Сегодня практически все выпускники одиннадцатых классов имеют возможность поступить в вуз. Причём на бюджетные места. Однако в прошлом году в России 3% бюджетных мест не были использованы. На некоторые направления просто не подали документы.
На мой взгляд, большое количество граждан страны, имеющих высшее образование, – это скорее плюс, а не минус. Само по себе это замечательно, и к этому нужно стремиться, поскольку будущее человечества – за интеллектуальным управлением, за экономикой знаний, которая постепенно выходит на ведущие позиции.
Другой вопрос – качество высшего образования. Им необходимо серьёзно заниматься. Поэтому цель грядущей реструктуризации – именно повышение качества. Сокращение количества вузов – это лишь один из шагов, направленных на повышение качества подготовки специалистов. У нас принято считать, что чем больше количество, тем лучше качество, но это, к сожалению, не всегда верно.
Реструктуризация вузов может производиться путем присоединения, объединения, закрытия и т.д. Но суть не в форме, а в цели. Для чего это делается и на основании каких критериев? Критерии и существенные качественные индикаторы в ближайшее время будут обозначены, и тогда можно будет вести предметный разговор. Пока же нужно уяснить, что это не единовременная, не сверхсрочная и не кампанейская акция.
За счет чего должно улучшиться качество образования? Прежде всего, за счет более активного участия учебных заведений в исследовательско-консалтинговой деятельности. Не секрет, что многие студенты работают, при этом большинство начинают трудиться уже на младших курсах. Поскольку образование частую платное, работа для ребят – вынужденная необходимость. Сочетание работы с обучением – это неплохо, но только если эта работа находится в русле той деятельности, которой люди обучаются. Сейчас, увы, это не так. Сегодня студенты разгружают вагоны или разносят еду в ресторанах, а не занимаются своим профилем деятельности. Поэтому нужно создать такие условия, чтобы студентам и аспирантам в рамках обучения можно было заниматься исследовательско-консалтинговой деятельностью и за это получать деньги.
Следующий шаг на пути повышения качества вузов – создание национальной рейтинговой стратегии оценки высших учебных заведений, которая бы котировалась на международном уровне. Мы не настолько плохи, чтобы наш лучший вуз не входил в сотню мировых! А это факт – ни один российский вуз не входит даже в сотню учебных заведений мирового уровня. Почему? Потому что там рейтинги по-другому составляются. Своя рейтинговая стратегия оценки поднимет авторитет наших вузов.
И, конечно, нельзя не сказать о трудоустройстве. Качество любого вуза зависит от качества конечного «продукта», то есть выпускника. На сегодня нет реально работающих моделей, которые бы позволяли гарантировать наиболее успешным студентам, лучшим выпускникам работу. Здесь должно быть отлажено взаимодействие: студент – вуз – работодатель. Причём данный процесс нуждается в регулировании, потому что он слишком сложен, чтобы каждый вуз занимался им самостоятельно. На мой взгляд, это задача органов власти.
Об авторе
Владимир Шамахов, ректор Северо-Западного Института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
Комментарии