search
main
0

Владимир ПЫЛЕВ, министр образования и науки Самарской области: От учителя зависит будущее страны

​Самару провинцией не назовешь. Большой красивый город, раскинувшийся по берегам Волги. Примечательно, что Самара всегда была лидером в области образовательных инноваций, в чем-то даже опережая Москву. Причем школы и вузы в этом регионе всегда работали и работают в тесном содружестве, прекрасно понимая, что напрямую зависят друг от друга, особенно если речь идет о педагогических вузах. Между прочим, министр образования и науки Самарской области Владимир ПЫЛЕВ первое образование получил в классическом университете, второе – в Самарском филиале Московского городского педуниверситета. Наш разговор с Владимиром Александровичем состоялся как раз после подведения итогов регионального конкурса «Учитель года России», так что, прежде чем говорить о вузовском образовании, мы заговорили о школе.

– Я двенадцать лет проработал учителем истории в самарской школе №121 и потому был очень рад, когда молодой педагог, тоже учитель истории, Владимир Кильдюшкин стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013». Вообще у нас в области в этом состязании приняли участие более 500 человек из 700 школ, то есть две трети наших общеобразовательных учреждений разного уровня были представлены на конкурсе, и это очень радует. Особенно приятно видеть молодых педагогов, которых мы стараемся всячески поддерживать. Хотел бы обратить внимание на тот факт, что наш губернатор Николай Иванович Меркушкин начал свое выступление на закрытии регионального конкурса «Учитель года России-2013» со слов об особой миссии педвузов. Ведь от того, каким будет педобразование, зависит подготовка учителей для современной школы. Именно в их руках будущее страны. По инициативе губернатора каждый молодой педагог у нас в области в течение трех лет после окончания вуза будет получать доплату в размере 5 тысяч рублей. Кроме того, 150 выпускников педвузов получат единовременное пособие от 160 до 350 тысяч рублей, если они поедут в школы, остро нуждающиеся в педагогах. Мы также сейчас планируем до 60 процентов наших педагогов обеспечить ноутбуками. В первую очередь будем давать хорошо работающим учителям, имеющим высокую квалификацию, которые активно используют IT-технологии в своей работе на уроке.

Вообще как такового кадрового голода по области, особенно в крупных городских округах, нет, разве что есть вакансии учителей иностранных языков. В педагогах, как правило, нуждаются небольшие сельские школы, удаленные от районных центров. Молодые учителя, которые поедут в такие школы, получат 350 тысяч рублей, если школа находится в райцентре, то тогда 160 тысяч рублей. Я недавно был на открытии школы в райцентре Богатое, ее директор с радостью сообщил, что в прошлом учебном году к нему пришли сразу восемь молодых учителей. Кстати, за последние три года число молодых педагогов увеличилось в наших школах с 8 до 10 процентов. Между прочим, выросло в школах и число учителей-мужчин. В этом году их 9,4 процента. Тогда как совсем недавно было чуть более 7 процентов. Мы не забываем, что мужчинам помимо денег нужны еще и общественное признание, уважение. Им очень важно, что на региональном конкурсе «Учитель года России» им руку жмет сам губернатор. Так что не случайно уже два года назад на всех уровнях конкурса, начиная с муниципального, победители – мужчины, причем очень много молодых. Кстати, два года назад, в 2011 году, наш учитель физкультуры Алексей Осипов вошел в пятерку лучших педагогов России. Школа без мужчины, как и семья, не может быть полноценной, детям – и мальчишками, и девочкам – нужно не только женское, но и мужское воспитание.

– Владимир Александрович, а какова ситуация с зарплатой школьных учителей, удалось ли ее реально повысить?

– Сегодня средняя зарплата школьного учителя по области – 23,5 тысячи рублей, у других категорий педагогических работников чуть меньше – около 23 тысяч. Начиная с марта каждого года мы плавно повышаем зарплату педагогам, доводя ее до средней по экономике. В результате в апреле – июне она зачастую у нас даже выше, чем в среднем по экономике региона. В августе она чуть ниже. Зато с первого сентября снова повышается. Так что мы работаем на опережение. Причем стараемся не забывать о работниках дошкольных учреждений и дополнительного образования. Так, у педагогов дополнительного образования зарплата сейчас перевалила за 18 тысяч рублей, кроме того, мы не забываем и о воспитателях детских садов. Тем более что в них сегодня особая потребность. Мы за последнее время ввели 8 тысяч новых мест в детсадах. Так что задача довести зарплату воспитателей до средней по экономике сегодня одна из самых актуальных. С марта воспитатели получают около 18,5 тысячи рублей, причем эта сумма будет расти.

– Владимир Александрович, вы выпускник Самарского филиала Московского городского педуниверситета. В чем, по-вашему, секрет успешности этого учебного заведения? Что дало лично вам обучение в этом филиале?

– Базовое образование я получил на историческом факультете Куйбышевского государственного университета, ныне Самарского, и когда мне предложили получить второе образование в Самарском филиале МГПУ, я вначале отнесся к этому несколько скептически. Думал, что имею и так достаточный опыт, я был тогда уже заместителем директора школы, знал многих экспертов в области образования. Когда же начал учиться, я сразу оценил и высокий уровень преподавателей филиала, и тех людей, которые учились вместе со мной. Разумеется, большинство из них, как и я, уже имели серьезный жизненный и профессиональный опыт, теперь же у нас была реальная возможность постоянного общения, которое обогащает каждого из нас. Примечательно, что, когда я обучался в Куйбышевском госуниверситете, его ректором был Виктор Васильевич Рябов. А потом я поступил в Самарский филиал МГПУ, головной вуз возглавлял все тот же Виктор Васильевич. Это, несомненно, яркая фигура в современном образовании. Кстати, большинство из нашего выпуска были приглашены на работу в городской Центр развития образования. Так вот учеба в филиале дала не только возможность познакомиться с яркими учеными и талантливыми профессорами, но и научиться работать в команде. Я думаю, как раз секрет успешности Самарского филиала МГПУ в умении создать такую атмосферу, в которой и студенты, и преподаватели составляют одно целое. Здесь читалось множество интересных дисциплин, тут мы в совершенстве освоили проблемные и групповые методы работы. Во время групповой работы каждый обогащает своего соседа, люди учатся общаться друг с другом, слушать не только себя, но и своего оппонента. Здесь я освоил еще одно искусство – искусство самопрезентации, весьма необходимое сегодня педагогам и руководителям разного уровня. Еще раз подчеркну, ребята здесь получают знания от ведущих ученых, нам читали лекции Евгения Сергеевна Романова, Михаил Львович Левицкий, Татьяна Ивановна Шамова, Наталья Васильевна Немова. Уже потом, когда работал руководителем Управления образования города Чкаловска, я приглашал Наталью Васильевну к себе, чтобы она выступила перед директорами школ города. В завершение хочу еще раз подчеркнуть: Самарский филиал МГПУ проводит огромную работу по подготовке современных высококвалифицированных учителей и других специалистов, здесь у ребят формируются важнейшие компетенции, необходимые в работе педагога, здесь происходит их становление как исследователей. Думаю, у филиала есть прекрасные перспективы для дальнейшего развития.

 

Досье «УГ»

Владимир Александрович Пылев, 1965 года рождения, кандидат педагогических наук. После окончания Куйбышевского государственного университета по специальности «история» работал учителем истории в средней общеобразовательной школе №8 Куйбышева, заместителем директора по науке в средней общеобразовательной школе №121 Куйбышева, главным методистом отдела образования администрации г. о. Самара, заведующим отделом образования администрации г. о. Чапаевск, руководителем Юго-Западного управления Министерства образования и науки Самарской области. С 15 ноября 2007 года занимал должность заместителя министра образования и науки Самарской области – руководителя департамента правового, ресурсного обеспечения и проектной деятельности.В 1997 году получил второе высшее образование в Московском городском педагогическом университете по специальности «менеджер в социальной сфере».С 1997 г. работал главным методистом, руководителем аналитического отдела Центра развития образования администрации г. о. Самара, затем заведующим отделом образования администрации г. о. Чапаевск, руководителем Юго-Западного управления Министерства образования и науки Самарской области. С 2007 года занимал должность заместителя министра образования и науки Самарской области – руководителя Департамента правового, ресурсного обеспечения и проектной деятельности. С декабря 2012 года – министр образования и науки Самарской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте