search
main
0

Власть – человек – общество. Тема «Что такое государство». 7-й класс

Понятие «государство». Слово «государство» вы часто слышите от родителей, учителей, теле- и радиокомментаторов, политических деятелей. Более того, это слово вы нередко произносите сами, знакомясь на уроках с историей различных государств, их географическим положением, природой, культурой, с выдающимися людьми. И, несмотря на то, что вы еще не знакомы с научным определением понятия «государство», тем не менее каждый из вас представляет, о чем идет речь. Так что же такое государство?

Государство – национальная или многонациональная общность людей, проживающих на определенной территории, где политическая элита осуществляет управление жизнедеятельностью общества, опираясь на законную власть, включая право применения насилия.

Приведенное определение несколько упрощенное. В науке существует множество более сложных и полных определений, но с ними вы познакомитесь в старших классах.

В приведенном определении есть два слова – «власть» и «элита», которые являются очень важными для понимания сущности государства.

Что такое власть. Власть – это возможность подчинить кого-то своей воле, возможность распоряжаться действиями другого человека, группы людей или целого общества. Кто из вас хотя бы раз в жизни не испытал на себе силу чужой власти, необходимость подчиниться чужой воле? В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона можно прочитать, что власть имеет разные основания, одним из которых является «абсолютное превосходство перед всеми другими».

Вторым основанием власти может быть относительное преимущество, вытекающее «из естественной необходимости или по закону природы». Это может быть преимущество, основанное на физической силе, остром уме, красоте, сильном характере и т.п. Примеров, когда один человек или группа людей вынужденно или добровольно подчиняются другому человеку, не счесть.

Власть вождя или власть общины? Без власти не может существовать никакое общество. Власть в обществе необходима для организации его жизнедеятельности, для регулирования общественных отношений, будь то первобытное или современное общество. Вспомним: в первобытном обществе при отсутствии государства тем не менее власть существовала – это была власть старейшины, позднее вождя племени. Она была основана на авторитете, который вожди должны были постоянно поддерживать. Кого избирали вождем? Исследования ученых свидетельствуют о том, что вождем становился человек, который в наибольшей степени олицетворял представления племени о добре и справедливости, силе, уме. Первобытный коллектив требовал от человека, избираемого во власть, следующих качеств: уметь вести переговоры, заключать договора, быть смелым, знать обычаи рода, его предания, обряды, лечебные травы и способы излечения недугов, понимать наречия других племен и т.п. При этом совсем не обязательно, чтобы он был старцем с седой головой или обладал исполинской силой.

Случайны ли столь строгие требования, предъявляемые к главе рода или племени? Конечно же, нет. Вождь для соплеменников – это надежда, уверенность, а следовательно, и спокойствие. Во многих племенах верили, что вождь имеет магическую силу. Считали, что он может во время засухи вызвать дождь, спасти скот от болезней, предотвратить наводнение, защитить от колдовства. Вот почему его власти подчинялись беспрекословно. Однако и вождь находился под властью общины, должен был строго соблюдать традиции, обычаи, обряды своего коллектива.

Политическая элита. Любое общество, даже самое маленькое, каким-то образом управляется. Но в отличие от первобытной общины, управление в государстве осуществляют люди, наделенные особыми полномочиями, обладающие законным правом приказывать, принуждать. В нашем определении они названы политической элитой. Слово «элита» французского происхождения и в переводе означает «лучшее, отборное». Слово «политика» в Российской политической энциклопедии трактуется так: «…Сознательная деятельность людей, направленная на достижение, укрепление и удержание власти». Таким образом, политическая элита – это люди, имеющие власть, находящиеся во власти и стремящиеся удержать ее в своих руках. Благодаря наличию власти они получают возможность управлять другими людьми.

Признаки государства. Когда можно сказать, что данная общность людей объединена в государство? Первым признаком является то, что в государстве всегда имеются особые органы и учреждения, благодаря которым политическая элита удерживает и использует власть, осуществляет управление обществом. К таким органам относятся полиция, суд, армия, чиновники.

Вспомните: все эти органы были в любом древнем государстве, но их не было ни в родовой, ни в соседской общине. Например, в Древнем Египте волю могущественного фараона исполняли вельможи, чиновники, стражники, суд.

Вторым признаком является наличие законов. Вы знаете, что регулятором отношений между людьми в первобытном обществе был обычай. А в государстве, помимо обычаев, появляются нормы морали и законы. Однако если обычаи и нормы морали вырабатываются обществом, то законы вырабатываются государством. Законы регулируют особо важные для общества проблемы, те, которые невозможно разрешить лишь с помощью норм морали. К таким проблемам относятся не только взаимоотношения человека и человека, человека и общества, но и взаимоотношения человека и общества с государством. Вы помните, что нередко нормы морали совпадают с нормами закона. Так, убийство, воровство не только являются нарушением норм морали, но и запрещаются по законам всех государств, древних и современных.

За нарушение законов наказывает государство, за нарушение обычаев и норм морали – общество.

Еще одним признаком является наличие территории. Государственная территория в отличие от территории, принадлежащей общине, имеет узаконенные границы, для защиты которых используется армия. Территория современного государства – это не только поля, леса, равнины, но и воздушное, прибрежное пространство, определенная часть морской территории. На всю территорию, принадлежащую государству, распространяются его законы, или, говоря научным языком, на всю территорию государства распространяется его юрисдикция (власть закона). Никто, за исключением самого государства, не может изменить законы страны, не может создать новые.

Чем государственная власть отличается от любой другой власти. Первое отличие заключается в том, что государственная власть, как и любая общественная власть, призвана организовывать жизнедеятельность общества. Однако в отличие от власти старейшины или вождя государственная власть регулирует жизнедеятельность общества, его граждан, их объединений, направляет и контролирует ее на основе закона. Это узаконенная власть.

Вторым отличием следует назвать наличие у властной элиты аппарата управления и принуждения, о котором говорилось выше: чиновники, суд, полиция, армия и т.д. Наличие этого аппарата и дает возможность политической элите осуществлять свою волю. Это происходит согласно закону.

Третьим отличием является то, что политическая элита не только наделена высшими полномочиями, но и в отличие от власти, существующей в первобытном обществе, отделена от общества, она стоит над ним.

Вопросы и задания

1. Что такое власть? Приведите примеры властных отношений между людьми.

2. В тексте параграфа утверждается, что любое общество не может существовать без власти. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

3. Какие задачи должна решать власть?

4. Кого называют политической элитой? Благодаря чему политическая элита может управлять обществом?

5. Перечислите фамилии известных вам представителей современной политической элиты России. Объясните, почему вы назвали именно эти фамилии.

6. Чем государственная власть отличается от власти старейшины рода или вождя племени и что между ними общего?

7. Перечислите признаки государства.

8. Что означает понятие «юрисдикция государства»?

9. Перечислите все то, что составляет территорию любого современного государства.

Перелистаем страницы истории

У любого современного государства есть свои символы. С одним из символов – Гимном России – вы уже хорошо знакомы. Помимо гимна, символами современных государств также являются герб и флаг. Давайте познакомимся с историей Герба России.

Герб России

Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 года учрежден новый герб. На нем изображены двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея.

Существует несколько версий о том, как в нашей стране появились эти символы. Согласно одной из них двуглавый орел был изображен на троне Софьи Палеолог, который она привезла с собой в Россию, выйдя замуж за русского государя Ивана III в 1472 году. Иван III сделал гербом своего государства двуглавого орла в доказательство того, что Россия восприняла власть от Рима и Византии.

Но не все историки согласны с данной версией. Некоторые из них считают, что в Византии не было такого символа, как двуглавый орел. В качестве доказательства они приводят следующие аргументы: этот символ не встречается ни на византийских монетах, ни на печатях, ни на щитах, ни на одежде императорской охраны. А такого не могло быть, если двуглавый орел являлся государственным символом. Следовательно, этот символ пришел к нам не с Востока, а с Запада, где он давно был известен как символ высшей власти. Именно на Западе он изображался и на монетах, и на печатях правителей, при этом одноглавый орел был символом королевской власти, а двуглавый – императорской. К тому же с ХIII века изображение двуглавого орла как символа власти стало распространяться в некоторых странах Юго-Восточной Европы, например в Сербии, с которой у России были очень тесные отношения. Скорее всего, именно оттуда попал этот символ в нашу страну, причем раньше, чем приехала Софья Палеолог. Так, тверской князь Михаил Борисович (1461-1468) и московский князь Василий II помещали изображение двуглавого орла на своих монетах.

Другая группа ученых утверждает, что изображение двуглавого орла позаимствовано у индоевропейских народов, которые были общими предками многих народов Европы и Азии. Скорее всего, у индоевропейцев двуглавая птица была каким-то магическим знаком, графически зафиксированным молением, обращенным к высшим силам. Самое раннее славянское изображение раздвоенной птицы найдено в Гнездовских курганах под Смоленском и датируется 950-1000 годом.

Большое значение имело превращение этого символа в государственный при Иване III. Окончательно победив монголо-татарских завоевателей, государь всячески стремился поднять престиж России на международной арене. Как и западноевропейские монархи, считавшие себя прямыми потомками императоров Рима, Иван III также стал утверждать, что его род ведет начало от римских императоров. Однако версия, что русские цари ведут свою родословную от римского императора Августа, становится официальной при внуке Ивана III – Иване IV Грозном.

В 1497 году изображение двуглавого орла впервые появляется на двусторонней восковой государственной печати России. На лицевой стороне этой печати изображен герб Московского княжества – всадник, поражающий дракона. Итак, еще один символ.

Конное войско на протяжении тысячелетий было самым эффективным родом войск многих народов мира. В нашей стране образ конного всадника впервые встречается в Северо-Восточной Руси в ХII веке. И примерно в то же время появляются княжеские печати, на которых также изображался всадник. На печатях Александра Невского впервые обнаружен очень интересный сюжет: Феодор Стратилат одной рукой ведет на поводу коня, а другой – втыкает копье в открытую пасть поверженного дракона.

Прошли годы. А конце ХIV – начале ХV века именно в московских княжествах появились монеты, на которых всадник с копьем в руке поражает зло под ногами коня. Зло воплощалось в образе змея, дракона, какого-то чудовища с открытой пастью. У сыновей, а тем более внуков и правнуков Дмитрия Ивановича Донского, всадник, убивающий дракона, становится самым распространенным сюжетом не только на монетах, но и на печатях, на наградных деньгах. Откуда взялся этот сюжет?

Святой Георгий являлся одним из самых почитаемых на Руси святых. В храмах было много икон с его изображением. Клейма на иконах рассказывали о судьбе и мучениях святого Георгия. Кроме того, на Руси была популярна византийская повесть «Чудо Георгия о змие», переведенная на русский язык примерно в ХI веке. В этой повести рассказывается о том, что возле палестинского города Гевал, жители которого являлись язычниками, было большое озеро, в котором поселился огромный змий, поедавший жителей города. И вот страшная участь постигла и правителя города: он должен был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь. Ее отвели на берег злополучного озера и оставили одну. И тут на дороге показался простой воин. Увидев плачущую девушку, он спросил ее: «Зачем ты стоишь здесь?» И царевна рассказала ему о том, что ее ожидает. Выслушав страшный рассказ, святой Георгий обратился к Богу с молитвой: «Выслушай меня, недостойного раба твоего, и повергни лютого этого змия к ногам моим». Как только змий показался из воды, святой Георгий начертил на земле крест и воскликнул: «Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною!» Змий упал к ногам святого, царевна накинула чудовищу на шею свой пояс и повела в город на поводке, «как послушнейшего пса».

Увидев свою дочь живую и невредимую, а чудовище укрощенным, царь с царицей и все горожане-язычники воскликнули, обращаясь к святому воину: «Тобою веруем в единого Бога Вседержителя, и в единого Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, и в Святой животворный Дух!» Тогда святой Георгий «извлек меч свой и отрубил голову лютому зверю». Царь повелел поставить церковь во имя мученика за веру Христову Георгия и украсить ее золотом, серебром и дорогими каменьями.

После победы на Куликовом поле образ святого Георгия как защитника веры православной становится очень популярным и со времен Ивана III уже не покидает символику нашей страны. Более того, изображение святого Георгия вошло в герб московских государей.

В 1480 году после бескровной победы над Ордой двуглавый орел с головами, повернутыми на Запад и на Восток, впервые появился на Спасской башне Кремля. За пятьсот лет изображение царственной птицы менялось много раз. Так, например, в правление царя Федора Ивановича между двумя головами с коронами появляется изображение голгофского креста, который стал символом православия. При царе Алексее Михайловиче над головами двуглавого орла появляются три короны, а после воссоединения с Украиной, в 1654 году, у орла появляются скипетр и держава. В 1667 году вышел первый в истории России указ «О титуле царском и о государственной печати», содержащий официальное описание герба.

В 1918 году в советской России был принят новый герб. Возвращение двуглавого орла на герб страны в 1993 году было не случайным. Он символизировал преемственность культурных традиций России прошлой и России настоящей.

1. Какую из версий о появлении символики двуглавого орла вы считаете наиболее аргументированной и почему?

2. Почему при Иване III в России появились государственные символы?

3. Есть ли герб у города, в котором вы живете? Подготовьте рассказ о гербе вашего города. Если вы живете в поселке или городе, у которых герба нет, то подготовьте сообщение о гербе любого города, который вам больше всего нравится.

4. Соберите дополнительную информацию о гербе нашего государства и расскажите о найденных вами сведениях своим одноклассникам.

5. Что символизировал двуглавый орел в гербе Русского государства?

6. Почему изображение святого Георгия присутствует на российском гербе?

7. Объясните символику современного Герба Российской Федерации.

Флаг России

Первое упоминание о российском флаге относится к 1668 году. В это время стремительно начала развиваться торговля с зарубежными странами. Царь Алексей Михайлович отдал приказ: «…строить корабли для охраны торговых караванов». В небольшом селе Дединово на берегу Оки спешно собрали мастеровых людей из близлежащих деревень, и вскоре был построен корабль «Орел». Капитаном его назначили Бутлера, который, как отмечалось во многих исторических документах, отличался нравом педантичным и суровым. Он обратился к государю с вопросом, под каким флагом выйдет корабль. «Которого государства корабль, того государства бывает и знамя», – не преминул заметить Бутлер. Но собственно государственного знамени еще не было. Царь, основательно изучив цвета флагов разных стран, остановился на бело-сине-красном. Над флотилией стал развиваться этот флаг.

20 января 1705 года Петр I повелел только «…на торговых судах быть знаменем, по образцу каков нарисован, послан под сим его Великого Государя Указом». Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов.

В 1712 году над военно-морскими кораблями взвился новый, Андреевский флаг – белый с лазоревым крестом, в честь ордена святого апостола Андрея Первозванного.

В 1858 году царь Александр II учреждает черно-желто-белый флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Его цвета символизировали землю, золото, серебро. Так называемый монархический флаг просуществовал до 1883 года. В 1896 году, накануне коронации Николая II, окончательно утверждается в качестве национального бело-сине-красный флаг. Красный цвет означал державность, синий, вернее лазоревый, – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, и белый – цвет свободы и независимости.

В апреле 1918 года в советской России был учрежден красный флаг. Его, скорее всего, позаимствовали у европейских социалистов ХIХ века.

В 1990 году после провозглашения государственного суверенитета Российской Федерации встал вопрос о необходимости изменения символики страны. Специальная правительственная комиссия по окончании своей работы рекомендовала в качестве государственного символа принять бело-сине-красный флаг.

1. Когда в России появился государственный флаг? С чем это было связано?

2. Что означают цвета флага нашего Отечества?

3. Расскажите об истории бело-сине-красного флага России.

Для тех, кто хочет знать больше

Святой Георгий – один из самых почитаемых христианских святых. Точно неизвестно, действительно ли жил этот человек. Согласно христианской традиции святой Георгий родился в Малой Азии, был знатным человеком и имел высокий воинский чин. Во время гонений на христиан римский император Диоклетиан (284-305) и его подданные требовали, чтобы Георгий отрекся от христианской веры. Несмотря на все мучения, он остался верен учению Христа. 23 апреля 303 года Георгий был обезглавлен. После смерти Георгия причислили к лику святых мучеников.

Примерно с ХI века русские князья стали считать его своим покровителем, особенно в военных делах. Очень много для прославления этого святого сделал Ярослав Мудрый, крестное имя которого было Георгий. В честь своего святого покровителя Ярослав Мудрый построил придел в Софийском соборе в Киеве, открыл монастырь в землях славянского племени чудь, построил город Юрьев, который ныне называется Тарту и принадлежит Эстонии.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте