость, которой все прикрываются, а главное в мире – это сила, мощь, влияние). Далее аудитория знакомится с основными подходами при построении поведения игроков во внешней политике (неорационалистическая, либеральная, неомарксистская парадигмы). Дополнительные вопросы – а для России какая приемлема?
После чего обратимся к конкретной международной ситуации современности. Возможны выбор знаковых событий (ситуация вокруг России, Ирак) и их последующее ролевое проигрывание. Чтобы распределить всех по группам, будет предложен список стран (или блоков, союзов государств), играющих наиболее значимую роль в мире, а особенно в каком-нибудь эпохальном событии последних лет (война в Ираке, бомбардировка Югославии, революции в СНГ). Разделение на группы будет проходить в добровольно-принудительном порядке (с учетом их паритета – произойдет действительный расклад сил, имеющий место в реальности, а преподаватель займет сторону самой слабой, но объявит об этом не вначале). После чего стороны будут на конкретных примерах стараться оправдать/осудить собственные или чужие действия на мировой арене (ареной обсуждения будет выбрана наиболее авторитетная международная структура – ООН). Возможен выбор из учащихся международных наблюдателей (напр. от той же ООН).
По окончании ролевой игры с элементами дискуссии предстоит определить – какие же принципы наиболее употребимы сегодня странами, насколько участники дискуссии оказались близки к реальности и сумели (или сумеют) ли они решить мировые проблемы, исходя из собственной позиции.
Перечень тем эссе (примерный список):
1. Политика как сфера жизни общества.
2. «Политика – самая лживая форма человеческого существования». (Н.Бердяев).
3. Терроризм как угроза мировому порядку.
4. Демократия и выборы.
5. К чему ведет отмена выборов губернаторов в России?
6. Как можно избежать национальной розни?
7. Предложите варианты воспитания терпимого отношения людей разных культур друг к другу.
8. Война как политический инструмент.
9. Политический портрет (политики выбираются учащимися самостоятельно).
Лилия ЗАИТОВА, Мария НАЗУКИНА, Любовь ОКУЛОВА, Александра ХАЙДАРОВА, Борис ЯРУШЕВИЧ, студенты Пермского государственного университета
Комментарии