search
main
0

Владимир ЯКОВЛЕВ: “Повышения зарплаты не будет. Это обман”

Разговор о том, что систему оплаты труда работников образования, как и всей бюджетной сферы, нужно совершенствовать, идет уже третий год.

Но, к сожалению, Концепция реформирования систем оплаты труда, предложенная Минтрудом России, не построена на полном объективном анализе недостатков существующей системы оплаты труда и устранить их не способна. Главный недостаток ЕТС – отсутствие достаточных средств для ее эффективного применения, не говоря уже о том, что все последние годы ее не совершенствовали, а разрушали. То, что сегодня предлагается Минтрудом РФ, – попытка правительства окончательно снять с себя ответственность за оплату труда работников образования, здравоохранения и культуры.
Вызваны эти предложения скорее всего тем, что за все эти годы справиться с долгами по зарплате бюджетникам и сократить необоснованно высокие диспропорции в оплате труда работников бюджетной сферы и промышленности правительство так и не смогло. Вот и решили переложить ответственность на субъекты Федерации.
В Концепции перечислены цели и задачи введения отраслевых систем оплаты труда. На федеральном уровне эти задачи частично могут быть решены, но на уровне регионов они, по всей вероятности, решены не будут, поскольку полномочия по установлению уровней оплаты труда и сроков дальнейшего повышения зарплаты передаются не только субъектам РФ, но и муниципалитетам, а проблема межбюджетных отношений все еще остается.
Проводимая бюджетная политика усугубляет положение дел с обеспеченностью отдельных регионов страны социальными услугами. В результате этого уровень здравоохранения, образования в некоторых регионах уже сегодня несопоставим с уровнем центральных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и др.
Более того, проводимая Правительством РФ бюджетная политика по существу означает перекладывание на плечи регионов всей заботы о развитии социальной сферы без предоставления им дополнительных источников.
Разработчики Концепции пытаются доказать, что ее реализация повысит уровень оплаты труда всем работникам. Но это обман. Многие субъекты РФ без помощи федерального бюджета в 2003 году вообще не введут новые системы оплаты труда, либо при их введении снимут все региональные и местные надбавки. Это означает, что даже в среднем обещанного повышения зарплаты в 1,33 раза не будет. Мы не можем еще раз не обратить внимание на то, что 1,33 – это явно недостаточная индексация, поскольку за это время прожиточный минимум вырастет не менее чем в 1,4 раза. В итоге положение в оплате труда работников бюджетной сферы может стать даже хуже, чем до декабря 2001 года. Поэтому мы считаем, что нельзя объединять в 2003 году очередную индексацию и введение новой системы оплаты труда, поскольку при условии увеличения фонда оплаты труда в 1,3 раза отраслевая система не только не устранит недостатки ЕТС, но и в ряде случаев усугубит ситуацию. Еще сложнее дела будут обстоять в регионах, поскольку введение новой системы будет обусловлено наличием собственных средств.
Индексация и введение новой системы оплаты труда – действия, направленные на решение разных задач. Индексация предполагает частичную компенсацию материальных потерь работника в связи с ростом стоимости жизни. Система оплаты труда должна обеспечивать мотивацию квалифицированного добросовестного труда, поощрять его высокие результаты.
Далее. У нас одновременно проходят две реформы, но как всегда между ведомствами, которым поручено их разрабатывать, нет координации. Одна реформа – в образовании, вторая – в организации оплаты труда в бюджетной сфере. Первая реформа декларирует необходимость повышения качества образования, расширение его доступности. Но мы с вами знаем, что главная фигура в решении задачи повышения качества образования – это учитель, а значит ее невозможно осуществить, не установив достойный уровень оплаты труда педагога, не решив проблему привлечения и закрепления новых кадров. Концепция Минтруда направлена против школы, против ребенка, поскольку она не обеспечивает создание эффективных систем оплаты труда в регионах, уменьшает возможности ребенка получить качественное образование, если он живет в бедной территории, а дотационных регионов у нас сегодня более 70 процентов.
Нам приводят пример Америки, где учитель физики или математики в разных штатах получает различную зарплату. Но при этом и уровень образования в разных штатах различный. В бедных штатах и школах он остается низким. Именно поэтому в последние годы Америка обеспокоена уровнем знаний школьников, не отвечающим требованиям экономики, отстающим от уровня знаний школьников других стран. Именно поэтому Америка обеспокоена низкой квалификацией значительной части преподавателей и разрабатывает программы поддержки учителей, создает им условия для непрерывного повышения квалификации и выравнивает различия между штатами. Зачем же мы хотим повторить неудачный опыт?
В докладе Национальной комиссии США по образованию сказано, что заработная плата учителя является лакмусовой бумажкой, показывающей, насколько серьезны стремления государства обеспечить высококачественное образование. Это в полной мере подходит и к нашей стране.
Положения Концепции Минтруда РФ вступают в противоречие с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования, поскольку закрепляют неравенство между субъектами РФ в обеспечении возможностей получения качественного образования, ведут к разрушению единого образовательного пространства. Они противоречат идее единого государственного экзамена, единого стандарта общего образования, введению нормативного принципа финансирования образовательных учреждений и ухудшают положение детей бедных регионов.
Мы уверены, что реализация подготовленной Минтрудом Концепции приведет к снижению реального уровня жизни учителей, врачей, работников культуры в значительном числе субъектов РФ, к снижению качества образования, медицинских услуг. В итоге пострадают наши дети, все граждане.
Учитывая, что в последнее время правительство плохо слышит разумные предложения и депутатов, и профсоюзов, торопится, старается все разрабатывать келейно, без широкого обсуждения важнейшего документа, прямо затрагивающего интересы 15 миллионов работающих, не желает анализировать возможные социальные последствия предлагаемых мер, профсоюзы трех отраслей провели собрание, выразили категорическое несогласие с предложенной Концепцией и приняли решение о подготовке к Всероссийской акции протеста в феврале. Наши требования:
– не допустить принятия предложенной Концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
– сохранить предусмотренный Законом “Об образовании” принцип применения устанавливаемых на федеральном уровне ставок и окладов для работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней, на всей территории России как минимальных государственных гарантий по оплате труда;
– отложить введение отраслевой системы оплаты труда в сфере образования до принятия решения об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию этой меры не менее чем в два раза;
– провести индексацию тарифных ставок и окладов ЕТС в 2003 году не менее чем в 1,5 раза в целях недопущения ухудшения реального материального положения работников.
Началом подготовки к Всероссийской акции стал сегодняшний пикет у здания Государственной Думы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте