Как рождается идея, никто не знает, я и сам не знаю, как ко мне приходят идеи. Собственно, у истоков создания МГПУ стояли Любовь Петровна Кезина, Юрий Михайлович Лужков и Виктор Васильевич Рябов. Время было достаточно сложное, 1995 год, сама мысль о том, что в Москве надо создать городской педагогический университет, не была очевидной, так как в Москве есть и другие мощные педагогические вузы, но идея в конечном счете оказалась плодотворной.
Москва в то время развивала систему образования очень интенсивно, большое внимание было уделено развитию различных инновационных проектов, школ, центров, гимназий, лицеев. На этом фоне желание города иметь свое высшее учебное заведение, которое было бы интегрировано в образовательный комплекс Москвы, оказалось продуктивным. Правительство Москвы всячески поддерживало МГПУ, так как видело реальную отдачу, к тому же в столице вели правильную кадровую политику, Правительство Москвы установило определенные надбавки профессорско-преподавательскому составу, были созданы комфортные условия для педагогической деятельности, создавалась материально-техническая база. Но самое главное – университет был интегрирован в московскую систему образования, что сохраняется до сегодняшнего дня, это я считаю наиболее важным моментом в идее создания и развития МГПУ. Насколько сегодняшний педуниверситет соответствует замыслу создателей, не знаю, я в те времена был заместителем министра образования РФ и помогал чем мог работе МГПУ. Но в целом идея педагогического университета, как показало время, была правильной. Мы видим, что сейчас у нас университеты и институты объединяют, многие педагогические вузы прекратили свое существование, влились в состав университетов, но это не магистральный путь развития образования. Качество образования ведь определяется не тем, в составе какого вуза находится педагогический вуз, оно напрямую связано с содержанием образования и с кадрами, реализующими содержание образования. С этой точки зрения МГПУ – пример того, как вуз успешно справляется с этой задачей. Внутри университета есть институт, занимающийся новациями в педагогике, новыми образовательными технологиями, МГПУ тесно связан со школами Москвы.Сейчас в воздухе витает идея о сетевой организации образовательного процесса, о тесной связи вуза со школой, в МГПУ это уже органично реализуют. Так что я считаю, что замысел создателей МГПУ во многом уже воплощен в жизнь, хотя, конечно, нельзя успокаиваться на достигнутом. Я выскажу, может быть, парадоксальную мысль – в области содержания педагогического образования мы еще недостаточно продвинуты и стоим ниже принципов, сформулированных Яном Амосом Коменским для организации общего образования, в связи с этим перед коллективом МГПУ все еще стоят большие задачи. Университет участвует также в программе «Столичное образование», что чрезвычайно важно и актуально и раскрывает широкие перспективы для вуза.Перед педагогическим образованием стоят огромные задачи, которые еще не решены, которые должны быть решены, и педагогическое образование сейчас должно пережить эпоху Возрождения. Может быть, это как раз удастся Московскому городскому педагогическому университету, так как во главе вуза стояли и стоят люди, имеющие большой опыт педагогического и государственного управления, что, несомненно, идет на пользу МГПУ. Это относится и к Виктору Васильевичу Рябову, который вложил много сил в создание МГПУ на самом сложном этапе его становления, и к Любови Петровне Кезиной, внесшей огромный вклад в становление университета, развитие материально-технической базы. Уверен, что в этом же направлении будет трудиться и новый ректор МГПУ Игорь Михайлович Реморенко, потому что он прошел большой путь: работал в школе, затем курировал инновационные процессы в образовании, работая в министерстве, и способен реализовать инновационные подходы к образовательному процессу. Так что МГПУ повезло с руководителями, а перспективы у вуза, на мой взгляд, большие. В дни юбилея желаю хорошего самочувствия всем сотрудникам МГПУ, чтобы реформы не становились поперек судеб конкретных людей. Также желаю достижения результатов в разработке ключевых проблем педагогического образования – содержания образования и образовательных технологий. Если МГПУ решит эту задачу, то он внесет существенный вклад в развитие образования в целом в стране и подтвердит свою миссию одного из ведущих педагогических вузов России.
Комментарии