search
main
0

Владислав Халамов, Москва: Техническое творчество – для избранных?.

«А где же робототехника?», – этот вопрос я слышу постоянно, когда рассказываю о соревнованиях по традиционным техническим видам спорта. Похоже, сегодня в моде, скорее, его «продвинутые» виды: 3D-моделирование или управление квадрокоптерами…

В то же время я сам хочу задать другой вопрос: «Смогут ли «штучные» чемпионы в этих направлениях решить главные задачи – восполнить дефицит кадров на производстве, вырастить поколение детей и умеющих решать нестандартные задачи?» Если мы посмотрим честно на эту ситуацию, то увидим колоссальный разрыв между тем, что есть сейчас и что только планируется сделать. Но дети растут, им невозможно сказать: «Подождите пару лет, мы вам откроем современные центры с красивыми интерьерами, дорогим оборудованием и современными направлениями».

В выходные в Челябинской области состоялись региональные соревнования судомоделистов на закрытой воде. Приехали десятки команд, в том числе из Екатеринбурга, Тюменской области. Говорят, что в их регионах такие соревнования – редкость. Организация соревнований, за которую отвечали областные федерации, была на высшем уровне, но я хотел бы остановиться на других моментах.

Соревнования проходили в маленьком городке, но там есть бассейн – это один из немногих центров, где могут тренироваться судомоделисты. Меня всегда поражала невзрачность таких учреждений. Да, это всё советское наследие, и мы должны быть благодарны, что эти здания хотя бы сохранились. Но о закупке каких квадрокоптеров может идти речь, когда в помещениях облупившаяся краска и старые окна? Начал фотографировать команды – испугался выкладывать снимки, потому что вокруг интерьер такой, словно снимал в послевоенные годы…

Я всегда с удовольствием посещаю такие соревнования. И не потому, что кораблики и самолетики вызывают у меня детский восторг, ощущение романтики и ностальгии по своему детству. Нет! Чем больше я погружаюсь в эту тему, общаюсь с тренерами, тем отчетливее вижу, как техническое творчество идеально вписывается в то, к чему идет страна – воспитание инженерно мыслящего поколения, умеющего создавать что-то и решать нестандартные задачи.

Меня удивляют увлеченные тренеры, дети, которые с азартом следят за каждой своей моделью, часами могут рассказывать, как они ее сделали, или об истории реального самолета или корабля, по чертежу которого они создали свою копию. Но здесь вы не найдете болельщиков, как в футболе. Спрашиваю, а где, например, школьники из Южноуральска (он заметно ближе к Челябинску, чем, скажем, Екатеринбург – прим. авт.)? Почему вы их не привели посмотреть на региональные соревнования? В ответ чиновники лишь пожимают плечами. Действительно, трудно вдохновиться темой, в которую ты не вникал и не видел собственными глазами.

Я разговаривал со многими тренерами и задавал один и тот же вопрос – что вам мешает, например, заниматься подводной робототехникой, а не строить такие подводные лодки или контурные корабли? Ответ был один – финансы.

Стоимость подводной лодки – 3-5 тысяч рублей! Да-да, потому что нужна краска, нужен резиномотор, нужны элементы конструкции. По словам тренеров, чаще всего, эти расходы ложатся на плечи родителей, потому что система допобразования не может обеспечить всех комплектующими.

А теперь давайте посмотрим на стоимость беспилотных летательных или подводных аппаратов: самый дешевый набор – от 50 000 рублей…

Сейчас очень много пишут о подводной робототехнике, управлении квадрокоптерами. Но мы не видим массовых соревнований по этим направлениям. Например, на российской робототехнической олимпиаде в Казани было всего несколько команд. Достаточно развита подводная робототехника только в одном регионе Российской Федерации – на Дальнем Востоке. С квадрокоптерами выступали три или четыре региона. И это были в основном команды Москвы и Санкт-Петербурга.

Здесь же были несколько десятков команд. И возраст детей – от детского сада. Одной девочке было всего шесть лет, и она привезла с собой свой кораблик, чтобы «просто позапускать в большом бассейне».

Я только «за» новые виды творчества, но в то же время я понимаю¸ что если мы будем делать ставку только на воспитание «штучных» детей, то потеряем целое поколение. Сегодня необходимо возрождать кружки технического творчества в каждом дворе, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, а уже затем можно говорить о записи в районные центры допобразования, «Кванториумы». В противном случае возможность заниматься высокотехнологичными видами творчества получат только дети платежеспособных родителей, которые могут возить ребенка в любой район города, поддерживать его интерес, оплачивать поездки на соревнования.

Здесь же многие тренеры говорили о том, что у них занимаются дети из самых разных семей, например, из таких, где только одна мама… Получается, что тренеры выполняют еще и очень важную функцию наставников.

Один из тренеров говорит: «Есть дети 13-15 лет, которые, глядя на медную проволоку, спрашивают: «Это золото?». А когда видят кусок латуни, уже не спрашивают: они уверены, что это золото!»

Скажите, как может ребенок заниматься конструированием чего-либо, если он просто не знает материалов, их свойств?..

Я посмотрел видеозащиты детей, стендовой защиты, о которой мне напомнил один из моих собеседников. Да, на стендовой защите нужно рассказать, как ты сделал эту модель, где у тебя какой материал, и не надо стесняться того, что некоторые конструкции ты сделал из консервной банки. Да, самый распространенный и доступный материал для изготовления металлических элементов моделей, в том числе винтов – это жесть от консервной банки, и это знает каждый ребенок. Кроме тех, которые занимаются супертехнологиями!

Как может инженер что-то проектировать в Автокаде или в Компасе, если он не понимает физических свойств детали? Как он будет выстраивать технологию обработки этой детали? Или теперь у нас всё вокруг печатается только на 3D-принтерах? Нет, поверьте, всё производство у нас традиционное – литье, фрезерная и токарная обработка и т д.

Я думаю, по-настоящему стать инженером может тот ребенок, который с начальных классов проводил время в кружке технического творчества и запускал такую вот подводную лодку.

Сейчас мы со скрипом продвигаем идею развития традиционных видов технического творчества, но школам пока что проще купить набор лего и учить детей по инструкции. К счастью, у самих родителей вновь появляется запрос на авиа-судомодельные кружки. Мамы и папы видят, как не хватает их детям инженерных знаний и… простого умения работать руками.

Об авторе:

Владислав Николаевич Халамов – руководитель Всероссийского учебно-методического центра образовательной робототехники Российской ассоциации образовательной робототехник.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте