До школы в маленьком поселке Аякс на острове Русском (неподалеку от Владивостока) окрестным ребятишкам приходилось добираться полтора-два часа. Немудрено, что в непогоду некоторые родители просто не выпускали младших школьников из дома – какие там занятия, если к знаниям приходится в буквальном смысле продираться по раскисшему месиву скользкой и опасной дороги! И вот радость, школе выделили автобус. По этому значительному поводу даже созвали прессу, пригласили телевидение.
Были сказаны приветственные речи, родители и гости застыли в ожидании долгожданного транспортного средства. Через час стало ясно, что дело пахнет маленьким скандалом. Автобус к школе так и не подошел. Как выяснилось, у учебного заведения не оказалось собственных средств на его содержание. Поэтому машину взяла под свое крыло администрация острова, при этом поделив его между тремя школами в трех поселках – Экипажном, Подножье и Аякс. Пока неясно, каким образом удастся составить график по принципу “три в одном”, который удовлетворял бы школьному расписанию всех означенных учебных заведений. Ведь остров по площади большой, а поселки разбросаны в разных его концах…
Подобная ситуация – типичная для Приморья. Проблема школьного подвоза стала настоящим бичом жителей малых сел. В плане демографии краю хвалиться нечем, численность населения в деревнях неуклонно падает. Понятное дело, при таком раскладе нет резона содержать школы, где учится в лучшем случае два десятка человек. Но и возить детей из малых сел в более-менее наполненные учебные заведения зачастую просто не на чем. Те же машины, которые все-таки возят детей, в подавляющем большинстве нуждаются в ремонте. Во время недавней командировки в Дальнереченский район Приморского края мне довелось воочию увидеть одного такого “технического монстра” – школьный автобус, в котором во время дождя ездят… под зонтиком! Зимой же температура в салоне точно такая, как на улице, – 35-40 градусов. Мороза!
Как сообщили в краевом управлении народного образования, сегодня на линии школьного подвоза числится 198 автобусов, но половина из них уже не на ходу.
– Для того чтобы решить проблему, нам нужно закупить 100 новых машин, – считает начальник управления Константин Межонов. – Для этого необходимо более сорока миллионов рублей. Еще год назад мы составили соответствующую программу, но в краевом бюджете денег тогда на эти цели не нашлось. В итоге в финансировании нам отказали. В этом году мы попросили 23,5 миллиона, рассчитывая купить хотя бы 40 автобусов плюс запчасти. Но в бюджете, который пока принят только в первом чтении, эта сумма сокращена до 15 миллионов. Если нам удастся купить к следующему учебному году хотя бы 30 новых автобусов, это будут уже существенные подвижки. Так что, думаю, в целом ситуация хотя и сложная, но небезнадежная…
Что ж, будем считать цыплят, то бишь автобусы, по осени… В то же время прямо под окнами краевой администрации красуется целый парк государственных машин высокопоставленных чиновников. В большинстве своем это японские джипы стоимостью от 30 до 50 тысяч долларов США. С их приобретением у краевой администрации проблем нет никогда.
Лада ГЛЫБИНА
Вместо комментария
В Челябинской области на второй срок избран губернатором Петр Сумин. Немало голосов отдали за него педагоги, в том числе и сельские. Ведь они знают, что он заботится об образовании: в школах тепло, дети сыты, учителя получают зарплату. В области разработана и отлично действует программа “Школьный автобус”. Сто пятьдесят новеньких машин каждое утро везут учиться тысячи сельских ребятишек. На каждой из них – крупная надпись: “Детям – от губернатора”.
Губернатор Сумин хорошо понимает, что в этом вопросе необходимо лично его участие. Что сельская школа находится в положении гораздо худшем, чем городская, но несмотря ни на что выполняет социальный заказ, учит маленьких граждан. Понятно, что дать каждой школе по отдельному автобусу невозможно. Но в каждый район, думается, – можно вполне. К решению этой проблемы надо активнее привлекать спонсоров, шефов, в иных случаях, может быть, даже родителей. И это делается там, где власть понимает, что добрыми делами она создает имидж и себе, и своему району, городу, области. Ее авторитет во многом зависит от того, как к ней относятся учителя, дети, родители.
К сожалению, во многих местах дела обстоят совершенно по-другому…
Отдел социальных проблем
Комментарии